№ 12-219/2017
РЕШЕНИЕ
01 августа 2017 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Кузнецовой С. Н.
на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области № 62-2017 от 16 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области № 62-2017 от 16 мая 2017 г. начальник отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Кузнецова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Основанием привлечения Кузнецовой С.Н. к административной ответственности послужило нарушение ст.ст. 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в невыполнении юридическим лицом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, и предотвращению процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на земельном участке с кадастровым номером 13:17:0112009:20 с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, Кузнецова С.Н. просит отменить указанный акт, вынесенный в отношении неё по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, считая его незаконным. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в отношении земельных участков осуществляет полномочия публичного собственника, а его сотрудники не наделены полномочиями по проведению агротехнических мероприятий. Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот носит заявительный характер, соответствующего заявления не поступало. Полагает, что обязанности, невыполнение которых ей вменено, должностным регламентом на неё не возложены.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, что не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, выслушав защитника Кузнецовой С.Н. - Ванину И.А., изучив показания допрошенного в качестве свидетеля заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО2, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 23 от 27 марта 2017 г. органом государственного контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на территории Пайгармского сельского поселения Рузаевского района Республики Мордовия в отношении земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами – 13:17:0000000:10, 13:17:0112009:20, 13:17:0112009:19 (л.д.18-19).
В ходе проверки выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки №02-23 от 5 мая 2017 г., согласно которому установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 13:17:0112009:20, предназначенном для сельскохозяйственного производства МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не проводятся основные агротехнические мероприятия, направленные на обработку почвы, культивация земельного участка, не организованны мероприятия по известкованию почвы, внесению органических удобрений, что ведет к деградации земель. Участок зарастает сорной растительностью и не используется в сельскохозяйственной деятельности. Данный участок принадлежит МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на праве управления имуществом, находящимся в государственной собственности (л.д.21-22).
В свидетельстве о государственной регистрации права отражено, что земельный участок с кадастровым номером 13:17:0112009:20 общей площадью 214497 кв.м. относится к землям сельскохозяйственного назначения, собственником является Российская Федерация (л.д.30).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для возбуждения государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия ФИО1 производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Кузнецовой С.Н.; составления 10 мая 2017 г. протокола об административном правонарушении № 02-05 (л.д.25).
Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Согласно п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Согласно п. 4 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с п. 1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 460, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в Республике Мордовия, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления федеральным имуществом, является указанное межрегиональное территориальное управление.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (п. 4.1.2).
Согласно Должностному регламенту начальника отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации ТУ Росимущества в Республике Мордовия на начальника отдела возлагается (п.3.3): осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Республики Мордовия земельных участков, находящихся в федеральной (государственной) собственности, а при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (л.д.37-40).
При этом протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении не содержат доказательств того, что именно виновное бездействие Кузнецовой С.Н. привели к негативному воздействию на окружающую среду, ухудшению качественного состояния принадлежащей Российской Федерации земли.
Административный орган не учел следующие обстоятельства.
В силу ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. п. 5.8, 5.10, 6.7 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
При выявлении нарушений Росимущество вправе принимать в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, проведению в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначению и проведению документальных и иных проверок, в том числе организации ревизий и принятию решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Указанные проверки осуществляются в порядке, установленном Административным регламентом по исполнению Росимуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2011 N 598.
Из анализа приведенных положений, касающихся деятельности Росимущества и, в частности, Должностного регламента привлеченного к административной ответственности лица не следует, что к компетенции Кузнецовой С.Н. отнесено разрешение вопросов об организации проведения основных агротехнических мероприятий, направленных на обработку почвы и её известкование, культивацию земельного участка, внесение органических удобрений, выполнение которых, по мнению Управления Россельхознадзора, должна была, но не организовала начальник отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Показания опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО2, ссылавшегося на то, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации, а МТУ Росимущества осуществляет контроль, в том числе, за сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, выводы суда по настоящему делу не опровергают.
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не является лицом, ответственным за соблюдение правил землепользования в отношении спорного земельного участка, соответственно начальник отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не может быть по настоящему делу субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии в её деянии состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
жалобу Кузнецовой С. Н. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области № 62-2017 от 16 мая 2017 г., вынесенное в отношении начальника отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности Российской Федерации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Кузнецовой С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин