РЕШЕНИЕ Дело № 2-598/2017
Именем Российской Федерации
16 августа 2017 г. с. Кабанск
Кабанский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., с участием представителя процессуального истца старшего помощника Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Качиной Е.Г., представителя ответчика администрации МО «Кабанский район» по доверенности Шереметова И.А., при секретаре Веретениной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Теплосбыт», администрации МО «Кабанский район» о понуждении организовать и получить санитарно – эпидемиологического заключение, заключить договор водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Восточно – Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к МКП «Байкал» МО СП «Танхоское», администрации МО СП «Танхойское» о понуждении организовать и получить санитарно – эпидемиологического заключение, заключить договор водопользования. Свои требования мотивирует, что в ходе проверки установлено, что МКП «Байкал» МО СП «Танхойское» осуществляет деятельность по предоставлению услуг водоснабжения населению, предприятиям и организациям п. Танхой (2 водозабора на ст. Танхой и 1 водозабор на ст. Переемная). Забор (изъятие) водных ресурсов осуществляется из поверхностного водного объекта - озера Байкал. Эксплуатация водозаборных сооружений и водопроводных сетей осуществляется предприятием на основании договора оперативного управления имуществом от 01.09.2012 б/н. Собственником муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) является администрация муниципального образования сельское поселение «Танхойское».
20 марта 2017 г. Территориальным отделом водных ресурсов по Республике Бурятия Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта (озера Байкал) в пользование МКП «Байкал», в связи с отсутствием санитарно- эпидемиологического заключения. Был направлен запрос о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Согласно ответу МКП «Байкал» данное санитарно-эпидемиологическое заключение не получено. Поскольку фактическое использование водного объекта осуществляется МКП «Байкал», то на данное предприятие возлагается обязанность по оформлению права пользования водным объектом. Обязанность по обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам лежит на органе местного самоуправления поселения. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в п. Танхой, на станции Переемная Кабанского района и использующих воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.
Определением суда от 31 июля 2017 г. произведена замена ненадлежащих ответчиков ООО «Теплосбыт» и администрацию МО «Кабанский район». ООО «ЭУ – 2» привлечено для участия в деле в качестве третьего лица.
Представитель процессуального истца по доверенности Качина Е.Г. исковые требования поддержала полностью. Показала, что ответчик ООО «Теплосбыт» в настоящее время является водопользователем, в связи с чем должен получить санитарно – эпидемиологическое заключение, заключить договор водопользования. Администрация района является собственником объектов водоснабжения и водоотведения, в связи с должны организовать данную работу.
Представитель ответчика администрации МО «Кабанский район» по доверенности Шереметов И.А. исковые требования не признал. Показал, что с ООО «Теплосбыт» было заключено концессионное соглашение, по которому право владения, пользования объектами соглашения передано ему. 07 августа 2017 г. соглашение прошло регистрацию. С 01 августа 2017 г. ООО «Теплосбыт» приступило к деятельности по предоставлению услуг водо-, теплоснабжения, водоотведения. В связи с чем получить заключение должно ООО «Теплосбыт».
Представитель ответчика ООО «Теплосбыт» не явился. Был извещен надлежаще. Суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Енисейское бассейновое водное управление Росводресурсов в лице Территориального отдела водных ресурсов по РБ Представитель Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора не явились. Были извещены надлежаще. Направили отзыв, в котором иск поддержали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «ЭУ – 2» не явился. Был извещен надлежаще. Суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дел в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
30 мая 2017 г. между администрацией МО «Кабанский район» (концедент) и ООО «Тепслобсыт» (концессионер) заключено концессионное соглашение, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет модернизировать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (п.1).
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а именно здание насосной станции по ул. Байкальская 4Б, здание насосной станции п/ст Перемная ул. Дачная, 12А, водопроводная сеть п. Танхой ул. Центральная, Вокзальная, Байкальская, Строителей, Красногвардейская, водопроводная сеть ст. Переемная, ул. Мира, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1 соглашения.
Согласно выписок из реестра муниципального имущества МО «Кабанский район», копии свидетельств о регистрации права, вышеуказанное объекты невидимости находятся в муниципальной собственности МО «Кабанский район».
С 01 августа 2017 г. деятельность по водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод с использованием объекта соглашения осуществляет ООО «Теплосбыт».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
Согласно требованиям п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком ООО «Теплосбыт» не представлено доказательств заключения договора водопользования. В связи с чем требование о заключении ООО «Теплосбыт» договора водопользования подлежит удовлетворению, поскольку является водопользователем в силу ст. 1 ВК РФ. По этим же основаниям требование к администрации МО «Кабанский район» об организации заключения договора водопользования суд считает необоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем. 4 п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс РФ предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст. 43 Водного Кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. (п. 1).
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, с 1 июня 2002 года введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора (п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 4.3 ч. 1, ч.1.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 1 ч.1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 г. №416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ст. 201 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике данного имущества.
Таким образом, суд пришел к выводу, что обязанность по организации получения санитарно – эпидемиологического заключения должна быть возложена на администрацию МО «Кабанский район» как на собственника насосных станций, водопроводных сетей п. Танхой, ст. Переемная, что следует из концессионного соглашения. Требование к администрации МО «Кабанский район» об организации получения санитарно - эпидемиологическое заключения на использование водных объектов подлежит удовлетворению, поскольку получение санитарно – эпидемиологического заключения невозможно без разработки проекта ЗСО. Из смысла пунктов 7.1, 7.2 Правил подготовки и заключения договоров водопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. №165, следует, что заключение договора водопользования невозможно без получения санитарно – эпидемиологического заключения, в связи с чем ответчик ООО «Теплосбыт» должен перед заключением договора водопользования получить санитарно – эпидемиологическое заключение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосбыт» получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта и заключить договор водопользования для забора (изъятия) воды из поверхностного водного объекта (озера Байкал), в срок до 01 сентября 2018 года.
Обязать администрацию МО «Кабанский район» организовать получение санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до 01 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Баторова