РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.11.12 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бариновой Е.И.,
при секретаре Ефимовой Е.Ю.,
с участием заявителя Фролова С.Г., представителя Главы г.о. Самары и Администрации г.о. Самары Колесниченко Г.В., представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самары Дикаревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по заявлению Фролова Сергея Геннадьевича о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самары, заместителя Главы г.о. Самары руководителя Департамента ЖКХ Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самары выраженное в непроведении внеплановой проверки деятельности управляющей организации МП «Коммунальник» г.о. Самары незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Фролов С.Г. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Главе г.о. Самары с жалобой, в которой просил провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации МП «Коммунальник» г.о. Самары. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ № Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.о. Самары, в котором оставлено без ответа и удовлетворения его требование о проведении внеплановой проверки деятельности МП «Коммунальник» г.о. Самары. С данным ответом он не согласен, поскольку в соответствии с п. 1.1. ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению внеплановой проверки деятельности управляющей организации, Фролов С.Г. полагает бездействие заинтересованных лиц, выраженное в не проведении внеплановой проверки деятельности МП «Коммунальник» г.о. Самары незаконным и просит обязать их устранить допущенное нарушение в пятидневный срок.
В судебном заседании Фролов С.Г. доводы заявления поддержал и пояснил, что ответа на свою жалобу от Главы г.о. Самары он до настоящего момента не получил. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального Закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. б) п. 1 ст. 22, п. 4 ст. 24, п. 1 и 3 ст. 52 Устава г.о. Самары, пп. 16, 17 п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от 14.11.02 г. № 161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях» Глава г.о. Самары наделен достаточными полномочиями, позволяющими провести внеплановую проверку муниципального предприятия «Коммунальник». Данное обстоятельство подтверждается и размещенной на официальном сайте Администрации г.о. Самары информацией о привлечении по результатам служебной проверки по поручению заместителя Главы г.о. Самары к дисциплинарной ответственности директора МП «Благоустройство» и его заместителя.
Представитель Главы г.о. Самары и Администрации г.о. Самары по доверенности Колесниченко Г.В. возражала против удовлетворения заявления Фролова С.Г. поскольку муниципальный жилищный контроль введен в законодательство РФ Федеральным законом от 25.06.12 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного (надзора) и муниципального контроля». Соответствующие изменения в Устав г.о. Самары в части включения в вопросы местного значения г.о. Самары муниципального жилищного контроля внесены Решением Думы г.о. Самары от 06.09.12 г. № 251, вступившим в силу 17.10.12 г. Жалоба Фролова С.Г. поступила в администрацию г.о. Самары ДД.ММ.ГГГГ, ответ на жалобу с учетом продленного в установленном порядке срока рассмотрения подготовлен и направлен Департаментом ЖКХ г.о. Самары в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ таким образом, на момент рассмотрения заявления Фролова С.Г. нормы, уполномочивающие органы местного самоуправления на осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе на проведение плановых и внеплановых проверок деятельности управляющих компаний в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, не вступили в силу. Кроме того, согласование прокуратуры на проведение внеплановой проверки юридического лица, как того требует ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, отсутствовало. Жалоба Фролова С.Г., поступившая в администрацию г.о. Самары, после регистрации в установленном порядке в Управлении по работе с обращениями граждан Администрации г.о. Самары была направлена по компетенции для подготовки ответа в Департамент ЖКХ Администрации г.о. Самары. Департамент не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих компаний, но подготовил ответ заявителю в пределах компетенции и в установленный законом срок.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самары Дикарева С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения доводов заявителя ссылаясь на то, что в соответствии с Положением «О Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Самары» в ред. Решения Думы городского округа Самара от 19.07.11 г. № 122 в полномочия Департамента проведение внеплановых проверок деятельности управляющих компаний не входит, ответ заявителю был дан в пределах компетенции и в установленный законом срок.
Изучив доводы заявления, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Фролова С.Г. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Фролов С.Г. обратился с жалобой, в которой в числе прочих вопросов, просил провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации МП «Коммунальник» г.о. Самары. Жалоба направлена Главе г.о. Самары, в Государственную жилищную инспекцию <адрес>.
