Дело № 2752/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
06 апреля 2015г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чубуковой Н.А.
при секретаре Козыревой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» и Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Истцы зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> на основе договора социального найма. Жилое помещение находится в собственности Министерства обороны и передано в оперативное управление Федеральному государственному казенному учреждению (далее ФГКУ) «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений». Последнее отказало ФИО1 в приватизации занимаемого жилого помещения, в связи с чем ФИО1, его супруга ФИО2 и дочь ФИО3 обратились в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы требование поддержали, просили передать квартиру в равную долевую собственность.
Представитель ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» и представитель МО РФ в суд не явились, о дне заседания ответчики извещены.
Третье лицо ФИО4 (сын ФИО1 и ФИО2), проживающий в спорной квартире, в суд не явился, имеется его заявление об отказе от участия в приватизации.
Третье лицо ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» (сторона по договору социального найма) правами юрлица не обладает, в результате реорганизации в ДД.ММ.ГГГГ. присоединено к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Заслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц … (статья 2).
В соответствии со статьёй 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу абз 1 п. 4 ст. 298 ГК РФ казённое учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района», действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании Устава, был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны: супруга ФИО2, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, и дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. Как пояснил ФИО1, квартира была предоставлена ему в связи с выходов в отставку после <данные изъяты> лет службы в ВС РФ.
В ДД.ММ.ГГГГ. семья ( в составе 4-х человек) обращалась в уполномоченную организацию с заявлением о приватизации квартиры. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказало ФИО в подписании договора приватизации, поскольку учреждение не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение таких договоров.
Ранее истцы в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается справкой РГЦ «Недвижимость». Отказ ФИО4 от участия в приватизации жилого помещения заверен нотариусом.
На основании пункта 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными силами РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом ВС РФ.
Вместе с тем, нормативными либо иными актами Министерства обороны РФ в настоящее время порядок приватизации жилых помещений не урегулирован, что создаёт препятствия в реализации прав истцов Ограничение права на приватизацию спорного жилого помещения противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ.
При постановлении решения суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в пунктах 5 и 8 постановления от 24 августа 1993 года N8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которым требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Проанализировав положения действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО обоснованы и подлежат удовлетворению. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих порядок передачи Министерством обороны РФ в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда, закреплённого за Вооружёнными силами РФ, используемых на условиях социального найма, по мнению суда, не может являться основанием для отказа истцам в реализации права на приобретение жилого помещения в собственность. Следует признать за истцами право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации на условиях равенства долей.
Данное решение в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для регистрации за каждым истцом права на 1/3 доли занимаемого жилого помещения в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 право равной долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход бюджете Петрозаводского городского округа в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО3 госпошлину в доход бюджета Петрозаводского городского округа в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяц через Петрозаводский городской суд.
Судья Чубукова Н.А.