ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2015 года
Федеральный судья Балашихинского городского суда Московской области Кобзарева О.А., рассмотрев заявление Ч.А.В., Ч.Т.В. о признании незаконным бездействия Центрального банка РФ и Правительства РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Центрального банка РФ и Правительства РФ, указывая на то, что ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Статьей 4 ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» установлено, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Статьи 3 и 34.1 «О Центральном банке РФ» и ст. 75 Конституции РФ гарантирует, что основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. В строгом соответствии с указанными требованиями основного закона государства с 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволило контролировать и сглаживать любое воздействие изменений внешнеэкономических и других условий на курс рубля и экономику в целом. До ДД.ММ.ГГГГ при достижении стоимостью бивалютной корзины верхней или нижней границы операционного интервала (т.н. валютного коридора) Банк России осуществлял валютные интервенции без ограничения по объему. С ДД.ММ.ГГГГ при достижении рублевой стоимостью бивалютной корзины регулярно устанавливаемой верхней (нижней) границы плавающего операционного интервала Банк России совершал регулятивные операции по продаже (покупке) иностранной валюты с ограничением по объему, равному <данные изъяты> в день. При этом продолжало действовать автоматическое правило корректировки границ интервала. Ранее же они не ограничивались и иногда достигали 3 млрд. долларов США. С ДД.ММ.ГГГГ Банк России вне пределов своих полномочий упразднил действовавший механизм денежной курсовой политики, полностью отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. Таким образом, в результате указанных действий курс рубля относительно иностранной валюты формируется произвольно и неконтролируемо под воздействием рыночных факторов, что прямо противоречит конституционным нормам об обязанностях и деятельности Банка России и Правительства РФ. Таким образом, Банк России и Правительство РФ до настоящего времени незаконно бездействуют в нарушение требований законодательства, и в первую очередь основного закона, об обеспечении в РФ единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики и о защите и обеспечении устойчивости рубля. Проявление длящегося незаконного бездействия выражается в настоящее время в том, что заинтересованные лица: не защищают рубль и не обеспечивают его устойчивость; не поддерживают покупательскую способность рубля; не регулируют курс рубля по отношению к другой иностранной валюте; не обеспечивают валютный коридор; не проводят единую выдержанную государственную денежно-кредитную политику. Кроме того, принятие решений об отмене валютного коридора и об изменении в государственной, кредитной и денежной политике по защите процедур подготовки, без необходимых в таких случаях финансовой экспертизы, анализа вероятных последствий. Проекты решений не проходили согласования в соответствующих ведомствах, не обсуждались на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров Банка России, которые должны были бы быть опубликованы и заранее доведены до широкого круга граждан. Последствием незаконного бездействия и недобросовестного поведения Банка России и Правительства РФ после отмены так называемого валютного коридора, гарантированного на протяжении многих лет допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, стал обвал курса национальной валюты ввиду отсутствия защиты и обеспечения устойчивости рубля. Таким образом, незаконным бездействием Банка России и Правительства РФ, приведшим к обвалу рубля, нарушены имущественные права и свободы граждан и лиц, имеющих гражданско-правовые обязательства в иностранной валюте. Этим бездействием на таких лиц незаконно возложена обязанность по несению своих обязательств в гораздо большем, нежели разумно прогнозируемом и объективно предвидимом, размере, чем до начала органами государственной власти незаконного бездействия в результате отмены валютного коридора, гарантированного пределы изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю. При этом были нарушены охраняемые законом и гарантированные Конституцией РФ права и свободы заявителей, как лиц, имеющих гражданско-правовые обязательства в иностранной валюте. Так, между ними и ООО «Городской ипотечный банк» заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ежемесячный платеж в иностранной валюте составляет <данные изъяты> доллара США. Таким образом, они вследствие бездействия заинтересованных лиц испытали уменьшение финансового благополучия, по сути, означающее уменьшение собственности, недопустимое в силу статьи 35 Конституции РФ. При этом, согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и в определенной мере. Конституция РФ гарантирует, что права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Заявители просят суд признать незаконным бездействие Центрального Банка РФ и Правительства РФ, выразившееся в отсутствии защиты и обеспеченности устройства рубля в рамках единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики и обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя, путем возврата к механизму денежной курсовой политики с границами операционного интервала бивалютной корзины.
Данное заявление не может быть принято к рассмотрению Балашихинским городским судом Московской области по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 135 ч. 1 п. 2 ГПК РФ, судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 24 ГПК РФ, гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу ст. 27 ГПК РФ, подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 ч. 4 п. 1 и п. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном суде РФ», Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Статьей 11 Конституции РФ, установлено, что государственную власть в РФ, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
В соответствии со ст. 78 Конституции РФ, Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.
Статьей 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения
В соответствии со ст. ст. 110, 114, 115 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным законом.
Главой 25 ГПК РФ урегулирован порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий; органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица; органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании положений абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
Как разъяснено в обозначенном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Статьей 75 Конституции РФ, предусмотрено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является юридическим лицом, осуществляющим свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России, целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В ст. 4 Закона, определены следующие функции Банка России: установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, правил проведения банковских операций; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, от 15.01.2003 N 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные ему полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
Статус Центрального банка РФ установлен Конституцией РФ в ст. 75, которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Таким образом, Центральный Банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику на территории РФ. Центральный Банк РФ и Правительство РФ являются органами валютного регулирования. Единая государственная денежно-кредитная политика разрабатывается и проводится, на основании Конституции РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также иных федеральных законов. Предъявление заявлений к данным государственным органам означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую деятельность.
Из заявления усматривается, что ими оспаривается бездействие Центрального Банка РФ и Правительства РФ, касающееся государственной финансовой, кредитной и денежной политики по защите и обеспечении устойчивости рубля, связанное с принятием решений об отмене валютного коридора и об изменении в государственной финансовой, кредитной и денежной политики по защите и обеспечении устойчивости рубля, что в силу Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном суде РФ» относится к компетенции (подсудности) Верховного Суда РФ, в связи с чем, и, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, судья возвращает заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Руководствуясь ст. ст. 135 ч. 1 п. 2 ГПК РФ, 224-225 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить Ч.А.В., Ч.Т.В. заявление о признании незаконным бездействия Центрального банка РФ и Правительства РФ, разъяснив, что заявителям с данными требованиями необходимо обратиться в Верховный Суд РФ.
На определение может быть подана частная жалоба в Мособлсуд в течение 15 дней, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Кобзарева