Решение по делу № 2-572/2019 ~ М-580/2019 от 16.10.2019

Дело № 2-572/2019

11RS0009-01-2019-001042-52

Решение

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2019 года.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Е.М.,

с участием представителя истца помощника Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Соколова А.С.,

представителей ответчиков ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Манова А.И. и УФСИН по Республике Коми Яцкив А.С.,

представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Пудовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2019 года в г. Емве гражданское дело по иску Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданное в защиту интересов городского поселения «Синдор» и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН по Республике Коми, ФСИН России и УФСИН по Республике Коми о возложении обязанности рекультивировать земельные участки,

установил:

Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН по Республике Коми (далее – ИК-42), ФСИН России и УФСИН по Республике Коми о возложении обязанности в срок до 01.09.2020 разработать проект рекультивации земель общей площадью 210 м2, рекультивировать эти земли и сдать рекультивированные земли комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района «Княжпогостский».

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования сообразно увеличению площади загрязнения до 286,36 м2. Уточненные исковые требования приняты к производству суда 26.11.2019.

В судебном заседании прокурор иск поддержал по доводам, изложенным в нем, считая нашедшим свое подтверждение факт загрязнения земель по вине ИК-42.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Пудова Н.Н. в судебном заседании также поддержала иск, полагала, что в срок до 01.09.2020 разработать проект рекультивации земель такой небольшой площадью и рекультивировать эти земли выполнимо.

Представители ответчиков ИК-42 и УФСИН России по Республике Коми Манов А.И. и Яцкив А.С. в судебном заседании против иска возражали, не оспаривая факт загрязнения сточными водами земельного участка площадью 286,36 м2 в результате действий ИК-42. Однако полагали, что в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель разработке проекта рекультивации предшествует обследование земель, которое, по их мнению, в следующем году может и не выявить загрязнение почвы. Поэтому возложение обязанности разработать проект рекультивации они считали нецелесообразным. Представители ответчиков также указывали на то, что рекультивация земель осуществляется только в сроки, определенные проектом, в силу чего при его отсутствии в настоящее время требование о рекультивации земель в срок до 01.09.2020 является необоснованным. Они также ссылались на недостаточность информации о земельном участке: кадастровом номере, правообладателе, целевом назначении и разрешенном использовании, отсутствие которой препятствует разработке проекта рекультивации. Представитель ответчика УФСИН России по Республике Коми Яцкив А.С. дополнительно возражал против всех требований к УФСИН России по Республике Коми, считая надлежащим ответчиком виновное в загрязнении земель лицо, то есть ИК-42.

Ответчик ФСИН России и третье лицо администрация городского поселения «Синдор» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, от последней поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу положений части 2 статьи 39 этого же закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 2, 4, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющим веществом – вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиками, что примерно в июне 2019 года сточные воды разлились из выгребных емкостей ИК-42 на земли, расположенные за территорией ИК-42. Протяженность неочищенных стоков в водосточной канаве составила 84 м, ширина этой канавы – 2,5 м (210 м2).

02.07.2019 Филиалом ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» взяты две пробы – фоновая и контрольная. По результатам анализа этих проб выявлено превышение в контрольной пробе по сравнению с фоновой содержание АПАВ, фосфора и аммония обменного, характерных при загрязнении почвы хозяйственно-бытовыми сточными водами (N62051/31,2//, E 051053/29,6//; N62052/21,0//, E 052001/03,4//).

По результатам отбора 18.10.2019 проб почвы на прилегающей к ИК-42 территории ЦЛАТИ по Республике Коми установлено, что содержание загрязняющих веществ (АПАВ, азот нитриты, азот нитраты) в почве на площади 76,36 м2 превышает их содержание по отношению к фоновой пробе (N62051/31,7//, E 051053/31,7//)

При разрешении спора суд исходит из того, что в силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства загрязнения почвы по вине ИК-42, которые не оспаривались ответчиком, суд считает обоснованным требования прокурора, направленные на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Возражения ИК-42 относительного того, что рекультивации земель может не потребоваться после таяния снега в следующем году ввиду малой степени загрязнения, суд считает надуманными. Доказательств реальной возможности восстановления почвы без выполнения специальных мероприятий ответчики не представили.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила) рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

При этом в силу положений пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Судом установлено, что загрязнению в результате деятельности ИК-42 подверглись земельные участки на территории городского поселения «Синдор» (земли населенных пунктов), государственная собственность на которые не разграничена. В силу этого возложение на ИК-42 обязанности разработать проект рекультивации земель основано на установленных судом обстоятельствах и нормах земельного и природоохранного законодательства.

В силу положений пункта 13 Правил разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель, поэтому эти действия являются частью разработки проекта рекультивации земель.

Доводы представителей ответчиков о том, что без обследования земель недопустимо возлагать обязанность по разработке проекта рекультивации противоречат Правилам.

Нельзя признать препятствующим возложению этой обязанности и отсутствие у ИК-42 таких данных о земельном участке как разрешенное использование, категория земель и кадастровый номер.

Как следует из ответа администрации муниципального района «Княжпогостский» загрязнению подверглись земли населенных пунктов, расположенные на территории городского поселения «Синдор». Кроме того, эти сведения находятся в общем доступе и могут быть получены путем просмотра публичной кадастровой карты.

Никаких убедительных доводов и каких-либо доказательств того, что разработать проект рекультивации земель и рекультивировать их до 01.09.2020 невозможно, ответчики не представили.

Отсутствие в настоящее время проекта рекультивации земель не препятствует возложению на ИК-42 обязанности рекультивировать земли, подвергшиеся загрязнению. Установление срока для разработки проекта рекультивации и осуществления самой рекультивации земель обеспечит восстановление окружающей среды более эффективным образом.

При этом суд принимает во внимание, что ответчики уже при рассмотрении настоящего спора ставят под сомнение возможность разработки проекта и рекультивации в этот срок из-за проблем финансирования, которые не являются уважительными причинами для отдаления срока устранения нарушений закона.

В любом случае обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения суда, могут быть исследованы при постановке вопросов в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ИК-42 обязано в срок до 01.09.2020 разработать проект рекультивации загрязненных земель общей площадью 286,36 м2 и рекультивировать их в этот же срок.

Оснований для удовлетворения иска к УФСИН по Республике Коми и ФСИН России не имеется, ввиду отсутствия вины в загрязнении земель.

Суд также не находит оснований для возложения на ИК-42 обязанности сдать рекультивированные земли комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района «Княжпогостский».

Деятельность этой комиссии и Порядок приемки и передачи рекультивированных земель был предусмотрен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995. Этот нормативно-правовой акт утратил силу на основании приказа Минприроды России № 683, Минэкономразвития России № 729 от 25.12.2018.

Завершение работ по рекультивации земель регулируются Правилами, не предусматривающими приемку работ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН по Республике Коми удовлетворить частично.

Возложить на ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН по Республике Коми обязанность в срок до 01.09.2020 разработать проект рекультивации загрязненных земель общей площадью 286,36 м2, расположенных по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, пгт. Синдор, ул. Первомайская, д. 28 (СШ 62051/ 34,8//, ВД 51053/35,7//; СШ 62051/34,9//, ВД 51053/36,8//; СШ 62051/32,0//, ВД 51053/33,3//) и рекультивировать эти земли.

В удовлетворении требования о возложении обязанности на ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН по Республике Коми сдать рекультивированные земли комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района «Княжпогостский» отказать.

В удовлетворении иска к УФСИН по Республике Коми и ФСИН России отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов

2-572/2019 ~ М-580/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН России по Республике Коми
УФСИН России по Республике Коми
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Администрация МО ГП "Синдор"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Степанов Илья Александрович
Дело на странице суда
knsud--komi.sudrf.ru
16.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2019Передача материалов судье
18.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее