Решение по делу № 2-3456/2019 от 22.04.2019

Дело №2-3456/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Нуждина А.В.

при секретаре Поповой В.С.,

с участием представителя истца Абрамёнок Екатерины Александровны, представителя ответчика Зуевой Е. В., представителя третьего лица Борзых М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Северного района Оренбургской области к Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что по результатам проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено следующее. На автомобильной дороге «...», проходящей через ... с ...., а именно от ... до ..., от ... до ... отсутствуют пешеходные дорожки, а также не в полной мере обустроенное искусственное освещение.

В ... году по указанному факту прокуратурой ... в адрес ответчика ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» внесено представленное об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответа ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» на указанное представление N от ... следует, что учреждением разработана проектная документация на обустройство автомобильной дороги «...» на участке км. ... в ... искусственным освещением и тротуарами.

Вместе с тем, согласно данного ответа, бюджетной системой ГУ «Главное управление дорожного хозяйства» на ... годы обустройство вышеуказанной автомобильной дороги не предусмотрено.

В связи с чем истец просил суд обязать ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» устранить нарушения Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ 52766-2007, ГОСТ-50597-1993 путем обустройства автомобильной дороги «...» с км. ..., проходящей через ..., искусственным освещением и тротуарами.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ..., ГУП «Оренбургремдорстрой». а именно от ... до ... ..., представителя третьеголица

Представитель третьего лица ГУП «Оренбургремдорстрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца ... Абрамёнок Е.А. в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» Зуева Е.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, указав, что ремонт дороги запланирован на ... годы, финансирование будет осуществляться в ... году.

Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ... Борзых М.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку строительство и ввод в эксплуатацию участка дороги запланировано на ... год.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от ... N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона N 196-ФЗ задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 3 Федерального закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 12 того же закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ... N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (включая освещение улиц).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ... N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ... N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

... "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в ..." от ... N 685/125-IV-ОЗ определено, что установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления (часть 3 статьи 20 Закона).

Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статьей 17 Федерального закона от ... № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность -деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от ... № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В части 1 статьи ... от ... N 685/125-IV-ОЗ указано, что светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от ... N 221.

Согласно требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ... N-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 метров.

Приказом Минтранса России от ... N утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, установка недостающих и восстановление существующих систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем подъемки и разводки пролетных строений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 метров.

Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ... N 270-ст - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ... комиссией в составе помощника прокурора ... ФИО1, государственного инспектора ... ФИО2, проведено совместное обследование участка автомобильной дороги «...» с ..., проходящей по ..., на предмет наличия (отсутствия) наружного искусственного освещения, пешеходных дорожек (тротуаров).

Согласно акту проверки 004 в результате проверки установлено, что в нарушении п. 4.5.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке от ... до ..., от ... до ... отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), в нарушении п. 4.6 ГОСТ 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на вышеуказанном участке не в полной мере обустроено искусственное освещение.

Приказом начальника Северного дорожного управления от ... N/п « О закреплении автомобильных дорог по нормативному содержанию» автомобильная дорога «...» с км. ... обслуживается Северным дорожным управлением.

... в адрес ... ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» внесено представление с целью принятия безотлагательных меры по устранению нарушения и недопущению их впредь.

Так, из ответа ... ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» от ... следует, что обустройство вышеуказанного участка автомобильной дороги искусственным освещением и тротуарами на ... годы не предусмотрено.

Факт отсутствия на спорном участке автомобильной дороги искусственного освещения и тротуара сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В ходе судебного разбирательства стороной ответчика был представлен план по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения ... искусственным освещением и тротуарами на ... годы, согласно которому на автомобильной дороге «...» обустройство искусственным освещением т тротуарами запланировано на ... год.

Согласно пункту 2.1 Устава ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» создано в целях обеспечения сохранности дорог общего пользования регионального и местного значения ...; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения ....

В силу пункта 2.2.1.3. Устава, ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» осуществляет полномочия заказчика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них и других объектов дорожного комплекса.

В силу п. 2.11 Положения об Управлении строительства и дорожного хозяйства администрации ..., утвержденного Решением ... городского совета от ... N управление обеспечивает формирование и реализацию муниципальной политики в области строительства и осуществления дорожной деятельности в ..., осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.

Следовательно, на данное государственное учреждение возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения ..., в том числе по установке недостающего стационарного освещения на участках таких дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 метров, а также обустройство дорого тротуарами, в том числе и на участке автодороги, заявленной в рамках настоящего дела.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что Постановлением ... от ... N-п автомобильная дорога: ... в ... в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности ....

Распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений ... от ... N-р автомобильная дорога: ... в ... закреплена за ГУ «ГУДХОО» на праве оперативного управления.

Допущенные ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» нарушения, выразившиеся в отсутствие уличного электрического освещения на указанном участке автомобильной дороги «...», наличие которого предусмотрено нормативными актами, в том числе национальным стандартом РФ ГОСТом ... «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также в отсутствие тротуара, представляют опасность для жизни и здоровья граждан и угрожают безопасности дорожного движения.

Данных о том, что ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» были предприняты все зависящие от учреждения, необходимые и своевременные меры, направленные на соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании рассматриваемого участка автодороги суду не представлено.

Доводы представителя ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» об отсутствии бюджетного обеспечения суд во внимание не принимает, поскольку отсутствие денежных средств, само по себе не освобождает ответчика от обязанности исполнить требование закона по обеспечению транспортной безопасности путем совершения определенных действий в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах суд признаёт заявленные прокурором требования обоснованными и возлагает на ГУ «Главное управление дорожного хозяйства ...» обязанность установить стационарное электрическое освещение и тротуары на рассматриваемой автомобильной дороге на участке с км. ... автодороги «...», проходящую через ....

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ... к Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства ...» о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства ...» устранить нарушения Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ 52766-2007, ГОСТ 50597-1993 путем обустройства автомобильной дороги «Бугульма...» с км. ..., проходящей через ..., искусственным освещением и тротуарами.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.В. Нуждин

Мотивированное решение по делу составлено 10 июня 2019 года.

Судья: А.В. Нуждин

2-3456/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Северного района
Ответчики
ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области"
Другие
Министерство строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области
ГУП Оренбургской области "Оренбургремдорстрой"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.04.2020Предварительное судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее