Дело № 2-422/2017
30 мая 2017 года город Вельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Панюковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Агрофирма «*», межрегиональному территориальному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании договора аренды земельных участков недействительными, признании незаконным постановку на кадастровый учет земельных участков, внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости и признании недействительными свидетельств о праве собственности на землю,
установил:
прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Агрофирма «*», (далее по тексту АО «Агрофирма «*»), межрегиональному территориальному Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, (далее по тексту МТУ Росимущества в АО и НАО), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, (далее по тексту Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании договора аренды земельных участков недействительными, признании незаконным постановку на кадастровый учет земельных участков, внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости и признании недействительными свидетельств о праве собственности на землю.
Обосновывает требования тем, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности использования в Вельском районе Архангельской области покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения, наносящие вред окружающей среде и природным ресурсам. Так, МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО путем заключения договора аренды № * предоставила ОАО «Агрофирма «*» земельный участок с категорией земли сельскохозяйственного назначения и кадастровым номером * (площадь участка на момент предоставления составляла *), в состав которых входит в том числе и памятник природы регионального значения «Тарасовский сосновый бор». Предыдущий номер земельного участка *, согласно кадастровому плану № * сведения о нем в ГКН содержатся с * года. На момент регистрации земельный участок находился в постоянном пользовании у * совхоза-техникума на основании постановления главы администрации МО «Вельский район» от 30 ноября 1993 года №953. Земельный участок без достаточных к тому оснований и в нарушение действующего законодательства поставлен на учет как земли сельскохозяйственного назначения, поскольку на нем находится исторически образовавшийся массив леса, что автоматически относит эти земли к землям лесного фонда. По аналогичным основаниям нельзя признать законной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***************, которые выделены из земельного участка с кадастровым номером * на основании распоряжения МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО от * года № * и также предоставлены АО «Агрофирма «*» путем заключения дополнительного соглашения от * к договору аренды земельных участков № * от * года. Поскольку спорные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда, то внесение в государственные кадастр сведений об иной категории данных земельных участков является неправомерным. В настоящее время АО «Агрофирма «*» через привлекаемые подрядные организации осуществляется рубка лесных насаждений с целью их последующей продажи, что безусловно наносит вред лесному фонду и окружающей среде, тем самым приводит к нарушению прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Просит признать договор аренды земельных участков от * заключенный между территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и НАО и ОАО «Агрофирма «*» недействительным. Признать незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков ******** (расположенных на территории * района Архангельской области), как относящихся к категории земли сельскохозяйственного назначения. Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росрееста» по АО и НАО внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав на отнесение земельных участков с вышеназванными кадастровыми номерами к землям лесного фонда. Признать недействительными свидетельства о праве собственности на землю ********
В судебном заседании помощник прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Канаев А.И. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что установленная категория земельного участка «для сельскохозяйственного производства» препятствует Российской Федерации, как собственнику данного участка, в реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также по предоставлению лесов в пользование на основаниях, установленных Лесным кодексом РФ. Поскольку земельный участок был сформирован и распоряжение им произведено с нарушением требований действующего законодательства, то сведения об этом участке должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель АО «Агрофирма «*» Шутова О.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что договор заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, не нарушают прав и законных интересов государства и неопределённого круга лиц, граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Просит применить срок исковой давности, установленный ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в суд с указанным требованием, поскольку прокуратуре * района было известно о заключенном договоре аренды земельного участка № 34/2 от 08 апреля 2009 года еще в 2012 году при обращении в прокуратуру * района исполняющего обязанности руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - * лесничества.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Крылова И.Б. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что оснований для признания недействительными свидетельств о праве собственности не имеется.
Представитель МТУ Росимущества в АО и НАО на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Из представленного письменного отзыва следует, что с исковыми требованиями не согласны, ссылаются на то, что с 1* года земельный участок, в настоящее время учтенный в ГКН за кадастровым номером *, входил в состав земель сельскохозяйственного назначения, в связи с этим отсутствует факт исключения данного участка из земель лесного фонда, так как * лесничество было сформировано в * году. Кроме того, согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Само по себе наличие в едином государственном реестре недвижимости записи об отнесении участка к категории земель сельскохозяйственного в отсутствии доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не свидетельствует о том, что спорные участки не относятся к категории земель лесного фонда.
Межрегиональное территориальное управление не располагает сведениями о нахождении лесов на земельных участках. Земельный участок с кадастровым номером * не относится к землям лесного фонда, землям обороны и безопасности, землям особо охраняемых природных территорий, а по целевому назначению отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Просят применить срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной согласно ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, который начинает течь с момента регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и регистрации договора в органах Росреестра.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве с исковыми требованиями не согласились, указав, что первоначально земельный участок с кадастровым номером * (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадь - * кв. м) был разделен на семь земельных участков с кадастровыми номерами *. Площадь земельного участка с кадастровым номером * (расположение - обл. Архангельская, р-н Вельский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства) на момент постановки на кадастровый учет составляла * кв. м. Впоследствии она неоднократно изменялась, поскольку из указанного земельного участка осуществлялось выделение земельных участков с сохранением его в измененных границах, что видно из представленной суду выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В настоящее время площадь земельного участка составляет * кв.м. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами, образованными из земельного участка с кадастровым номером *, внесены на основании поступивших в филиал Учреждения в установленном порядке документов и имеют статус кадастровых сведений - «учтенные». Вместе с тем, из земельного участка с кадастровым номером * также образован земельный участок с кадастровым номером * (категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства), сведения о котором носят временный характер. В данном случае внесенные в кадастр недвижимости сведения о спорных земельных участках, в том числе сведения о категории земель, полностью соответствуют документам, на основании которых осуществлялся государственный кадастровый учет. Доказательств того, что земельные участки поставлены на кадастровый учет с нарушением норм действовавшего на тот момент законодательства, не представлено.
Представитель третьего лица - Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Титов Ф.В. в судебном заседание с исковыми требованиями согласился, пояснив, что земельный участок № * и образованные из него участки, поименованными в исковом заявлении прокурора, накладываются на все без исключения лесные кварталы бывшего землепользования * совхоза-техникума. Тождественность границ бывшего землепользования * совхоза-техникума и вышеуказанных земельных участков с категорией сельскохозяйственного назначения установлена на основании координат, содержащихся в материалах пересечения границ земель лесного фонда, подготовленных Архангельским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг». Участки лесного фонда общей площадью * га. с условным номером * принадлежали * совхозу-техникуму на праве постоянного пользования на основании договоров *года. Землепользование * совхоза-техникума входило в состав земель бывшего * сельского лесхоза, площадью * га. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда * сельского лесхоза было зарегистрировано *. В 2007 году после вышеуказанных изменений правового режима земель, зарегистрировано право собственности на земли лесного фонда * сельского участкового лесничества с кадастровым номером * (на * год площадь составляет * га). В свою очередь, Вельский сельский лесхоз входил в состав земель * лесничества площадью *га. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда * лесничества было зарегистрировано * года. Леса в границах бывшего * сельского лесхоза с * года согласно Лесному кодексу Российской Федерации, относятся к категории земель лесного фонда, а не иной, поскольку Приказом Рослесхоза от * весь Вельский сельский лесхоз отнесен к * лесничеству. Этим же приказом определено количество лесничеств в Архангельской области и их местоположение, включая * лесничество площадью * га. Считает, что по ранее действовавшему законодательству, право собственности на участок лесного фонда не одно и то же, что и право на землю под таким лесным фондом. Неверное указание категории земель в государственном кадастре недвижимости не позволяет применить к лицам, осуществляющим рубки лесных насаждений на землях бывшего землепользования * совхоза-техникума меры административной и иной ответственности. По этой же причине Министерство не может актуализировать сведения Государственного лесного реестра и выполнять необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Никаких изменений категории земель лесного фонда * сельского участкового лесничества не согласовывалось.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Северо - Западному Федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Канаева А.И., представителя АО «Агрофирма «*» Шутову О.В., представителя Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Титова Ф.В., исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, материалы гражданского дела 2-869/2015, суд пришёл к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В силу пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
МТУ Росимущества в АО и НАО и АО «Агрофирма «*» заявляя ходатайство о применении срока исковой давности, сослались на то обстоятельство, что прокурор знал о нарушенном праве с * года, поскольку прокуратуре * района было известно о заключенном договоре аренды земельного участка № * года еще в * году при обращении в прокуратуру * района исполняющего обязанности руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - * лесничества.
Прокурор, участвующий в деле, Канаев А.И. в судебном заседании не согласился с заявленным ходатайством, указав, что заявленные доводы необоснованны, поскольку факт указанных нарушений был выявлен Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки в начале 2017 года.
Суд считает, что доводы прокурора заслуживают внимания, поскольку сведения по указанной сделке от * года были известны прокуратуре * района, а в суд с данным иском обратился прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры, после проведения соответствующей проверки. Прокурору * района Архангельской области не вменено в обязанность информирование прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в части обращений к нему должностных лиц органов государственной власти.
Учитывая дату подачи данного искового заявления в суд, а именно: * года, срок исковой давности прокурором Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры пропущен не был.
Поскольку срок исковой давности не может быть применен как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, то суд рассматривает гражданское дело по существу заявленного спора.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, к которым относятся вырубки, гари, редины, прогалины и другие и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, пороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации и лесным законодательством.
Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство (ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30 мая 1991 года до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) и ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, действовавших с 01 января 1994 года до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04 февраля 1997 года).
Согласно ст. 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передавался во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г., согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 8 Лесного Кодекса РФ земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ст. ст. 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 января 2007 года, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а так же предназначенные для этих целей.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воз-действия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Пунктом 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельско-хозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст.ст. 260,261 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
В судебном заседании установлено, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности использования в Вельском районе Архангельской области покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения, наносящие вред окружающей среде и природным ресурсам.
В ходе указанной проверки установлено, что МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО путем заключения договора аренды № * года предоставила ОАО «Агрофирма «*» земельный участок, находящегося в федеральной собственности, с категорией земли сельскохозяйственного назначения и кадастровым номером * (площадь участка на момент предоставления составляла * га).
Согласно договору аренды земельного участка * МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО передало, а общество приняло в аренду земельный участок с отражением его категории — земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах участка адрес ориентира: Архангельская область, Вельский район, кадастровый номер *, площадью * кв.м., разрешенное использование — для сельскохозяйственного производства.
Предыдущий номер земельного участка *, согласно кадастровому плану № * сведения о нем в ГКН содержатся с * года. Право федеральной собственности на этот участок зарегистрировано * года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от *. На момент регистрации земельный участок находился в постоянном пользовании у * совхоза-техникума на основании постановления главы МО «Вельский район» от *.
Соглашением от * года о внесении изменений и о пролонгации Договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от * стороны договора изложили пункт 1.1. в редакции, согласно которой управление предоставляет, а общество принимает в аренду следующие земельные участки, указанные в Приложении 1 к этому соглашению, и являющиеся его неотъемлемой частью:
1. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
2. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала * кадастровый номер *;
3. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, квартала *, кадастровый номер *;
4. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
5. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
6. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
7. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
8. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
9. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
10. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
11. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
12. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
13. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала * кадастровый номер *;
14. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
15. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
16. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
17. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кварталы *, кадастровый номер *;
18. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
19. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
20. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартана *, кадастровый номер *;
21. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
22. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
23. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
24. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
25. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
26. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала *, кадастровый номер *;
27. Архангельская область, Вельский район, * лесничество, * сельское участковое лесничество, часть квартала * кадастровый номер *8;
28. местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Архангельская область, Вельский район, кадастровый номер *.
Указанным приложением земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Ранее, согласно договору безвозмездного пользования участком лесного фонда от *года * Вельский совхоз-техникум (правопредшественник общества) принял в безвозмездное пользование сроком на *лет участок лесного фонда (часть участка лесного фонда), находившийся ранее во владении * совхоза -техникума на территории которого пользователь осуществляет свою деятельность. Участок располагается в кварталах * ГУ «Вельский сельский лесхоз».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от * года за ГУ «Вельский сельский лесхоз» зарегистрировано право оперативного управления (федеральная собственность) на участок лесного фонда, общей площадью *кв.м., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, территория * сельского лесхоза.
В соответствии с перечнем №* к распоряжению Правительства Российской Федерации от *р земельный участок, расположенный на территории Архангельской области в границах * района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, с кадастровым номером *, с местоположением район Вельский, имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Из письма Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от *года следует, что информации о принятых Правительством Российской Федерации решениях о переводе земель лесного фонда, расположенных в Вельском сельском участковом лесничестве * лесничества (кварталы *) в земли иных категорий в Рослесхозе отсутствуют.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, распределив бремя доказывания, суд считает, что иск надлежит удовлетворить.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так, ОАО «Агрофирма «*» на основании договора аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по вышеуказанному местоположению.
Собственником данного объекта недвижимости является Российская Федерация в лице ТУ Росимущества по Архангельской области, которое и предоставило этот участок в аренду ОАО «Агрофирма «*».
Установлено, что при реорганизации * совхоза-техникума, находившиеся в его пользовании леса (договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от *), переданы в пользование вновь образованному в результате его разделения ГУП «Агрофирма «*» в составе общей площади переданного земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от * года, земельный участок с кадастровым номером *, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией.
Таким образом, на земельном участке, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер *, находится исторически образовавшийся массив леса, что автоматически относит эти земли к землям лесного фонда, управление которым осуществляет Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Эти факты подтверждаются и материалами лесоустройства от * проведенного ФГБУ «Рослесинфорг», которые содержат подробные характеристики лесов (в том числе и таксационное описание). Указанный земельный участок покрыт лесом, относится к землям лесного фонда, общая площадь лесных земель на момент лесоустройства составляла * га. Объем древесины на тот момент составлял *. При этом право собственности Российской Федерации за указанным земельным участком не было зарегистрировано, но вместе с тем фактически указанный земельный участок является по своему прямому назначению собственностью государства.
Факт того, что АО «Агрофирма «*» осуществляет вырубку леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных ответчику для сельскохозяйственного производства, подтверждается решением * районного суда от * года.
Кроме того, в составе земельного участка с кадастровым номером * АО «Агрофирма «*» в аренду предоставлен памятник природы регионального значения «Тарасовский сосновый бор», созданный решением Исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов от * * с целью сохранения особо ценных пород лесов, проведения культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий, что является нарушением ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ, поскольку передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, земельный участок без достаточных к тому оснований и в нарушение действующего законодательства поставлен на учет как земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно схемы расположения земельного участка, поставленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера *, его границы совпадают с границами земельного участка, ранее находившегося в пользовании * совхоза-техникума, указанными в акте - передачи лесонасаждениями и материалами лесоустройства.
В соответствии с п. 4.1.14 Приказа Росимущества от 17 января 2014 года № 08 «О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом» территориальные органы осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе предоставляют в установленном порядке.
Договор аренды земельных участков от 08 апреля 2009 года № 34/2 (в редакции дополнительного соглашения от 23 марта 2011 года) продлевался дополнительными соглашениями до 22 сентября 2014 года, в дальнейшем продление осуществлялось автоматически по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от продления. Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора.
Однако территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и НАО не имело полномочий на заключение вышеуказанного договора аренды на новый срок, поскольку площадь передаваемых в аренду земельных участков составляла *.
* года Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направлялся запрос в Рослесхоз, о фактах перевода земель из одной категории в другую в границах * сельского участкового лесничества. В ответном письме от * года сообщалось, что Рослесхозом не согласовывалось никаких изменений категории земель лесного фонда * сельского участкового лесничества.
Сложившаяся ситуация стала предметом проверки исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений со стороны Рослесхоза. По итогам проверки Министерству было выдано предписание от * с требованием включить в границы * лесничества все лесные участки, из состава бывшего * сельского лесхоза и внести соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент * лесничества.
Ссылка ответчиков, на то обстоятельство, что в кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках, в том числе сведения о категории земель, полностью соответствуют документам, на основании которых осуществлялся государственный кадастровый учет является несостоятельной, поскольку само по себе наличие в едином государственном реестре недвижимости записи об отнесении участка к категории земель сельскохозяйственного в отсутствии доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не свидетельствует о том, что спорные участки не относятся к категории земель лесного фонда. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2017 года по делу №310-ЭС16-10203, №А23-5138/2014.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений. Внесение таких сведений подтверждает факт индивидуализации объекта гражданских прав, но не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Таким образом, сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии с главой третьей указанного Федерального закона.
Исходя из положений статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного фонда Российской Федерации право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Следовательно, с 01 января 2007 года в силу закона Российской Федерации на праве собственности принадлежат участки лесного фонда, входившие в состав * сельского лесхоза, включая участки, арендованные ОАО «Агрофирма «*» в части их наложения на лесные кварталы бывшего землепользования * совхоза-техникума.
При таких обстоятельствах, договор аренды земельных участков № * от * года, заключенный между МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО и ОАО «Агрофирма «*», является сделкой, совершенной с нарушением требований закона, то должен быть признан недействительным в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
По аналогичным основаниям нельзя признать законной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *********, которые выделены из земельного участка с кадастровым номером * на основании распоряжения МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО от * и также предоставлены АО «Агрофирма «*» путем заключения дополнительного соглашения от * к договору аренды земельных участков № * года.
Поскольку указанные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда, то внесение в государственный кадастр сведений об иной категории данных земельных участков является неправомерным.
Установленная категория земельного участка «для сельскохозяйственного производства» препятствует Российской Федерации, как собственнику данного участка, в реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, препятствует предоставлению лесов в пользование на основаниях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Земельным законодательством предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую, который не был соблюден.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Данная норма приравнивает лесные участки, не состоящие на кадастровом учете, к состоящим, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Особенности учета земельных участков в составе земель лесного фонда установлены Лесным кодексом Российской Федерации, положениями Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ, а также статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади, недопустимо проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных земель, без учета лесоустроительной документации, хотя бы такие участки и не имели границ, установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Однако, спорные участки образованы без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации.
По мнению Рослесхоза, выраженному в письме от * года № *, материалы лесоустройства являются допустимым доказательством отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В связи с тем, сто спорный земельный участок был сформирован и распоряжение им произведено с нарушением требований действующего законодательства, то сведения о данном участке должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время АО «Агрофирма «*» через привлекаемые подрядные организации осуществляется рубка лесных насаждений, что безусловно наносит вред лесному фонду и окружающей среде.
Вышеуказанные факты приводят к нарушению прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного, при принятии решения о признании сделки недействительной как не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов суду надлежит установить, каким правовым нормам данная сделка противоречит, а также применить последствия недействительности сделки, предусмотренные ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд, признав сделку недействительной, считает необходимым применить положения п.2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом, то в данном случае подлежит применению последствия недействительности сделки, а именно, возвратить каждой из сторон договора аренды земельного участка * года все полученное по сделке.
Стороны не лишены возможности обратиться к собственнику данных объектов недвижимости для предоставления им земельного участка в порядке определенном Земельным кодексом Российской Федерации (в действующей редакции).
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом удовлетворения иска с АО «Агрофирма «*» подлежит взысканию в пользу бюджета МО «Вельский муниципальный район» государственная пошлина в размере *рублей, поскольку иные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц о признании договора аренды земельных участков недействительными, признании незаконным постановку на кадастровый учет земельных участков, внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости и признании недействительными свидетельств о праве собственности на землю - удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером * от *, заключенный между территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и открытым акционерном обществом «Агрофирма «*» недействительным.
Признать незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ********* (расположенных на территории * района Архангельской области), как относящихся к категории земли сельскохозяйственного назначения.
Применить последствия недействительности сделки и возвратить в федеральную собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе земельные участки с кадастровыми номерами **************.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *************** к землям лесного фонда.
Признать недействительными свидетельства о праве собственности на землю * регистрационная запись *****
Взыскать с акционерного общества «Агрофирма»*» в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере * рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев