Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3035/2023 ~ М-1797/2023 от 17.04.2023

63RS0039-01-2023-001971-65

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 июля 2023 года                                г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3035/2023 по административному исковому заявлению Матвеева Михаила Николаевича к Фонду пенсионного и социального страхования РФ и его председателю Чиркову Сергею Александровичу о признании незаконными отказа в предоставлении документов,

установил:

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Фонду пенсионного и социального страхования РФ и его председателю о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении по запросу документов.

В обоснование заявления указано, что административный истец обратился с депутатским запросом № СП- 190 к председателю Социального фонда России Чиркову С.А. с требованием безотлагательно предоставить надлежаще заверенные копии форм СЗВ-ТД (подразделы 1 и 1.1 ЕФС-1) в отношении всех лиц, принятых на работу в период с 08.12.2022 по день исполнения запроса в АО РКЦ «Прогресс» (ОГРН: 1146312005344, ИНН: 6312139922), в том числе в филиалы Общества, расположенные в г. Самаре, г. Москве и Московской области на основании положений п. 1 ст. 14 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Указанный запрос поступил административному ответчику почтой России 29.03.2023.

27.03.2023 административный истец повторно обратился к вышеуказанному должностному лицу с депутатским запросом № СП-199 аналогичного содержания, в котором разъяснил уголовную и административную ответственность за неисполнение запросов. Указанный повторный запрос поступил почтой России в Социальный фонд России 04.04.2023.

Истребование указанных документов обусловлено публикацией в СМИ сведений о массовых увольнениях работников АО РКЦ «Прогресс», что повышает социально-экономическую напряженность в Самарской области, в том числе и среди избирателей административного истца и сокращении объёмов работ на данном предприятии ВПК в период проведения специальной военной операции на Украине.

10.04.2023 в ответ на запросы административного истца председателем СФР Чирковым С.А. дан ответ исх. № С4-08-09/56182 «О направлении информации», в котором со ссылкой на конфиденциальность запрошенных сведений административному истцу было отказано в предоставлении запрошенных документов.

Административный истец полагает подобные действия и ответ председателя СФР Чиркова С.А. умышленным хамством и демонстративным проявлением неуважения к высшему законодательному (представительному) органу государственной власти Российской Федерации - Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По смыслу положения части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.05.1994 N З-ФЗ обязанность должностных лиц органов государственной власти предоставить документы по запросу депутата Государственной Думы является безусловной, отказ в предоставлении запрошенных документов законом не предусмотрен, как не предусмотрены и любые ограничения по содержанию и конфиденциальности предоставляемых документов, специально указано на то, что депутату Государственной Думы должны быть предоставлены также и сведения, составляющие государственную тайну в порядке, предусмотренном статьей 211 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1. Запрошенные административным истцом сведения о трудовой деятельности лиц, принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс», не составляют государственную тайну согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 и не входят в Перечень сведений, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", запрошенные документы не имеют грифа «секретно», поэтому изложенные в ответе председателя СФР Чиркова С. А. ссылки на согласование ФСБ России возможности предоставления запрашиваемых сведений являются надуманными. Таким образом, по мнению административного истца, законных оснований для отказа депутату Государственной Думы в предоставлении несекретных сведений о трудовой деятельности лиц, принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс», не имеется. Учитывая отсутствие необходимости получения Чирковым С.А. дополнительных материалов помимо поступивших к нему запросов, ответ на запросы должен быть дан им безотлагательно, то есть в день поступления запросов - 29.03.2023 и 04.04.2023 соответственно. Однако ответ на запросы был дан 10.04.2023 с явным нарушением срока, установленного частью 2 статьи 17 Федерального закона от 08.05.1994 N З-ФЗ.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнений, административный истец просит:

1) признать незаконным и преступным изложенный в ответе председателя Социального фонда России Чиркова С.А. от 10.04.2023 исх. № С4-08-09/56182 «О направлении информации» отказ Социального фонда России предоставить несекретные документы о трудовой деятельности лиц, принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс», по запросам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаила Николаевича Матвеева № СП-190 от 21.03.2023 и № СП-199 от 27.03.2023;

2) признать незаконным и преступным бездействие Социального фонда России в виде непредоставления, уклонения от предоставления несекретных документов о трудовой деятельности лиц, принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс», по запросам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаила Николаевича Матвеева № СП-190 от 21.03.2023 и № СП- 199 от 27.03.2023;

3) обязать Социальный фонд России безотлагательно предоставить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаилу Николаевичу Матвееву в полном объёме все несекретные документы о трудовой деятельности лиц, принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс», указанные в запросах № СП-190 от 21.03.2023 и № СП-199 от 27.03.2023, а именно: надлежаще заверенные копии форм СЗВ-ТД (подразделы 1 и 1.1 ЕФС-1) в отношении всех лиц, принятых на работу в период с 08.12.2022 по день исполнения запроса в АО РКЦ «Прогресс» (ОГРН: 1146312005344, ИНН: 6312139922), в том числе в филиалы Общества, расположенные в г. Самаре, г. Москве и Московской области и приобщить их к делу;

4) в порядке ст. 63 КАС РФ истребовать из Социального фонда России все документы, являющиеся предметом судебного спора и указанные в запросах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаила Николаевича Матвеева № СП-190 от 21.03.2023 и № СП- 199 от 27.03.2023, а именно: надлежаще заверенные копии форм СЗВ-ТД (подразделы 1 и 1.1 ЕФС-1) в отношении всех лиц, принятых на работу в период с 08.12.2022 по день исполнения запроса суда в АО РКЦ «Прогресс» (ОГРН: 1146312005344, ИНН: 6312139922), в том числе в филиалы Общества, расположенные в г. Самаре, г. Москве и Московской области и приобщить их к делу;

5) обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N З-ФЗ запрошенные документы представляются административному истцу безотлагательно;

6) вынести и направить частное определение в Следственный Комитет России с требованием о проведении проверки и принятия процессуального решения по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 287 Уголовного Кодекса РФ и в Генеральную прокуратуру РФ с требованием о проведении проверки и принятия процессуального решения по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 17.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Круглов А.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности Фадеева И.Г. просила в иске отказать в соответствии позицией, изложенной в ответе на запрос депутата и письменном отзыве.

Представители заинтересованного лица АО РКЦ "Прогресс" по доверенностям Щеголева С.Ю., Долгова О.О. возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при обращении сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной тайне.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился с депутатским запросом № СП-190 к председателю Социального фонда России Чиркову С.А. с требованием безотлагательно предоставить надлежаще заверенные копии форм СЗВ-ТД (подразделы 1 и 1.1 ЕФС-1) в отношении всех лиц, принятых на работу в период с 08.12.2022 по день исполнения запроса в АО РКЦ «Прогресс» (ОГРН: 1146312005344, ИНН: 6312139922), в том числе в филиалы Общества, расположенные в г. Самаре, г. Москве и Московской области на основании положений п. 1 ст. 14 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Указанный запрос получен представителем административного ответчика почтой России 29.03.2023.

27.03.2023 административный истец повторно обратился к председателю Социального фонда России Чиркову С.А. с депутатским запросом № СП-199 аналогичного содержания, в котором разъяснил уголовную и административную ответственность за неисполнение запросов. Указанный запрос получен представителем Социального фонда России 04.04.2023.

10.04.2023 в ответ на запросы административного истца председателем СФР Чирковым С.А. дан ответ исх. № С4-08-09/56182 «О направлении информации», которым в предоставлении запрошенных документов отказано со ссылкой на конфиденциальность запрошенных сведений. Кроме того, указано, что АО РКЦ «Прогресс» относится к предприятиям оборонного промышленного комплекса и входит в государственную корпорацию «Роскосмос», деятельность которой предусматривает в том числе решение задач, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Безопасность в том числе объектов оборонного комплекса, а также в сфере космических исследований приоритетных научных разработок обеспечивают органы службы безопасности. Согласование ФСБ России по вопросу предоставления запрашиваемых сведений в Социальном фонде отсутствует.

Оснований не согласиться с позицией Социального фонда России, изложенной в данном письменном ответе, не имеется, поскольку она полностью соответствует требованиям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В статье 3 указанного Федерального закона к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Порядком заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 N 730п, установлено, что Форма СЗВ-ТД заполняется на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между страхователем и зарегистрированным лицом, и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении. Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Согласно положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" сведения о застрахованных лицах, в том числе о трудовой деятельности, содержатся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

В силу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ руководители, а также другие должностные лица органов Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных).

Учитывая, что в силу приведенных положений запрашиваемые административным истцом сведения о трудовой деятельности работников представляют собой конфиденциальную информацию (персональные данные), в отношении которой административным ответчиком должны соблюдаться требования законодательства о защите информации, в том числе запрет на передачу третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, у административного ответчика имелись основания для отказа в предоставлении этих сведений ввиду их конфиденциальности.

Доводы административного истца о том, что закон не содержит каких-либо ограничений по составу, содержанию, конфиденциальности, секретности сведений и документов, предоставляемых депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в рассматриваем случае не свидетельствуют о незаконности отказа в предоставлении сведений. Положениями части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ, на которую ссылается административный истец, предусмотрена обязанность должностных лица органов, объединений и организаций предоставлять документы или сведения, запрашиваемые депутатами Государственной Думы, по вопросам, связанным с их деятельностью. Вместе с тем, из поступивших запросов не следует, что запрашиваемые сведения и документы, относятся к вопросам, связанным с деятельностью депутата. Какого-либо обоснования целей и причин истребования запрашиваемых сведений и документов в запросах не содержится. Утверждение о том, что истребование документов было обусловлено публикацией в СМИ сведений о массовых увольнениях работников АО РКЦ «Прогресс», не выдерживает критики, поскольку запрашивались сведения о лицах, принятых на работу, а не уволенных, а также о лицах, которые заведомо не находятся на территории избирательного округа депутата (работники филиалов, расположенных в г. Москве и Московской области). Кроме этого, заслуживают внимания доводы заинтересованного лица о том, что истребование информации о принятых на работу в АО РКЦ «Прогресс» лицах было обусловлено не деятельностью депутата, а отказом в приеме на работу в АО РКЦ «Прогресс» представителя административного истца и оспариванием последним данного отказа в суде, в ходе которого перед судом было заявлено ходатайство об истребовании тех же документов и за тот же период, которые были одновременно затребованы депутатскими запросами от 21.03.2023 и № СП- 199 от 27.03.2023.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что запрашиваемые сведения и документы не связаны с деятельностью депутата и обратного административным истцом не доказано, суд приходит к выводу, что административным ответчиком обоснованно отказано в предоставлении данных сведений и документов в силу их конфиденциального характера. Нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявлений административного истца не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Матвеева Михаила Николаевича к Фонду пенсионного и социального страхования РФ и его председателю Чиркову Сергею Александровичу о признании незаконными отказа в предоставлении документов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 24.07.2023.

2а-3035/2023 ~ М-1797/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеев Михаил Николаевич
Ответчики
Фонд пенсионного и социального страхования РФ
Председатель Социального фонда России Чирков Сергей Александрович
Другие
Круглов А.Г.
АО РКЦ "Прогресс"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация административного искового заявления
18.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее