Дело № 5-373/2020
Поступило 02.12.2020 г.
УИД № 54RS0013-01-2020-004378-25
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 декабря 2020 года город Бердск
Судья Бердского городского суда Новосибирской области (633 010, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина, 45) Яковинов П.В.,
при секретаре Смирновой Н.В.,
с участием:
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - старшего инспектора ГИАЗ Отдела МВД России по г. Бердску Новосибирской области - (далее – должностное лицо), - БЕН,
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Рябоконь С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении
Рябоконь С. Г., <данные изъяты> к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
Рябоконь С.Г. совершила административное правонарушение в г. Бердске Новосибирской области при следующих обстоятельствах.
15 сентября 2020 года в 11 часов 44 минуты Рябоконь С.Г., в нарушение требований, предусмотренных ст. ст. 4, 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» провела предварительную агитацию с призывом принять участие в не согласованном с органом местного самоуправления, то есть администрацией г. Бердска, публичном мероприятии в форме пикета против избрания председателем Совета депутатов г. Бердска Голубева В.А. 17 сентября 2020 года на площади им. М. Горького г. Бердска Новосибирской области, путем размещения в интернет ресурсе, а именно в группе #БердскПРОТИВсвалки агитационного сообщения. Данное сообщение находилось в доступе для просмотра круга лиц в количестве 152 человек.
Таким образом, Рябоконь С.Г. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший инспектор ГИАЗ Отдела МВД России по г. Бердску БЕН протокол об административном правонарушении полностью поддержала, обстоятельства правонарушения полностью подтвердила.
Рябоконь С.Г., которой были разъяснены процессуальные права, в том числе положения ст. 51 Конституции РФ, не отрицала факт того, что проводила 17 сентября 2020 года пикет у здания администрации г. Бердска (одиночный), и что именно она сообщила в чате указанную информацию, но данное сообщение не было призывом, предложением к каким-либо действиям, в связи с чем вину в совершении указанного административного правонарушения не признает.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, которое влечет для граждан наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Часть первая статьи 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункты «в, м»), 72 (пункты «б, к» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что порядок реализации гражданами и их объединениями права на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и ответственность за его нарушение устанавливаются федеральным законодателем.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Вместе с тем, оценивая исследованные доказательства, судья приходит к выводу, что Рябоконь С.Г., как организатор публичного мероприятия, не подавая в уполномоченный орган, уведомления о проведении публичного мероприятия 15 сентября 2020 года в 11 часов 44 минуты проводила посредством сети интернет предварительную агитацию с призывом принять участие в публичном мероприятии 17 сентября 2020 года в форме пикета против избрания председателем Совета депутатов г. Бердска Голубева В.А. 17 сентября 2020 года на площади им. М. Горького г. Бердска Новосибирской области, в связи с чем действия Рябоконь С.Г. нарушают требования статей 4, 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Вина Рябоконь С.В. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается:
протоколом об административном правонарушении № 54 АП № 521126 от 16 октября 2020 года, составленным должностным лицом БЕН, содержащим установленные судом обстоятельства содеянного Рябоконь С.Г., в том числе содержащим сведения о принадлежности последней номера телефона 953-765-11-23 (л.д. 2);
заявлением директора ООО «Полигон» в Отдел МВД России по г. Бердску Новосибирской области о том, что 17 сентября 2020 года с 08 часов утра на территории, непосредственно прилегающей к зданию администрации г. Бердска, проводится публичное мероприятие в нарушение норм Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. Из средств массовой информации ему стало известно, что бердская активистка ССС и её единомышленники снова выражают протест возможному строительству мусорного полигона у бердского кладбища, не хотят, чтобы председателем городского Совета депутатов выбрали Голубева В.А. (л.д. 3);
рапортами должностного лица о том, что 15 сентября 2020 года в ходе мониторинга группы Ватсап «БердскПРОТИВсвалки» установлено, что абонент с номера 953-765-11-23 предлагает участникам группы провести пикет у здания администрации, указанный абонентский номер принадлежит Рябоконь С.Г. В ходе выезда на место установлено, что на площади М. Горького г. Бердска проводится пикетирование в количестве 5 человек, с плакатами в руках следующего содержания: «Народ против свалки под Бердском!», «Бердск против исправительного Центра, мусорных объектов», «Бердск не помойка!», «Не превращайте Бердск в свалку», «Депутаты! Сделайте выбор правильный». Пикетирование окончено 17 сентября 2020 года в 10 часов 30 минут, участники разошлись (л.д. 4, 8-9);
сообщением председателя Совета депутатов г. Бердска Бадьина В.Г. от 16 сентября 2020 года начальнику Отдела МВД России по г. Бердску, из которого следует, что по имеющейся в Совете депутатов информации, некоторыми жителями г. Бердска планируется несанкционированное пикетирование здания администрации и проведение других видов саботажа с целью срыва проведения выборов председателя Совета депутатов на сессии Совета депутатов г. Бердска, которая состоится в актовом зале администрации 17 сентября 2020 года в 09 часов 00 минут. Просит направить в здание администрации наряды полиции для предотвращения несанкционированных мероприятий (л.д. 10);
распечаткой сообщения группы Ватсап #БердскПРОТИВсвалки, из которой следует, что участник группы по имени С., использующая абонентский номер +№ обращается к участникам группы: «Уважаемые участники группы! 17 сентября в здании администрации состоится заседание депутатов города Бердска, на котором будет решаться вопрос по председателю совета депутатов. На этом заседании определено, что будет выбран председателем Голубев В.А., младший брат местного олигарха, судимый и якобы реабилитированный. Предлагаю: 1. Записаться на это заседание и участвовать в нем, 2. Пикетировать здание администрации» (л.д. 11).
официальным предостережением от 15 сентября 2020 года, согласно которому Отдел МВД России по г. Бердску располагает сведениями о том, что Рябоконь С.Г. агитирует участников группы #БердскПРОТИВсвалки» 17 сентября 2020 года провести пикетирования. Указанные действия создают условия для совершения противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Рябоконь С.Г. объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, а в случае совершения данных действий она может быть привлечена к ответственности в соответствии с законодательством РФ (л.д. 12);
письменным объяснением РРР, из которого следует, что 17 сентября 2020 года около 08 часов 30 минут она пришла на площадь им. М. Горького г. Бердска, где провела одиночный пикет, держала в руках плакат (л.д. 13);
фотографиями, на которых видно, что стоят с плакатами, в том числе Рябоконь С.Г. с плакатом «Депутаты! Сделайте выбор правильный! Не забывайте, вы – избранники народа!» (л.д. 23-27);
сообщением (на запрос Отдела МВД России по г. Бердску) управляющего делами администрации г. Бердска о том, что в администрации г. Бердска не зарегистрировано уведомлений о проведении публичного мероприятия, заявленного на 17 сентября 2020 года от Рябоконь С.Г. (л.д. 37);
протоколом проведенного сотрудником Отдела МВД России по г. Бердску осмотра от 17 сентября 2020 года (с прилагаемыми к нему фотографиями), в ходе которого осмотрена территория площади им. М. Горького г. Бердска у здания администрации г. Бердска, установлено, что на момент осмотра на площади находится с плакатами в руках: ССС держит плакат с надписью «Бердск против исправительного центра, мусорных объектов, многоэтажных домов, повышения тарифов», РРР – «Народ против свалки под Бердском, народ против колонии в Бердске», Рябоконь С.Г. – «Депутаты! Сделайте выбор правильный! Не забывайте, вы – избранники народа!» (л.д. 28, 29, 30);
протоколом проведенного сотрудником Отдела МВД России по г. Бердску личного досмотра ВВВ от 17 сентября 2020 года, и прилагаемыми к протоколу фотографиями, согласно которым в указанную дату осмотрен мобильный телефон, принадлежащий ВВВ, в целях отыскания в приложении мобильного мессенджера «Ватсап» в группе #БердскПРОТИВсвалки агитационного сообщения с абонентского номера №. В ходе данного процессуального действия установлено, что мессенджер «Ватсап», группа #БердскПРОТИВсвалки имеет электронный адрес https://clck.ru/PbHzp, по которому расположена группа, состоящая (фактически, исходя из подсчета, из 152 участников). Администратором данной группы являются: igor мобильный телефон № и С. мобильный телефон №. В данной группе ведется переписка между участниками, содержится сообщение (время 11 часов 44 минуты) С. с абонентского номера № следующего содержания: «Уважаемые участники группы! 17 сентября в здании администрации состоится заседание депутатов города Бердска, на котором будет решаться вопрос по председателю совета депутатов. На этом заседании определено, что будет выбран председателем Голубев В.А., младший брат местного олигарха, судимый и якобы реабилитированный. Предлагаю: 1. Записаться на это заседание и участвовать в нем, 2. Пикетировать здание администрации» (л.д. 31-35).
Также в судебном заседании Рябоконь С.Г. не отрицала того, что: именно она распространила в чате указанную информацию; проводила 17 сентября 2020 года пикет у здания администрации г. Бердска (одиночный); номер сотового телефона № принадлежит ей.
