Мировой судья Темрязанская Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2020 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Шушкановой А.А.,
с участием:
- ответчика (заявителя жалобы) – Абрамовой Л.С.,
- представителя истца – Кочерова М.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абрамовой Любови Сергеевны на решение мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ЗАО «ЭкоВоз» к Абрамовой Л. С. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка № 61 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ЗАО «ЭкоВоз» удовлетворены. С Абрамовой Л.С. в пользу истца взысканы: образовавшаяся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность за вывоз и захоронение мусора в размере 1906 руб., возмещение понесенных по делу судебных расходов в размере 400 руб., а всего 2306 руб.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ответчик в жалобе указала, что в ходе рассмотрения спора мировой судья необоснованно не принял во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, которой предусмотрено, что оплата за обращение с ТКО включена в плату за коммунальные услуги. Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления». В силу ч. 8 ст. 23 названного Федерального закона обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, полагает, что при разрешении спора мировой судья безосновательно принял указанные истцом нормативы (в 2016 г. – 1, 97 куб. м, в 2017, 2018 г. – 2 куб. м с человека), поскольку данные нормативы не были установлены органами местного самоуправления.
Ответчик Абрамова Л.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Кочеров М.С. против удовлетворения жалобы возражал, указывая, что в <адрес>, в территорию которого входит и ул.6-й проезд, услуги по вывозу и утилизации ТБО в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.о. оказывались ЗАО «ЭкоВоз» по согласованию с администрацией г.о. Жигулевск. В данном районе применялась как бесконтейнерная система сбора отходов, так и ежедневный вывоз отходов с контейнерных площадок. Решение мирового судьи считает законным и обоснованным.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 154 ЖК РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей в спорный период 2016-2018 г.г.) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ ( в ред. Федерального законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ, действовавшей в спорный период) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. С 1 января 2018 года под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского поселения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (в ранее действовавшей редакции названных норм к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора).
Согласно Федеральному закону N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.
Отношения в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155.Согласно п. 7 названных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Форма документа устанавливается исполнителем.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск №нпа от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п.п.5.13 Порядка организации, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о. Жигулевск, утвержденного постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется владельцем индивидуального жилого дома, в т.ч. владелец индивидуального жилого дома обязан заключить договор по сбору, хранению, утилизации твердых коммунальных отходов с организацией, имеющей лицензию на право осуществления данной деятельности.
Из материалов дела следует, что администрация г. Жигулевск, руководствуясь Правилами благоустройства территории г.о. Жигулевск от 27 декабря 2006 г. N 132 и СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", согласовала, что с ДД.ММ.ГГГГ услугу по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с территории частного сектора ЗАО "ЭкоВоз".
Количество коммунальных отходов от жизнедеятельности на одного человека определяется в соответствии с постановлением мэра г. Жигулевск N 1210а от 19 июля 2011 г. и составляет 1,55 куб. м в год или 0,13 куб. м в месяц. Квитанции по оплате за вывоз и захоронение ТКО приходят совместно с квитанциями за воду и подлежат обязательной оплате. От оплаты освобождаются жители, заключившие договоры на вывоз ТКО с альтернативными организациями, имеющими лицензию на обращение с опасными отходами. Для этого необходимо предоставить следующие документы: договор на вывоз ТБО, график вывоза, лицензию организации на вывоз, договор организации на захоронение.
Соответствующая информация была опубликована в газете "Жигулевский рабочий" от ДД.ММ.ГГГГ. Также с руководителем управления ЖКХ администрации г.о. Жигулевск согласован график вывоза ТБО с частного сектора по дням недели, с ул. 6-йпроезд – каждую среду каждой недели (л.д.11).
Корректировка генеральной схемы санитарной очистки территории г.о. Жигулевск, согласно которой норма накопления бытовых отходов на одного жителя определена: в 2016 г. – 1, 97 куб.м, в 2017 г. – 2 куб. м, в 2018 г. – 2, 03 куб. м, утверждена главой г.о. Жигулевск Курылиным А.И. (л.д. 41).
Пунктом 8 ст. 36 Правил благоустройства территории городского округа Жигулевск Самарской области, утвержденных Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 259 и вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в случае невозможности размещения твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке (расстояние от объекта более 100 метров), при бестарном методе их вывоза необходимо использовать полиэтиленовые пакеты.
Согласно Уставу ЗАО "ЭкоВоз" основным видом его деятельности является удаление и обработка твердых отходов, сточных вод.
ЗАО "ЭкоВоз" утверждены тарифы на вывоз мусора, которые в пределах территории <адрес> составляют: в ДД.ММ.ГГГГ -64 рубля, в ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ.г. – 75 рублей.
Жилой дом № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности Абрамовой Л.С. Согласно представленному расчету, плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно начислена их расчета на одно лицо.
Удовлетворяя исковые требования, мировой судья исходил из того, что истцом оказывались услуги по сбору вывозу ТБО всем без исключения гражданам, проживающим на территории частного сектора г.о. Жигулевск, что подтверждено представленными в дело и исследованными мировым судьей письменными доказательствами. Доводы ответчика о том, что сбор мусора по ул. 6-й проезд истцом не осуществляется, опровергнуты предоставленными документами (путевыми и маршрутными листами).
Оплата ответчиком услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО, как собственником иного жилого помещения, не освобождает его от обязанности оплаты заявленных к взысканию сумм, поскольку обязанность обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами на собственника жилого дома возложена законом ( п. 5 ст. 30 ЖК РФ).
В связи с перечисленным выше доводы жалобы признаются судом несостоятельными и суд не находит оснований к отмене решения мирового судьи, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
При разрешении апелляционной жалобы суд не принимает доводов ответчика об изменении в спорный период порядка предоставления услуги, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введено понятие "твердых коммунальных отходов", а плата за них в составе платы именно за коммунальные услуги введена с 1 января 2016 года частью 4 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ч. 20 ст. 12 последнего (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 года N 486-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года. Аналогичное положение предусмотрено и ч. 8 ст. 23 приведенного выше Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ, в силу ч. 6 ст. 23 которого договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На территории Самарской области единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "ЭкоСтройРесурс») установлены приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18 декабря 2018 года N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем к спорным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, применены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 61 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-1903/2019 по иску ЗАО «ЭкоВоз» к Абрамовой Л. С. о взыскании задолженности оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абрамовой Л. С. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Судья Л.Ф.Никонова
Определение в окончательной форме изготовлено 10.03.2020.
Судья Л.Ф.Никонова