УИД 10RS0011-01-2020-014323-11
(2а-7872/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
И.А. Сааринен,
при секретаре
Ю.А. Мельниченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова А. Г. к врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия Репниковой Я.В., Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия об оспаривании действий (бездействия), понуждении к совершению действий,
установил:
Макаров А.Г. обратился в суд с административным иском к врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия об оспаривании ответов должностных лиц Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия от 10.03.2020 №, от 13.05.2020 №, от 07.08.2020 №, полагая их незаконными, несоответствующими нормативно-правовым актам, по тем основаниям, что административный ответчик не отреагировал должным образом на обращения административного истца по факту нарушений при оказании ему медицинской помощи со стороны ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России, не провел внеплановую проверку, не установил причину инвалидности и поздней диагностики имеющегося у него заболевания, что привело к нарушению его законных прав на получение достоверных, объективных ответов по существу вопросов, указанных в жалобах. Административный истец просит признать действия (бездействия) административного ответчика незаконными; обязать административного ответчика восстановить его в нарушенных правах; обязать административного ответчика провести внеплановую проверку по факту причинения административному истцу вреда со стороны ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России, вынести в адрес ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России предписание с контролем его исполнения; обязать административного ответчика отозвать лицензию у ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес>, пересмотреть перечень разрешенных видов работ (услуг) в соответствии с их реальным обеспечением, исключить из перечня работы и услуги по медицинским профилям, которые не выполняются лицензиатом; привлечь к административной ответственности должностных лиц Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия, виновных в нарушении процедуры предоставления лицензии на осуществление медицинской деятельности ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
Определением суда от 30.11.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия, в качестве заинтересованных лиц - ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Макаров А.Г. в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, его представитель Емельянова М.А., действующая на основании доверенности, административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия Елизарова О.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Административный ответчик Репникова Я.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Представители заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, специалиста ААА, исследовав письменные материалы дела, обозрев медицинские карты Макарова А.Г., суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение с иском в суд об оспаривании ответов должностных лиц Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия от 10.03.2020 №, от 13.05.2020 №, полученных им 13.03.2020 и 19.05.2020 соответственно, доказательств уважительности причины пропуска срока не представлено, оснований для восстановления пропущенного срока судом не усматривается, по оспариванию ответа от 07.08.2020 №, полученного ДД.ММ.ГГГГ, срок не пропущен.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
На основании ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 88 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение и в развитие указанного предписания Закона № 323-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № утверждено Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (далее – Положение от 12.11.2012).
В силу пп. «а» п. 3, пп. «а» п. 4, пп. «г», «д», «е» п. 6 Положения от 12.11.2012 государственный контроль путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов, в том числе: руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, его заместителями; руководителями структурных подразделений территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, их заместителями, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля; иными государственными гражданскими служащими территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.
В соответствии с п.7.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. №, действующим на момент рассмотрения обращений административного истца, ТО Росздравнадзор осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере здравоохранения; соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона №294-ФЗ и Закона №323-ФЗ, а сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций (пп. 7 и 8 Положения от 12.11.2012).
Согласно ч.1, ч.3 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).
Установлено, что 13.01.2020 в адрес территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия поступила жалоба Макарова А.Г. на бездействие ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России по факту не оказания специализированной медицинской помощи (вх.№ от 13.01.2020), из которой следует, что Макаров А.Г. осужден к лишению свободы и содержится в ФКУ ИК №9 УФСИН РФ по Республике Карелия, медицинская помощь ему оказывается не в полном объеме, что приводит к ухудшению состояния его здоровья, неоднократно обращался с жалобами на снижение зрения и просьбами о проведении обследований, консультаций специалистов: врача-офтальмолога и врача-эндокринолога, однако, данные медицинские услуги предоставлены не были. Со слов заявителя, на данный момент он является <данные изъяты>, страдает <данные изъяты>, осложнившимся <данные изъяты>, нуждается в <данные изъяты>, проводимое в настоящий момент консервативное лечение не оказывает существенного влияния на течение заболевания.
По обращению Макарова А.Г., врио руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия DDD издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 22.01.2020 №11-пр в отношении ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России», срок проведения проверки установлен с 27.01.2020 по 21.02.2020.
В ходе проведения проверки были рассмотрены документы, представленные ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России»: медико-санитарная карта на Макарова А. Г. №; медицинская карта стационарного больного Макарова А. Г. №; медицинская карта стационарного больного Макарова А. Г. №; пояснительная записка начальника ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России», полковника внутренней службы ВВВ по факту оказания медицинской помощи от 06.02.2020 №; договор на оказание платных медицинских услуг № <данные изъяты> от 28.11.2018; копия заключения врача-офтальмолога медицинского учреждения <данные изъяты> от 03.12.2018; пояснительная записка врио заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России EEE по вопросу оперативного лечения катаракты в КТБ-1 от 07.03.2019 №; пояснительная записка начальника ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ССС по вопросу госпитализации в филиал «Туберкулезная больница №1» от 07.03.2019 №.
По итогам документарной проверки, проведенной в отношении ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России», были выявлены нарушения обязательных требований, что зафиксировано в акте проверки №20 от 21.02.2020:
1) В нарушение требований ч.1.ст. 37, ч.2 п.1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") имеет место не соблюдение: стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни), утвержденного приказом Минздрава России от 09.11.2012 №708н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни) с частотой предоставления «1»; стандарта первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете, утвержденного приказом Минздрава России от 28.12.2012 №1581н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете» с частотой предоставления «1»;
2) В нарушение п. 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не соблюдены требования, утвержденные Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», в части абзаца 20 - не соблюдаются рекомендации специалистов по дальнейшему оперативному лечению.
По результатам проверки ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» выдано предписание №14 от 21.02.2020 об устранении выявленных нарушений в срок до 21.08.2020, в последующем срок исполнения предписания был продлен до 21.02.2021.
По результатам внеплановой документарной проверки заявителю был направлен мотивированный ответ врио руководителя ТО Росздравнадзора по Республике Карелия (исх.№ от 10.03.2020) по существу поставленных в обращении вопросов.
14.04.2020 в адрес ТО Росздравнадзора по Республике Карелия поступило второе обращение Макарова А.Г. (вх. № от 14.04.2020) по вопросу качества оказания медицинской помощи в ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России».
В соответствии с ч.4 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 №, в адрес ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» направлена копия обращения Макарова А.Г. для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, установлен срок до 27.04.2020 о предоставлении информации о результатах проведенного внутреннего контроля по фактам, изложенным в обращении.
Письмом ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» (исх.№ от 24.04.2020), направленным в адрес ТО Росздравнадзора по Республике Карелия, сообщено, что Учреждением проведена проверка по обстоятельствам, изложенным в жалобе, нарушений прав осужденного Макарова А.Г. на медицинское обеспечение в период его содержания в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия не установлено, в настоящее время состояние здоровья Макарова А.Г. расценивается как удовлетворительное, наблюдение и лечение осуществляется с планом диспансерного наблюдения по медицинским показаниям.
На обращение Макарова А.Г. был направлен мотивированный ответ врио руководителя ТО Росздравнадзора по Республике Карелия (исх.№ от 13.05.2020) по существу поставленных в обращении вопросов.
09.07.2020 в адрес ТО Росздравнадзора поступило третье обращение Макарова А.Г. по вопросу качества оказания медицинской помощи в ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» (вх. № от 09.07.2020), в котором требования по проведению проверки не содержалось, на вопросы, указанные в данном обращении, ТО Росздравнадзора даны разъяснения по существу, изложенные в ответе № от 07.08.2020.
Таким образом, доводы, изложенные в административном исковом заявлении Макарова А.Г. о бездействии административного ответчика по факту нарушений оказания медицинской помощи со стороны ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России, не проведении внеплановой проверки, не обоснованы.
Давая правовую оценку действиям административного ответчика, суд исходит из того, что они соответствуют требованиям действующего законодательства, действий, повлекших нарушение прав заявителя при разрешении его обращений, должностным лицом не совершено, бездействия не допущено, несогласие с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о бездействии должностного лица, иные требования заявлены в целях восстановления административного истца в нарушенных правах, нарушение которых не установлено.
В силу указаний пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований Макарова А.Г. не установлена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Макарова А. Г. отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Сааринен
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2020 года.