Вина Рябоконь С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, нашла полное подтверждение совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Рябоконь С.Г., как организатор публичного мероприятия, не могла не знать, и должна была знать о необходимости подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия в уполномоченном органе, в связи с чем проводить агитацию на участие в данном публичном мероприятии – пикете без подачи уведомления она не имеет права. Тем не менее, как установлено в судебном заседании, она проводила публичную предварительную агитацию с призывом пользователей группы #БердскПРОТИВсвалки принять в нем участие.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств у Рябоконь С.Г. имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не призывать к участию в несогласованном публичном мероприятии.
Обстоятельств, вынуждающих Рябоконь С.Г. нарушить вышеуказанный порядок и которые бы не зависели от ее воли, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Несогласие Рябоконь С.Г. с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств вины последней в совершении данного административного правонарушения, а её доводы расцениваются как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о публичных мероприятиях).
В пункте 31 постановления от 26 июня 2018 года № 28 Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Из содержания переписки чата группы #БердскПРОТИВсвалки усматривается, что Рябоконь С.Г. взяла на себя обязательство организации публичного мероприятия – пикета 17 сентября 2020 года у здания администрации г. Бердска, в котором сама приняла личное участие. Кроме того, в день проведения публичного мероприятия, помимо Рябоконь С.Г., одиночный пикет проводила в том же месте и ССС, с которой знакома Рябоконь С.Г. (о чем последняя пояснила в судебном заседании), и которая также состоит в группе #БердскПРОТИВсвалки.
При этом видно, что в данном случае призывы, содержащиеся в чате группы #БердскПРОТИВсвалки, однозначно свидетельствуют о скрытой форме предварительной агитации конкретного публичного мероприятия - «пикетировать здание администрации», то есть провести пикет против избрания председателем Совета депутатов г. Бердска Голубева В.А., в конкретном месте и дату, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти.
Ссылки Рябоконь С.Г. о том, что она 17 сентября 2020 года проводила одиночное пикетирование, правого значения не имеет, Рябоконь С.Г. привлекается к административной ответственности не за проведение публичного мероприятия 17 сентября 2020 года, а за его организацию без подачи в установленном порядке соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия.
При таких установленных обстоятельствах, действия Рябоконь С.Г. подлежат квалификации по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом судья уточняет обстоятельства совершенного Рябоконь С.Г. административного правонарушения путем уменьшения количества участников группы #БердскПРОТИВсвалки с 153 до 152 человек исходя из их фактического подсчета при исследовании представленных доказательств, что не влияет на выводы суда о виновности Рябоконь С.Г. в содеянном, не ухудшает ее положение, не нарушает право последней на защиту.
При назначении административного наказания судья учитывает конкретные обстоятельства, характер содеянного, посягающего на общественный порядок, а также имущественное положение виновной, все данные о личности Рябоконь С.Г., которая имеет постоянное место жительства, является пенсионером.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд находит признание виновной факта совершения административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возраст Рябоконь С.Г., наличие на ее иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также имеющих инвалидность матери и супруга Рябоконь С.Г.
Отягчающих наказание обстоятельств по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая также принцип гуманизма, судья приходит к выводу о необходимости назначения Рябоконь С.Г. административного наказания не в виде административного ареста или обязательных работ, а в виде административного штрафа, что будет отвечать целям наказания.
С учетом обстоятельств и характера содеянного, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по делу не усматривается. Также не имеется оснований для назначения Рябоконь С.Г. административного наказания в виде предупреждения.
Тем не менее, судья учитывает, что в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При этом при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины впервые привлекаемого к административной ответственности лица, её имущественное, семейное положение, отсутствие отягчающих административное наказание обстоятельств по делу, совокупность смягчающих наказание обстоятельств, судья, признавая указанные обстоятельства исключительными, полагает возможным назначить Рябоконь С.Г. административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в размере половины его минимального размера, что будет отвечать принципам справедливости административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Рябоконь С. Г. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН 5406012253, КПП 540601001, р/с 40101810900000010001, банк получателя: Сибирское ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирск, КБК 18811601201019000140, БИК 045004001, ОКТМО 50708000, УИН 18880454200545211269.
Копию постановления вручить Рябоконь С.Г., направить в Отдел МВД России по г. Бердску Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья (подпись) П.В. Яковинов
Постановление не обжаловано, вступило в законную силу 15 декабря 2020 года.
Подлинник находится в Бердском городском суде Новосибирской области в деле № 5-373/2020.