РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Чирковой И.Н.
при секретаре Родичевой Н.С.,
с участием представителя административного истца ФИО3, заинтересованного лица государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению государственного казенного учреждения <адрес> «Самарские лесничества» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Административный истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 вынесено предписание № Пунктом 1 предписания ГКУ СО «Самарские лесничества» предписано провести специальную оценку условий труда на рабочие места водителя, кладовщика, главного лесничего, лесничего до ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3 предписания им предписано обеспечить работников смывающими и (или) обеззараживающими средствами со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ Истец считает, что данные пункты предписания незаконны, необоснованны и подлежат отмене по следующим основаниям. ГКУ СО «Самарские лесничества» у главного распорядителя бюджетных средств Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> заблаговременно испрашивались денежные средства на финансирование мероприятий по специальной оценке условий труда, однако в полном объеме денежные средства не были выделены, в связи с чем специальная оценка условий труда была проведена в объеме выделенных бюджетных средств, иных источников финансирования этих мероприятий учреждение не имеет. Что касается п. 3 предписания, административный истец полагает, что они не обязаны обеспечивать работников смывающими и (или) обеззараживающими средствами, поскольку их деятельность не связана с вредными и (или) опасными производственными факторам.
В предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил признать в целом предписание № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в иске отказать.
Заинтересованное лицо - государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГКУ СО «Самарские лесничества» вынесено предписание <данные изъяты> об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 10-11).
В силу ст. 357 ТК РФ данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из материалов дела следует, что с данным административным иском ГКУ СО «Самарские лесничества» обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 357 ТК РФ срока.
От ГКУ СО «Самарские лесничества» поступило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Как установлено в судебном заседании, предписание Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ получено истцом по почте ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «Самарские лесничества» подан административный иск в Железнодорожный районный суд <адрес>, который был возвращен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, после чего данный административный иск вновь подан в суд ДД.ММ.ГГГГ и принят судом.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административным истцом срок пропущен по уважительный причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки должностными лицами федеральной инспекции труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (ч. 6 ст. 360 ТК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая, выездная проверка в отношении ГКУ СО «Самарские лесничества» общей продолжительность 3 рабочих дня, по результатом которой выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в <адрес> ГКУ СО «Самарские лесничества» выдано предписание №, которым предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение специальной оценки условий труда на следующие рабочие места: водитель, кладовщик, главный лесничий, лесничий в соответствии с законодательством об оценке (п. 1), в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о рисках повреждения здоровья, представляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (знакомить работников под роспись с картами аттестации рабочих мест по условиям труда либо с картами о специальной оценки условий труда) (п. 2), обеспечить работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, установленными в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3), обеспечить надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающими и (или) обезвреживающими средствами под роспись в личной карточке учета смывающих и (или) обезвреживающих средств (п.4), включить в трудовой договор работников ФИО4 (лесничий) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (мастер леса) от ДД.ММ.ГГГГ нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте (п. 5).
Проверяя законность требований, указанных в п. 1 предписания, судом установлено следующее.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 статьи 17 Закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной плановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в <адрес> установлено, что сфера деятельности Общества - ОКВЭД 02.40.1 - Предоставление услуг в области лесоводства. Штатное расписание Общества включает 239 штатных единиц, фактическая численность работников - 239 человек. Согласно Отчёта по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГг. и Перечня рабочих мест Общества, подлежащих аттестации по условиям труда в 2013 году проведена аттестация на следующие 19 рабочих мест в аппарате управления, в том числе: - директора; -заместителя директора (2); -главного бухгалтера; -главного экономиста; -главного юрисконсульта; -главного специалиста по кадрам; -ведущего инженера; -инженера по лесопользованию; -инженера по охране и защите леса; -инженера по лесовосстановлению; -заместителя главного бухгалтера; -ведущих бухгалтеров (5); -мастера леса (в городе, карта №); -мастера леса (карта №).
При этом в ходе проверки установлено, что работодатель за период с 2014 г. по 2017 г. не обеспечил проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (не реже чем один раз в пять лет) на следующие рабочие места: 1) водитель - 4 человека; 2) кладовщик - 1 человек; 3) главный лесничий - 16 человек; 4) лесничий - 57 человек, а также мастер леса - 135 человек (за исключение двух рабочих мест по карте № и №). На этих местах также не была проведена аттестация рабочих мест, до вступления в силу с 28.12.2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", за исключением 2 рабочих мест мастера леса (карты № и №). Документы в подтверждение проведение специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ не представлены.
Доказательств обратного стороной истца не представлено, при этом представитель ГКУ СО «Самарские лесничества» в суде не отрицал, что оценка условий труда у них не проведена, только начаты работы по организации ее проведения, заключен контракт с ООО ИЦ «ОХРАНА» ТРУДА» ДД.ММ.ГГГГ об оценке условий труда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ГКУ СО «Самарские лесничества» в нарушение требования ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на момент проведения проверки в сентябре 2017 г. не проведена специальная оценка труда на рабочие места: водитель, кладовщик, главный лесничий и лесничий, в связи с чем требования Государственной инспекции труда по <адрес> в предписании об организации приведение специальной оценки труда на рабочих местах данных работников обоснованны.
Доводы истца об отсутствии финансирования главного распорядителя бюджетных средств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают работодателя от их проведения в соответствии с действующим законодательством. При этом, согласно п. 2.7 Плану по улучшению условий и ораны труда в ГКУ СО «Самарские лесничества», истец обязан организовать и провести специальные условия труда в лесничествах в течение года, при этом в пп.5 п. 5 Плана заложена сумма на правоведение СОУТ в сумме 115,2 тыс. рублей.
Доводы представителя истца о том, что в силу Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, в связи с чем указание на исполнение п. 1 предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ необоснованно, суд не принимает во внимание, поскольку ГКУ СО «Самарские лесничества» предписано в указанный срок лишь организовать проведение СОУТ, то есть провести начальные мероприятия.
Проверяя законность требований, указанных в п. 2 предписания, судом установлено следующее.
В силу абз. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Данная норма взаимосвязана с обязанностью работодателя проводить специальную оценку условий труда и правом работника на достоверную информацию об условиях труда, рисках для здоровья и предоставляемых компенсациях. Указанная обязанность реализуется работодателем через предоставление работникам соответствующей информации при заключении трудового договора через ознакомление с картой специальной оценки условий труда на рабочем месте (аттестации рабочего места по условиями труда), в которой содержится информация о вредных факторах, установленных классах условий труда, полагающихся гарантиях и компенсациях, если условия труда являются вредными. При приеме на работу работник ознакамливается с содержанием трудового договора, в котором в силу требований ст. 57 ТК РФ должна содержаться информация об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях, если условия труда на его рабочем месте являются вредными и (или) опасными.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в карте аттестации рабочего места по условиям труда № – мастера леса имеется подпись только двух работников, доказательств того, что другие работники в количестве 213 человек, в том числе занимающие должность мастер леса в лесничествах, проинформированы об условиях труда, истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности требования Государственной инспекции труда по <адрес> в предписании об обеспечении информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о рисках повреждения здоровья, представляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (знакомить работников под роспись с картами аттестации рабочих мест по условиям труда либо с картами о специальной оценки условий труда).
Проверяя законность требований, указанных в п. 3, 4, 5 предписания, судом установлено следующее.
Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010г. № 1122н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1, стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" согласно приложению N 2.
В соответствии с п. 3 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.
Пунктами 12 и 13 Стандарта предусмотрено, что подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Согласно п. 9 Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. При этом в силу п. 24 Стандарта работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ГКУ СО «Самарские лесничества» не разработан Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. Отсутствуют личные карточки учёта выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Государственной инспекции труда по <адрес> в п.3, п. 4, п.5 предписания по обеспечению работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, установленными в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обеспечению надлежащего учет и контроль за выдачей работникам смывающими и (или) обезвреживающими средствами под роспись в личной карточке учета смывающих и (или) обезвреживающих средств и включению в трудовой договор работников ФИО4 (лесничий) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (мастер леса) от ДД.ММ.ГГГГ нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте законны и обоснованны.
Доводы представителя истца о том, что деятельность ГКУ СО «Самарские лесничества» не связана с вредными факторами, в связи с чем выполнение требований по обеспечению работников смывающими и (или) обезжиривающими средствами не требуется, несостоятельны. В п. 1.3. «Инструкции по охране труда при выполнении работ по отводу лесосек для работников государственного казённого учреждения <адрес> «Самарские лесничества», п. 1.5.2. «Инструкции по охране труда для мастера леса ГКУ СО «Самарские лесничества», п. 1.5.2. «Инструкции по охране труда для лесничего ГКУ СО «Самарские лесничества» указано: «При выполнении работ на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы, в том числе: постоянная работа на открытом воздухе, в не отапливаемых помещениях; падающие деревья и их части; ветровально-буреломные, горелые, сухостойные, фаутные и опасные деревья, подрост, кустарники; неблагоприятные природные и метеоусловия; повышенная и пониженная температура воздуха на рабочем месте и т.д. Таким образом, работодатель, утверждая данные инструкции, подтверждает работу с вредными факторами. При этом в инструкциях, работодатель закрепляет за работником (мастер леса, лесничий) требование «мыть руки с мылом», однако в пунктах 3.2.7., 4.2 Инструкций по охране труда для лесничего, мастера леса, при выполнении работ по отводу лесосек у работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающие средства (мыло) в наличии отсутствует.
С учетом выше установленных обстоятельств, принимая во внимание, нарушения порядка и процедуры проведения проверки, фиксации выявленных нарушений и оформления ее результатов в процессе рассмотрения дела не допущено, оспариваемое предписание соответствуют требованиям закона, правомерно возлагают на административного истца обязанности устранить нарушения, выявленные в ходе проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в <адрес>, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения <адрес> «Самарские лесничества» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.Н. Чиркова