Дело № 2-11959/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя прокурора Салаватского района Республики Башкортостан по доверенности ФИО4,
представителя ответчика Правительства Республики Башкортостан по доверенности ФИО5,
представителя ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству по доверенности ФИО3,
представителя ответчика Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Салаватского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Салаватского района Республики Башкортостан обратился с уточненным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан об обязании Правительства Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить финансовые средства главному распорядителю бюджетных средств - Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу; об обязании Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству довести выделенные Правительством Республики Башкортостан в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения денежные средства до государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан в месячный срок с момента их получения; об обязании Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно на автомобильной дороге Кропачево - Месягутово - Ачит в населенном пункте с. Малояз на 30, 31 км, на 32 км пересечении с ул. 60 лет СССР, Х. Юсупова, на 26 км, 35 км в с. Татарский Малояз, на 43 км в д. Комсомол, 45, 46 км в д. Чулпан, 49 км в д. Ахуново, на 57 км в с. Мечетлино установить и оборудовать наружное освещение пешеходных переходов.
Иск мотивирован тем, что в результате проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения Государственным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» выявлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 55706-2013 на пешеходных переходах, расположенных на проезжей части автомобильной дороге Кропачево - Месягутово - Ачит в населенном пункте с. Малояз на 30, 31 км, на 32 км пересечении с ул. 60 лет СССР, Х. Юсупова, на 26 км, 35 км в с. Татарский Малояз, на 43 км в д. Комсомол, 45, 46 км в д. Чулпан, 49 км в д. Ахуново, на 57 км в с. Мечетлино, отсутствует наружное освещение.
Представитель прокурора Салаватского района Республики Башкортостан по доверенности ФИО4 на судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан по доверенности ФИО5 просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в возражении, указал на необоснованность заявленных требований.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан по доверенности ФИО6 представила суду отзыв на исковое заявление, пояснив, что территориальным заказом устройство электроосвещения на данных участках не предусмотрено, так как дорожная деятельность является плановой и зависит от поступления денежных средств, выделенных на данные цели, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству по доверенности ФИО3 представила суду отзыв, пояснив, что выполнение работ по устройству стационарным освещением возможно только капитальном ремонте автомобильных дорог, при условии выделения денежных средств по статье распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Башкортостан, заложенных при формировании территориального заказа на 2017-2019 годы, в иске просила отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 названного закона отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
По правилам части 1 статьи 18 названного закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, 15.01.2016 в результате проведенной прокуратурой Салаватского района Республики Башкортостан проверкой соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения Государственным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 55706-2013 на пешеходных переходах, расположенных на проезжей части автомобильной дороге Кропачево - Месягутово - Ачит в населенном пункте с. Малояз на 30, 31 км, на 32 км пересечении с ул. 60 лет СССР, Х. Юсупова, на 26 км, 35 км в с. Татарский Малояз, на 43 км в д. Комсомол, 45, 46 км в д. Чулпан, 49 км в д. Ахуново, на 57 км в с. Мечетлино, отсутствует наружное освещение, что подтверждается актом прокурорской проверки от 15.01.2016 года.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Установлено, что Государственное казенное учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28. В указанный перечень входит и автомобильная дорога Кропачево - Месягутово - Ачит
В соответствии с пунктом 1.5 Устава Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Согласно пункту 1.7. Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу положений пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, а так же стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п. 2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так как действующим законодательством обеспечение безопасности граждан не ставится в зависимость от финансового обеспечения.
Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Неудовлетворительное состояние дороги затрудняет движение транспортных средств в соответствии Правилами дорожного движения РФ, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, создавая тем самым угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Поскольку в ходе прокурорской проверки на указанном участке автодороги отсутствует наружное освещение, суд считает необходимым возложить на Правительство Республики Башкортостан обязанность в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить финансовые средства главному распорядителю бюджетных средств - Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения; возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обязанность в месячный срок со дня получения денежных средств, выделенных Правительством Республики Башкортостан в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения довести до государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан; возложить на Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно на автомобильной дороге Кропачево - Месягутово - Ачит в населенном пункте с. Малояз на 30, 31 км, на 32 км пересечении с ул. 60 лет СССР, Х. Юсупова, на 26 км, 35 км в с. Татарский Малояз, на 43 км в д. Комсомол, 45, 46 км в д. Чулпан, 49 км в д. Ахуново, на 57 км в с. Мечетлино установить и оборудовать наружное освещение пешеходных переходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 30, 31 ░░, ░░ 32 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. 60 ░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░ 26 ░░, 35 ░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 43 ░░ ░ ░. ░░░░░░░░, 45, 46 ░░ ░ ░. ░░░░░░, 49 ░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░ 57 ░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.12.2016.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░