Дело № 2а-150/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Дубенки 14 июня 2016 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Юрташкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия к Еремкину И.М. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия (далее Межрайонная ИФНС России №3 по РМ) обратилась в суд с административным иском к Еремкину И.М. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, указывая, что он является плательщиком транспортного налога.
Еремкину И.М. направлено налоговое уведомление №247022 от 14 мая 2015 г. об уплате транспортного налога за 2014 г. в сумме 25923 руб. в срок до 01 октября 2015 г. Однако в добровольном порядке сумма налога в указанный срок не уплачена. В дальнейшем в его адрес было направлено требование №51948 от 15 декабря 2014 г. об уплате пени по транспортному налогу за 2012-2013 годы в сумме 277 руб. 47 коп., №335900 от 12 октября 2015 г. об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 25923 руб. 00 коп. и пени в сумме 7385 руб. 18 коп. в срок до 02 декабря 2015 г. Общая сумма задолженности по требованию составляет 33308 руб. 18 коп.
Еремкин И.М. сумму задолженности по транспортному налогу и пени по нему, не уплатил, в связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия надлежаще извещённый о дате, времени и месте судебного заседания не явился. В письменном заявлении Танаева С.Н., действующая на основании доверенности, просила административное дело рассмотреть в отсутствии представителя административного истца, заявленные требования поддерживает в полном объёме. Представила отзыв на возражение административного ответчика, в котором указано, что порядок предоставления льгот по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами, носит заявительный характер. В связи, с чем налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по каждому из имущественных налогов с обязательным предоставлением подлинников документов, служащих основанием для предоставления льготы. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства налогоплательщиком. Сумма налога, исчисляемая налоговыми органами, основывается на сведениях, представляемых в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик Еремкин И.М. извещённый о дате, времени и месте судебного заседания не явился. В письменном заявлении административное дело просил рассмотреть в его отсутствие. Представил письменные возражения, в которых административные исковые требования не признал. Указал, что транспортные средства СЗД с государственным регистрационным знаком ** ***\** и ЗАЗ 968 с государственным регистрационным знаком ** ***\** ему предоставлены Министерством социальной защиты населения за счёт средств Фонда социального страхования как инвалиду * группы в связи, с чем просит освободить его от уплаты транспортного налога. Остальные транспортные средства, находятся на балансе конкурсного управляющего с 2013 г. и ими он не может пользоваться.
Изучив доводы представителя административного истца, возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования порядка взыскания налога и пени, предусмотренного вышеприведёнными нормами закона, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Требованием №51948 истец уведомил ответчика о том, что ему начислены пени в сумме 277 руб. 47 коп., предложено погасить задолженность в срок до 10 февраля 2015 г. Следовательно срок для обращения в суд с административным иском о взыскании указанной пени истёк 10 августа 2015 г., административное исковое заявление подано в суд 04 мая 2016 г. вх. № 1248, то есть за пределами установленного законом срока.
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении срока для подачи искового заявления в части взыскания пени в размер 277 руб. 47 коп. в суд не обращалась.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в размере 277 руб. 47 коп.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом.
В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для уплаты транспортного налога признаётся календарный год.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге» (в редакции от 28 ноября 2013 г.) сроком уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, является 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям, представленным ОГИБДД ММО МВД РФ «Чамзинский», в собственности Еремкина И.М. в 2014 г. находились следующие транспортные средства: ЗАЗ 968 МД с государственным регистрационным знаком ** ***\**, год регистрации 1993, КАМАЗ 45143 с государственным регистрационным знаком ** ***\**, год регистрации 2009, УАЗ 31519 с государственным регистрационным знаком ** ***\**, год регистрации 2010.
Согласно сведениям, представленным Государственной инспекцией Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники от 25 мая 2016 г., в ИГТН Дубенского района Республики Мордовия за гражданином Еремкиным И.М. трактора, другие самоходные машины и прицепы не зарегистрированы.
Между тем к указанному ответу приложены сведения о зарегистрированных за индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Еремкиным И.М. следующих самоходных машин и прицепов к ним: комбайн з/у ДОН 1500-Б государственный регистрационный знак ** ***\**, дата регистрации 09 июня 2011 года, комбайн з/у ДОН 1500-Б государственный регистрационный знак ** ***\**, дата регистрации 09 июня 2011 года, погрузчик БЕЛАРУС МУП-351, государственный регистрационный знак ** ***\**, дата регистрации 15 июня 2006 года, трактор колёсный ХТЗ-150К-09 государственный регистрационный знак ** ***\**, дата регистрации 24 сентября 2009 года, трактор колёсный К-701 ПКН, государственный регистрационный знак ** ***\**, дата регистрации 31 марта 2011 года.
В силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, которым в данном случае не были заявлены требования о взыскании транспортного налога за следующие транспортные средства: комбайн з/у ДОН 1500-Б государственный регистрационный знак ** ***\**, комбайн з/у ДОН 1500-Б государственный регистрационный знак ** ***\**, трактор колёсный К-701 ПКН, государственный регистрационный знак ** ***\**.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Тем самым, учитывая, что налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет.
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством Еремкин И.М. относится к категории налогоплательщиков транспортного налога.
Налоговым уведомлением №247022 от 14 мая 2015 г. налоговый орган предложил административному ответчику добровольно уплатить не позднее 01 октября 2015 г. транспортный налог за 2014 г. в размере 25923 руб. за следующие транспортные средства:
- СЗД государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 44 руб.;
- УРАЛ ИМ 38103 государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 294 руб.;
- ЗАЗ 968 государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 525 руб.;
- БЕЛАРУС МУП-351 государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 1950 руб.;
- КАМАЗ 45143 государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 14560 руб.;
- УАЗ 31519 государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 1050 руб.;
- К-701 ПКН государственный регистрационный знак ** ***\** налог в размере 7500 руб.
В связи с неуплатой налога в добровольном порядке налоговым органом административному ответчику выставлены налоговые требования.
Требованием №335900 истец уведомил ответчика о том, что он обязан уплатить транспортный налог в размере 25923 руб., а также пени в размере 7385 руб. 18 коп., предложено погасить задолженность в срок до 02 декабря 2015 г. Указано на наличие задолженности в сумме 130 211 руб. 95 коп., в том числе по налогу 110 002 руб. 50 коп.
Указанные требования были направлены в адрес ответчика почтовой связью, о чём в суд представлены реестры исходящей почтовой корреспонденции.
На момент рассмотрения дела задолженность по налоговым обязательствам Еремкиным И.М. не погашена. Доказательств обратного не имеется.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате этого налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из указанных норм права, в связи с ненадлежащим исполнением возложенных законом обязанностей по уплате транспортного налога, с ответчика подлежат взысканию пени, начисленные на задолженности по уплате транспортного налога.
Проверив представленный расчёт пени, суд находит его правильным. Иного расчёта пени ответчиком суду не представлено. Представленный расчёт пени Еремкиным И.М. не оспорен.
В этой связи, суд взыскивает с ответчика пени всего в сумме 7385 руб. 18 коп.
Ответчик в возражениях на административный иск указал, что автомобили СЗД с государственным регистрационным знаком ** ***\** и ЗАЗ 968 с государственным регистрационным знаком ** ***\** ему предоставлены Министерством социальной защиты населения за счёт средств Фонда социального страхования как инвалиду второй группы в связи, с чем просит освободить его от уплаты транспортного налога.
Обсуждая данный довод административного ответчика, суд исходит из следующего.
Согласно пункта 17.1. Приказа МНС Российской Федерации от 09 апреля 2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» для непризнания автомобиля легкового объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения.
Между тем ответчиком суду не представлено доказательств, свидетельствующих о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих получение (приобретение) транспортных средств через органы социальной защиты населения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей №ИЭ9965-16-1928265 Еремкин И.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 08 декабря 2005 г. (ОГРНИП №). 15 апреля 2014 г. последний прекратил свою деятельность вследствие признания его несостоятельным (банкротом) на основании решения суда о признании банкротом.
Ответчик в возражениях на административный иск указывает на передачу всех транспортных средств, кроме автомобилей СЗД и ЗАЗ-968, конкурсному управляющему. Между тем ответчиком не представлены суду доказательства факта передачи транспортных средств конкурсному управляющему.
Кроме того, передача конкурсному управляющему транспортных средств и включение их в конкурсную массу, но без снятия с регистрационного учёта транспортных средств, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии со статьёй 44 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве являются текущими платежами, которые подлежат взысканию в общем порядке.
В связи с принятием решения суда о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства, в соответствии с частью 1 статьи 216 Закона о банкротстве, утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
При этом, должник - индивидуальный предприниматель, утрачивая статус индивидуального предпринимателя при признании его банкротом в силу статьи 216 Закона о банкротстве, не утрачивает в силу пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособности физического лица, в том числе и при завершении конкурсного производства, а, следовательно - сохраняет способность нести гражданские обязанности.
Соответственно, налоговый орган, направив налогоплательщику как физическому лицу налоговое уведомление об уплате транспортного налога в срок до 01 октября 2015 г., а в последующем и требования об уплате соответствующих платежей действовал в рамках положений части 3 статьи 363, статей 31, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учётом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в размере 1199 руб. согласно требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Дубёнский районный суд Республики Мордовия,
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия к Еремкину И.М. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Еремкина И.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход бюджета Республики Мордовия задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 25923 (двадцать пять тысяч девятьсот двадцать три) рубля и пени в сумме 7385 (семь тысяч триста восемьдесят пять) рублей 18 копеек, а всего общую сумму 33308 (тридцать три тысячи триста восемь) рублей 18 копеек.
Административные исковые требования в части взыскания с Еремкина И.М. задолженности по пени по транспортному налогу за 2012 – 2013 годы в сумме 277 рублей 47 копеек оставить без удовлетворения.
Реквизиты для перечисления: УФК по Республике Мордовия (Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Мордовия), расчётный счёт № 40101810900000010002 в отделении – НБ Республики Мордовия, Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия, БИК 048952001, ИНН 1322119980, ОКТМО 89616463, КБК транспортного налога 18210604012021000110, КБК пени по транспортному налогу 18210604012022100110.
Взыскать с Еремкина И.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1199 (одна тысяча сто девяносто девять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) Г.Г.Татаркина
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2016 г.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) Г.Г.Татаркина