Согласно почтовому уведомлению ДД.ММ.ГГГГ жалоба Фролова С.Г. поступила Главе г.о. Самары.
В соответствии с пунктом 6.1.4 Регламента Администрации городского округа Самара, утвержденного распоряжением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация городского округа Самара в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов по ним в установленный законодательством срок.
В силу пункта 6.1.9 Регламента Администрации городского округа Самара письменный ответ направляется заявителю за подписью Главы городского округа или его заместителя, в компетенции которого находится данный вопрос.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте ЖКХ, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.03.2011 № 70, Департамент ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из ответа Управления по работе с обращениями граждан Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ обращение Фролова С.Г., поступившее в Администрацию г.о. Самары направлено для рассмотрения по компетенции заместителю Главы г.о. Самара – руководителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самары.
Ответ на жалобу с учетом продленного в установленном законом порядке срока подготовлен и направлен Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самары ДД.ММ.ГГГГ В данном ответе сведения о проведенной либо готовящейся внеплановой проверке деятельности МП «Коммунальник» г.о. Самары отсутствуют. Вместе с тем, из Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самары (в ред. решения Думы городского округа Самара от 19.07.11 г. № 122) следует, что Департамент не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих компаний.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает основания для удовлетворения заявления Фролова С.Г. в части признания незаконным бездействия заместителя Главы г.о. Самары руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самары.
В соответствии с п. 1.1. ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Часть 1.1 ст. 165 ЖК РФ введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одновременно данным Федеральным законом введено понятие муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 20 Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Соответствующие изменения в Устав городского округа Самара в части включения в вопросы местного значения городского округа Самара муниципального жилищного контроля внесены Решением Думы городского округа Самара от 06.09.12 г. № 251, вступившим в силу 17.10.12 г.
Кроме того, 30.10.12 г. Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области N 111-ГД "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа регионального государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля", определяющий порядок осуществления муниципального жилищного контроля. Полномочия Главы г.о. Самары закреплены в ст. 2 1. Закона, согласно которой в целях осуществления на территории Самарской области муниципального жилищного контроля главы поселений и главы городских округов в Самарской области определяют органы, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля на территории соответственно поселения и городского округа в Самарской области; утверждают перечни должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами; разрабатывают и принимают административные регламенты осуществления муниципального жилищного контроля. Муниципальный жилищный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в формах, по основаниям, в сроки и с периодичностью, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изложенное выше, а также анализ в совокупности положений п. 1 ст. 34 Федерального Закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. б) п. 1 ст. 22, п. 4 ст. 24, п. 1 и 3 ст. 52 Устава г.о. Самары, пп. 16, 17 п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от 14.11.02 г. № 161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях», на которые ссылается заявитель Фролов С.Г., позволяет суду прийти к выводу о том, что на момент поступления в Администрацию г.о. Самары жалобы Фролова С.Г. нормы, уполномочивающие органы местного самоуправления на осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе на проведение плановых и внеплановых проверок деятельности управляющих компаний, отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Фролова С.Г. о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самары и Администрации г.о. Самары.
При этом суд не может принять во внимание доводы заявителя о существовании повседневной практики привлечения к ответственности должностных лиц муниципальных предприятий по результатам служебных проверок, поскольку данные полномочия Главы г.о. Самары прямо закреплены в ч. 4 ст. 24 Устава городского округа Самара. Вместе с тем понятие служебной проверки в отношении должностного лица муниципального унитарного предприятия и муниципальных учреждений не тождественно понятию внеплановой проверки деятельности управляющей организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 255-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Фролова С. Г. о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самары, заместителя Главы г.о. Самары руководителя Департамента ЖКХ Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самары, выразившегося в непроведении внеплановой проверки деятельности управляющей организации МП «Коммунальник» г.о. Самары – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.12 г.
Председательствующий п/п Е.И. Баринова
Копия верна
Судья: