Копия Дело № 2-12/2020
24RS0008-01-2019-000332-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахметова Р. И. к администрации Раздольненского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, администрации Большемуртинского района Красноярского края о признания права собственности в порядке наследования, встречному исковому заявлению администрации Большемуртинского района Красноярского края к Ахметову Р. И. о признании недействительными постановления администрации и договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ахметов Р.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что со дня рождения его мама Ахметова В.С. проживала в <адрес>, с 1991 года она переселилась в свободный дом по адресу: <адрес> проживала в нем до дня отъезда в <адрес>-15 (в настоящее время в <адрес>). Решением Большемуртинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Ахметовой В.С. признано право собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. Истец является наследником по закону после смерти Ахметовой В.С., наступившей ДД.ММ.ГГГГ, он вступил в наследство на указанный жилой дом и в настоящее время является его собственником. При жизни, ДД.ММ.ГГГГ Ахметова В.С. заключила с МО Большемуртинский район Красноярского края договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, который был направлен на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, право собственности было зарегистрировано за Ахметовой В.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ее смерти. В связи с этим, истец не может вступить в наследство и зарегистрировать право собственности на данное недвижимое имущество, что лишает его возможности в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться данным земельным участком. Фактически Ахметова В.С. пользовалась земельным участком с 1991 года. Поскольку на момент открытия наследства спорный земельный участок находился в постоянном бессрочном пользовании наследодателя, договор купли-продажи земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на него было зарегистрировано 10.12.2018 г., волеизъявление о приобретении земельного участка в собственность Ахметовой В.С. было выражено при жизни, просит признать за ним право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Во встречном исковом заявлении администрация Большемуртинского района Красноярского края указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по управлению находящимися в государственной собственности земельными участками с 01 января 2017 года принадлежат муниципальному образованию Большемуртинский район Красноярского края. Полномочия по управлению имуществом муниципального образования, согласно Уставу Большемуртинского района, возлагаются на администрацию Большемуртинского района. Поскольку Ахметова В.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м был заключен ДД.ММ.ГГГГ, просит признать недействительным постановление администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Ахметовой В. С. в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» и договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Большемуртинского района Красноярского края и Ахметовой В. С. в лице Ахметова Р. И..
В судебное заседание истец-ответчик Ахметов Р.И., представитель ответчика-истца - администрации Большемуртинского района Красноярского края, представители ответчиков - администрации Раздольненского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, администрации Большемуртинского района Красноярского края, представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо в праве в порядке, установленном законом, обращаться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в частности, осуществляется путем признания права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (ст.ст. 1152 - 1154 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст.1152 ГК РФ).
Как указано в абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (абз. второй п. 4 названного выше Постановления).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Ахметов Р.И. является сыном Ахметовой В.С., что подтверждается свидетельством о рождении.
В обоснование своих требований о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования истцом Ахметовым Р.И. представлено постановление администрации Большемуртинского района от 20.11.2018 года № 765 «О предоставлении Ахметовой В. С. в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с которым администрацией района принято решение предоставить Ахметовой В. С. в собственность за плату находящийся в государственной собственности земельный участок категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, установив цену выкупа участка в размере 1962,48 рубля и договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между продавцом администрацией Большемуртинского района Красноярского края и покупателем Ахметовой В. С. в лице Ахметова Р. И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым продавец продал, а покупатель приобрела в собственность указанный земельный участок за 1 962,48 рубля. Указанный договор подписан сторонами и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 24:08:3402001:143-24/126/2018-1.
Право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Ахметовой В.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской о внесении в ЕГРН сведений об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав, сделок, является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Вместе с тем, как следует из свидетельства о смерти III-БА №, выданного Енисейским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, мать истца Ахметова Р.И. – Ахметова В.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Данные обстоятельства свидетельствуют о смерти Ахметовой В.С. до заключения договора купли-продажи между последней и администрацией Большемуртинского района Красноярского края, а также до регистрации договора купли-продажи спорного земельного участка. Кроме того, на момент заключения указанного договора нотариальная доверенность на имя Ахметова Р.И. являлась недействтительной.
Внесение записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр недвижимости после смерти одной из сторон договора означает совершение юридически значимых действий за умершим, в то время как правоспособность, а также дееспособность данного лица прекращены.
На данное обстоятельство должно было быть указано Ахметовым Р.И., однако он уже после смерти матери обратился от её имени в администрацию района с заявлением на приобретение спорного земельного участка в собственность матери, заключил договор купли-продажи и провел регистрацию сделки на основании ранее выданной от имени Ахметовой В.С. доверенности, в связи с чем, суд приходит к выводу о его недобросовестности и наличии оснований для признания указанной сделки недействительной.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, суд, оценив доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что договор купли-продажи спорного земельного участка от 20.11.2018 года, заключенный между администрацией Большемуртинского района Красноярского края и Ахметовой В.С. в лице Ахметова Р.И. является ничтожной сделкой, как не соответствующей требованиям закона, поскольку одна из сторон сделки - покупатель Ахметова В.С. умерла задолго до заключения договора, а именно ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, не могла проявить волю на заключение спорного договора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ахметова Р.И. и о наличии правовых оснований для удовлетворения встречного искового заявления и признания недействительными постановления администрации Большемуртинского района от 20.11.2018 года № 765 и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, спорный, земельный участок подлежит возвращению в государственную собственность, а уплаченная покупателем в лице Ахметова Р.И. сумма выкупа за земельный участок в размере 1 962,48 рублей подлежит возврату последнему.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ахметова Р. И. к администрации Раздольненского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, администрации Большемуртинского района Красноярского края о признания права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования, отказать.
Встречное исковое заявление администрации Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.
Признать недействительными постановление администрации Большемуртинского района от 20.11.2018 года № 765 «О предоставлении Ахметовой В. С. в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» и договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Большемуртинского района Красноярского края и Ахметовой В. С. в лице Ахметова Р. И..
Прекратить право собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером № площадью 2652+/-18.02 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное за Ахметовой В. С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации Большемуртинского района Красноярского края в пользу Ахметова Р. И. сумму выкупа земельного участка в размере 1 962 (одна тысяча девятьсот шестьдесят два) рубля 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Лактюшина
Решение принято в окончательной форме 21 января 2020 года
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина