№2-1711/10-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Курск 14 июня 2018 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи Митюшкина В.В.,
при секретаре – Корсаковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звягинцева Алексея Александровича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее управление Росреестра по Курской области) об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что работает у ответчика в должности ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания по следующим основаниям: в ходе административного обследования им однозначно не был идентифицирован на местности земельный участок с кадастровым № и не установлено его точное местоположение, вследствие чего ошибочно составлен акт административного обследования и вызван гражданин для составления протокола об административном правонарушении. По мнению работодателя, им были нарушены требования Правил проведения административного обследования объекта земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251. Однако в акте административного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ им было указано, что границы земельного участка на местности не обозначены какими-либо объектами искусственного происхождения, позволяющими установить его местоположение к смежным земельным участкам. В соответствии с п.2 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251, проведение административного обследования осуществляется должностными лицами без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Однозначная идентификация возможна только с применением высокоточного геодезического оборудования и только лишь с доступом на земельный участок. Согласно п.2 ст.71.2 Земельного кодекса РФ административное обследование проводится без применения геодезического оборудования. Кроме того, для проведения административного обследования он был направлен по основанию, не предусмотренному действующим законодательством. Административное обследование он должен был провести в ограниченные сроки (1 день). За столь короткий период времени провести анализ исследования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах и т.д., не представлялось возможным. Также составление протокола административного обследования и вызов гражданина для составления протокола об административном правонарушении никаких юридических последствий для гражданина не имеет. Собственник земельного участка с кадастровым № ФИО4 обращался в управление Росреестра по Курской области по вопросу изменения вида разрешенного использования, а также о законности и обоснованности действий должностных лиц управления при уклонении от осуществления кадастрового учета. Каких-либо жалоб на действия истца от него не поступало. В связи с этим приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности является незаконным.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО5 в удовлетворении иска просил отказать. В обоснование возражений указал, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было проведено административное обследование земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> По результатам административного обследования истцом был составлен акт административного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в действиях собственника земельного участка выявлены признаки административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка (ч.1 ст.8.8 КоАП РФ). ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ истцом проведен повторный выезд на земельный участок с целью проведения контрольных замеров по определению местоположения границ земельного участка, по результатам которого установлено, что на земельном участке отсутствуют строения, что послужило основанием для вынесения истцом определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4. В сентябре 2017 года в управление Росреестра по Курской области из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поступило поручение о предоставлении позиции и информации по обращению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором последний указал, в том числе на незаконные методы работы с обращениями граждан в Управлении, а также на то, что его пытаются незаконно и без оснований привлечь к административной ответственности. На основании приказа управления от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении истца была проведена служебная проверка, по результатам которой было рекомендовано применить в отношении последнего дисциплинарное взыскание в виде замечания. В ходе проверки было установлено, что истцом в ходе административного обследования земельного участка однозначно не был идентифицирован на местности земельный участок, не установлено его точное местоположение, тем самым не соблюдены требования Правил проведения административного обследования объекта земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №. Выявленное ненадлежащее исполнение возложенных на истца должностным регламентом служебных обязанностей является дисциплинарным проступком. Причиной, способствовавшей совершению дисциплинарного проступка, явилось исполнение государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей не на должном уровне. Вина истца присутствует, т.к. качество исполнения должностных обязанностей зависит исключительно от государственного гражданского служащего, который обязан исполнять свои должностные обязанности добросовестно на высоком профессиональном уровне. При установленных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заслушав показания свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно пп. 2, 4 ч.1 ст.15 и п.1 ч.1 ст.18 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
На основании ст. 57, чч.1-6 ст.58, чч. 2, 6, 9, 10 ст. 59 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Согласно подп.3,4 п.10.1, п.12.1 должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора управления Росреестра по Курской области, утвержденного руководителем управления от ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист-эксперт в соответствии с задачами и функциями отдела исполняет следующие должностные обязанности, в том числе проводит плановые и внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, обследует земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, а также земельные участки занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), проводит административные обследования объектов земельных отношений для осуществления госземнадзора; составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направляет их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности. Ведущий специалист-эксперт несет персональную ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных обязанностей, установленных должностным регламентом.
В соответствии со ст.71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
В силу ст.71.2 ЗК РФ в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений. Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пп. 2, 8, 13 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Должностные лица, осуществляющие административное обследование объекта земельных отношений, а также должностные лица, утверждающие акты административного обследования объекта земельных отношений, несут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административную и дисциплинарную ответственность, в том числе за достоверность и обоснованность установленных в результате административного обследования объекта земельных отношений обстоятельств.
Согласно п.99 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2015 года № 486, в случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
Судом установлено, что Звягинцев А.А. работает в должности ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора управления Росреестра по Курской области. На основании распоряжения начальника отдела государственного земельного надзора Управления по поступившей служебной записке заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Звягинцевым А.А. путем визуального осмотра земельных участков с внешней стороны, анализа данных автоматизированных информационных ресурсов управления, фотографирования было осуществлено административное обследование объекта земельных отношений: земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> категории земель населенных пунктов, для огородничества (без права возведения капитальных строений), принадлежащего на праве собственности ФИО4. По итогам административного обследования истцом был составлен акт административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что объект земельных отношений представляет собой земельный участок, на котором возведен фундамент из красного кирпича, выступающий над уровнем поверхности земли на величину 0,15…0,3 м. Ширина кирпичной кладки – 0,25 м.. Территория земельного участка не огорожена, доступ посторонних лиц не ограничен. Границы земельного участка не обозначены какими-либо объектами искусственного происхождения, позволяющими однозначно установить его местоположение по отношению к смежным землепользователям. В ходе обследования были установлены признаки административного правонарушения: ст.42 ЗК РФ, подпункта 3 пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 66-ФЗ, выразившиеся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО4 было направлено уведомление о необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов в отдел государственного земельного надзора для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ при выезде на земельный участок были проведены контрольные измерения по определению местоположения границ земельного участка с кадастровым №, по результатам которых было установлено отсутствие на земельном участке каких-либо капитальных строений. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Звягинцевым А.А. было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4 по п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за № поступило указание в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести проверку и представить информацию по обращению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с незаконными методами работы с обращениями граждан, необоснованном привлечении к административной ответственности.
На основании служебной записки начальника отдела организации, мониторинга и контроля управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по изложенным выше обстоятельствам была проведена служебная проверка, по результатам которой было установлено, что Звягинцев А.А. в ходе административного обследования однозначно не идентифицировал на местности земельный участок, не установил его точное местоположение, тем самым не соблюл требования Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251.
По результатам служебной проверки на основании приказа руководителя управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № за нарушение Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251, выразившимся в том, что Звягинцевым А.А. в ходе административного обследования однозначно не идентифицирован на местности земельный участок с кадастровым № и не установлено его точное местоположение, вследствие чего ошибочно составлен акт административного обследования и вызван гражданин для составления протокола об административном правонарушении, к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются материалами служебной проверки, материалами административного обследования земельного участка, показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом нарушены пп.2, 8, 13 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на него подп. 3, 4 п. 10.1 должностного регламента служебных обязанностей. Указанное обстоятельство давало право работодателю привлечь истца как работника к дисциплинарной ответственности.
Процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности с учетом времени проведения служебной проверки (с 10 октября по ДД.ММ.ГГГГ), временной нетрудоспособности истца (с 12 по ДД.ММ.ГГГГ), его отпуска (с 7 по ДД.ММ.ГГГГ) работодателем соблюдены. Вид примененного дисциплинарного взыскания соответствует тяжести проступка. Ненадлежащее исполнение истцом своих служебных обязанностей повлекло за собой нарушение прав собственника земельного участка ФИО4 и, как следствие, причинило вред репутации ответчика как федерального органа исполнительной власти.
Доводы истца о невозможности идентификации точного расположения земельного участка на местности без применения высокоточного геодезического оборудования и доступа на земельный участок основаны на не правильном толковании норм материального права.
Как было указано ранее, в силу п. 2 ст. 71.2 ЗК РФ под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
В силу п. 2 Правил …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251, проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Таким образом, при проведении административного обследования и определения расположения земельного участка на местности не требуется применение высокоточного геодезического оборудования и доступ на земельный участок.
Указание истца на то обстоятельство, что он был направлен для проведения административного обследования в нарушение установленного порядка, правового значения не имеет, не освобождает его от установленной дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Правомочность действий иных должных лиц в силу индивидуализации ответственности не является юридически значимым для рассматриваемого дела обстоятельством. Более того, соответствующих доказательств указанным обстоятельствам стороной истца не представлено.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Звягинцева Алексея Александровича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 18 июня 2018 года в 17 часов.
Судья