РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ахтубинск 22 февраля 2017 года
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующий судья Проскурин А.Ф.,
при секретаре Якушкиной Ю.А.,
с участием административного истца помощника Ахтубинского городского прокурора Загребиной В.В.,
представителя административного ответчика Гетманцева А.В., Чернухиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда административное дело № по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к управление образованием МО «Ахтубинский район», администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о признании бездействия управление образованием МО «Ахтубинский район» и обязании организовать бесплатную перевозку обучающихся в муниципальных образовательных учреждений
УСТАНОВИЛ:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся <данные изъяты> к Управлению образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о возложении обязанности организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся. В обоснование заявленных требований указал, что Ахтубинской городской прокуратурой по обращению ФИО4 проведена проверка исполнения управлением образованием МО «Ахтубинский район», администрации МО «Ахтубинский район» законодательства об образовании, о защите прав несовершеннолетних. В соответствии с ч.2 ст.40 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В целях реализации возложенных полномочий управлением образованием МО «Ахтубинский район» приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, между поселениями муниципального образования «Ахтубинский район», согласно <данные изъяты> которого бесплатные перевозки обучающихся осуществляются транспортом, находящимся в собственности общеобразовательных учреждений. Для бесплатных перевозок обучающихся используются транспортные средства, соответствующие техническим требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров.
В ходе проведенной проверки установлено, что перевозка обучающихся из <адрес> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ прекращена.
Распоряжением главы МО «Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № изменен утренний маршрут движения рейсового микроавтобуса <данные изъяты>
Согласно <данные изъяты> Порядка организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, между поселениями муниципального образования «Ахтубинский район», утв. приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, бесплатные перевозки обучающихся осуществляются транспортом, находящимся в собственности общеобразовательных учреждений. Для бесплатных перевозок обучающихся используются транспортные средства, соответствующие техническим требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров.
В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:
во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км;
для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Изменение утреннего маршрута движения рейсового микроавтобуса <данные изъяты> согласно распоряжению главы МО «Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № не является устранением нарушения, поскольку в данном случае перевозка осуществляется маршрутным транспортным средством, и необходимо принять надлежащие меры к организации бесплатной перевозки обучающихся.
Довод о том, что в настоящее время возникла необходимость в перевозке № детей, что не составляет правонарушение, не состоятелен, ввиду неисключения увеличения количества обучающихся в последующих годах.
По изложенному факту ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой в администрацию МО «Ахтубинский район» внесено представление, по результатам рассмотрения которой в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступила информация, согласно которой требования прокурора не удовлетворены. В настоящее время выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, управлением образованием МО «Ахтубинский район», администрацией МО «Ахтубинский район» допущено грубое бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации перевозки обучающихся в указанном образовательном учреждении.
В судебном заседании помощник Ахтубинского городского прокурора Загребина В.В. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» Гетманцев А.В. в судебном заседании с требованиями не согласился. Указал, что из <адрес> в школу <адрес> маршрутным автобусом бесплатно перевозятся № обучающихся. Распоряжением главы администрации МО «Ахтубинский район» согласовано время прибытия автобуса. В настоящее время организовать бесплатную перевозку обучающихся в <данные изъяты> из <адрес> не представляется возможным в виду отсутствия водителя школьного автобуса.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Чернухина Е.М. в судебном заседании требования не признала. Указывает, что в соответствии с Положением об управлении образованием администрации МО «Ахтубинский район», утвержденным решением Совета МО «Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, управление образованием администрации МО «Ахтубинский район» является структурным подразделением администрации, осуществляющим управление в сфере образования. Кроме того, управление в лице начальника является учредителем <данные изъяты> Обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся муниципальных образовательных учреждений подлежит возложению на управление образованием администрации МО «Ахтубинский район», как на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя <данные изъяты>
Согласно статье 39 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Технические требования, предъявляемые к автобусам, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет, предусмотрены Государственным стандартом Российской Федерации "Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98" (далее также ГОСТ Р 51160-98), введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 101.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в соответствии с порядком организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, между поселениями муниципального образования «Ахтубинский район», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника управлением образования МО «Ахтубинский район» настоящий порядок регулирует организацию бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Ахтубинский район». Бесплатные перевозки обучающихся осуществляется по следующим маршрутам: в <данные изъяты> из <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ перевозка обучающихся из <адрес> в <данные изъяты>»» прекращена в виду отсутствия водителя для работы на школьном автобусе.
Распоряжением главы администрации МО «Ахтубинский район» №-р от ДД.ММ.ГГГГ согласовать до ДД.ММ.ГГГГ время прибытия автобуса по маршруту № <адрес> <данные изъяты>; <адрес> <данные изъяты>; <адрес> <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Аналогичные положения содержатся в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 40 указанного Закона установлено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В силу пункта 2.5 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:
- во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км;
- для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Приведенные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязанность по организации транспортного обслуживания обучающихся не только между поселениями, но и между населенными пунктами в пределах одного сельского поселения в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций.
Таким образом, по смыслу приведенных норм обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения в сельской местности возлагается на учредителя образовательного учреждения не только между поселениями, но и между населенными пунктами одного поселения в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций.
Пунктом № Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>», утвержденного приказом управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>» является администрация МО «Ахтубинский район» Астраханской области, в лице управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» Астраханской области (далее по тексту - Учредитель).
Пунктом 8, 9 главы 1 Положения об управлении образования администрации МО «Ахтубинский район», утвержденного решением Совета МО «Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учредителем <данные изъяты> является управление образованием МО «Ахтубинский район». К полномочиям управления образования администрации района по решению вопросов местного значения в сфере образования относится осуществление от имени администрации района функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций. Управление образования администрации района в пределах своих полномочий организует бесплатную перевозку обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных Ахтубинским городским прокурором требований о возложении обязанности организовать бесплатную, отвечающую установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозку обучающихся в <данные изъяты>
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанная обязанность подлежит возложению на управление образованием администрации МО «Ахтубинский район», как на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя <данные изъяты>
Кроме того, суд принимает во внимание, что право обучающихся на бесплатное, отвечающее требованиям безопасности транспортное обеспечение является одной из гарантий получения образования, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к управление образованием МО «Ахтубинский район», администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о признании бездействия управление образованием МО «Ахтубинский район» и обязании организовать бесплатную перевозку обучающихся в муниципальных образовательных учреждений - удовлетворить.
Признать бездействие управление образованием МО «Ахтубинский район» администрации МО «Ахтубинский район» по организации бесплатной перевозки обучающихся в <данные изъяты> из <адрес>.
Обязать управление образованием МО «Ахтубинский район» администрации МО «Ахтубинский район» организовать бесплатную перевозку обучающихся в <данные изъяты> из <адрес> в соответствии с Порядком организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных образовательных учреждений, между поселениями МО «Ахтубинский район».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия судом решения в апелляционном порядке в Судебную коллегию по рассмотрению административных дел Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение изготовлено на компьютере.
Судья: А.Ф.Проскурин