2-1570/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2015г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Шевцовой Н.Г.
с участием прокурора: Шишковой Ю.Е.,
при секретаре: Соловьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», ООО «Торговый Дом «Мир Текстиля» о признании недействительными: генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347, решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», в части включения земельных участков по <адрес> в границы территориальной зоны Р2 (зона парков, набережных, скверов, ботанического сада),
установил:
ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. «Об утверждении Генерального плана г. Смоленска» и решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части включения принадлежащих Обществу земельных участков с кадастровыми номерами № №, расположенных по <адрес>, в границы территориальной зоны Р2 – зоны парков, набережных, скверов, ботанического сада, указав, что названные нормативные акты органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства, приняты без учета существующего фактического землепользования, и нарушают права Общества на использование упомянутых участков в соответствии с их разрешенным использованием – под производственную базу.
ООО «Торговый Дом «Мир Текстиля» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. «Об утверждении Генерального плана г. Смоленска» и решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части включения принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, в границы территориальной зоны Р2 – зоны парков, набережных, скверов, ботанического сада, указав, что названные нормативные акты органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства, приняты без учета существующего фактического землепользования, и нарушают права Общества на использование упомянутого участка в соответствии с его разрешенным использованием – под производственную базу.
Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13.04.2015г. указные гражданские дела объединены в одно производство.
Впоследствии ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» и ООО «Торговый Дом «Мир Текстиля», уточнив заявленные требования, просили признать недействительными: генеральный план города Смоленска, утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347, решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», в части включения земельных участков по <адрес> в границы территориальной зоны Р2 (зона парков, набережных, скверов, ботанического сада).
В судебном заседании представители заявителей: Никонова Н.М., Россенко А.В. и Зайцева Ю.А. поддержали заявленные требования по вышеизложенным доводам.
Представитель Смоленского городского Совета Артамонов Р.А., возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что принятие представительным органом местного самоуправления решений о внесении изменений в Генеральный план г. Смоленска и ПЗЗ отнесено к его исключительной нормотворческой прерогативе. Правила землепользования и застройки в настоящее время соответствуют Генеральному плану г. Смоленска.
Представитель Администрации г. Смоленска Колосова С.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на соответствие оспариваемых нормативно-правовых актов требованиям действующего законодательства.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение представителя Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
По правилам ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу п.1,3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В п.1 ст.9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со ст.ст.9,24,25 ГрК РФ.
На основании ст.24 ГрК РФ, генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления. Обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации городского округа в представительный орган является протокол публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
В соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч.ч.2, 4 ст.30 ГрК РФ).
Согласно ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
На основании ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам, которые предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
По делу установлено, что решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 утвержден генеральный план города Смоленска.
Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета – газете «Смоленские городские известия» от 23.03.2007г. за №2 (11).
Постановлением первого заместителя мэра г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью <данные изъяты>. по <адрес> под производственную базу; выдан государственный акт на землю <данные изъяты> (л.д.11-13 – т.1). Постановлением Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № уточнены границы указанного земельного участка, площадь которого составила <данные изъяты> кв.м., участок поставлен на кадастровый учет под № (л.д.14-15 – т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное образование г. Смоленск и ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» заключило договор купли-продажи упомянутого участка (л.д.16-18 – т.1). Впоследствии из земельного участка с кадастровым № были образованы земельные участка с кадастровыми №, №, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. соответственно (л.д.19-62 – т.1). Согласно кадастровым выпискам, все названные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под производственной базой.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» продало земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под производственной базой, и находящийся на нем объект незавершенного строительства производственного корпуса № площадью застройки <данные изъяты> кв.м., степенью готовности <данные изъяты>%, ООО «Торговый Дом «Мир текстиля», который наряду с ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» входит в ООО «Группа компаний «Фениче» и занимается производством чулочно-носочных изделий, трикотажных изделий, оптовой торговлей одеждой, в том числе нательным бельем (л.д.209-212 – т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Смоленска заключен контракт с ФГУП «<данные изъяты>» по разработке проекта по внесению изменений в Генеральный план города Смоленска 1992г., утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 (л.д.42-44 – т.2).
Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена комиссия по сопровождению разработки проекта по внесению изменений в Генеральный план города Смоленска (л.д.47).
Распоряжением Главы г. Смоленска от 18.10.2007г. №540-р, опубликованном в газете «Рабочий путь» от ДД.ММ.ГГГГ., принято решение о проведении публичных слушаний по рассмотрению концепции проекта по внесению изменений в Генеральный план города Смоленска, разработанной ОАО «<данные изъяты>» (л.д.57).
Постановлением Главы города Смоленска от 11.11.2008г. №565, опубликованным в газете «Рабочий путь» от ДД.ММ.ГГГГ. за №, принято решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план города Смоленска, утвержденный решением 32-1 сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998г. №260. Этим же постановлением организация публичных слушаний возложена на комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план города Смоленска (л.д.48-51).
В газете «Рабочий путь» от ДД.ММ.ГГГГ. за № опубликован проект внесения изменений в генеральный план города Смоленска, утвержденный решением 32-1 сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998г. №260., а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном интернет-сайте Администрации г.Смоленска.
По результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. комиссией были составлено заключение, направленное Главе Администрации г.Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347 в генеральный план г. Смоленска, утвержденный решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998г. №260 в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным ОАО <данные изъяты> внесены изменения. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.
Названное выше решение опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г.Смоленска - газете «Смоленские городские известия», № от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием о размещении приложений № на официальном сайте Администрации г. Смоленска (л.д.62-64).
Генеральным планом города Смоленска, утвержденным решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998г. №260 принадлежащие заявителям участки был отнесены к производственной зоне, предназначенной для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Согласно же Генеральному плану города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета III созыва от 22.12.2009г. №1347 предприятия, расположенные на прибрежной территории реки Днепр определены под вынос или перепрофилирование. Функциональное использование территории, в границах которой расположены принадлежащие заявителям земельные участки – рекреационное.
Заявители, оспаривая генеральный план г. Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета III созыва от 22.12.2009г. №1347 ссылаются на его принятие без учета фактического землепользования.
Вместе с тем, как указывалось выше, согласно действующему законодательству генеральный план является документом планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установленных обстоятельствах, генеральный план города Смоленска, утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347, принят в соответствии с полномочиями и компетенцией органов местного самоуправления, с соблюдением установленных требований в части содержания и состава генерального плана, и с соблюдением закрепленных с ст.28 ГрК РФ требований в части проведения публичных слушаний по проекту генерального плана.
Процедура принятия изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 проверена в полном объеме вступившим в законную силу 24.05.2011г. решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15.03.2011г. по заявлению Т. Ю.А., Т. Т.А., И. И.Д., Д. С.М., Д. И.В. и других граждан о признании противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193, ввиду чего дополнительной проверки не требует. Правила землепользования и застройки г. Смоленска приняты в пределах полномочий органов местного самоуправления, на основании документа территориального планирования. Поскольку в генеральном плане г. Смоленска названная заявителями территория обозначена как рекреационная, то оспариваемая норма Правил, устанавливающая территориальную зону, относящуюся к рекреационной, не противоречит Градостроительному кодексу РФ.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подп. 8 п.1 ст.1 ЗК РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
П.2 ст.85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3 ст.85 ЗК РФ).
Согласно п.9 ст.1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу ч.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Вышеприведенные нормы федерального законодательства указывают на то, что оно ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, по смыслу ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями ч.8 ст.36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч.8 ст.36 ГрК РФ объектов.
Тем самым, при рассмотрении настоящего дела судом учитывается, что при наличии предусмотренных ч.8 ст.36 ГрК РФ обстоятельств, заявители вправе продолжить использование принадлежащих им земельных участков в соответствии с разрешенным видом использования и при несоответствии градостроительному регламенту территориальной зоны Р2, установленной ПЗЗ г. Смоленска.
При таком положении, оснований для признания генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347, решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», в части включения земельных участков по <адрес> в границы территориальной зоны Р2 (зона парков, набережных, скверов, ботанического сада), недействительными, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд
решил:
ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», ООО «Торговый Дом «Мир Текстиля» в удовлетворении требований о признании недействительными: генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. №260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. №1347, решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», в части включения земельных участков по <адрес> в границы территориальной зоны Р2 (зона парков, набережных, скверов, ботанического сада), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Н.Г.Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 26.05.2015г.