решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2019 года
дело № 2-183/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 10 апреля 2019 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Арзамасцевой Л.В., при секретаре Ивановой М.А.,
с участием: истца Фоминой К.В., третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой К. В. к Администрации муниципального образования город Алапаевск о признании Постановления Администрации МО г.Алапаевск № 1521-П от 08.11.2017 в части срока сноса и отселения граждан незаконным,
УСТАНОВИЛ
Фомина К.В., уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к Администрации МО город Алапаевск о признании незаконным постановления Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г. в части срока отселения граждан. Просила признать незаконным данное постановление в части установления срока отселения жильцов дома, находящегося по адресу <адрес> по истечении пятилетнего срока. Обязать Администрацию МО г.Алапаевск изложить в новой редакции п.3 постановления Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г. в соответствии с законодательством, т.е. отселение граждан из жилых помещений произвести незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
В ходе судебного заседания истец Фомина К.В. в обоснование заявленных исковых требований указала на то, что они вместе со своей малолетней дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 28,1 кв.м. по адресу <адрес>, на основании договора социального найма.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017 жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, данным постановлением предусмотрен срок отселения граждан по истечению пяти лет с момента признания дома аварийным. Оспариваемое постановление противоречит Жилищному кодексу РФ, так как нормы ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от права Муниципального образования предоставить жилое помещение гражданам.
Срок сноса и расселения жильцов дома является неразумным, поскольку жилой дом был построен в 1957г., по состоянию на 07.02.1997г. физический износ здания составлял 65%, дом находится в списке ветхого жилья муниципального жилищного фонда, утвержденный главой МО г.Алапаевск от 14.01.2002г. Жилой дом на момент передачи родителям истца более 20 лет назад уже был снят с баланса и уже тогда требовал капитального ремонта. Жилой дом восстанавливали своими силами и за свой счет. С момента заселения и до настоящего времени со стороны Администрации МО г.Алапаевск не было предпринято ни одной попытки к осуществлению ремонта дома, не было отремонтировано ни одной конструкции.
Согласно техническому заключению, составленному МУП «Архитектурно-градостроительное бюро», жилой дом по адресу <адрес> находится в аварийном состоянии и представляет угрозу жизни и здоровья людей. По всей высоте жилого дома стены из бруса имеют продольные трещины (растрескивание) древесины, щели между венцами, стены из бруса потеряли несущую способность. При описании квартиры истца № указано: наблюдается провисание чердачного перекрытия, трещины, отслоение и местами обрушение штукатурного слоя и стен потолка. Деревянные конструкции стропильной крыши оцениваются как ограниченно – работоспособное состояние. Чердачное перекрытие оценивается как аварийное состояние. Наблюдается повсеместно прогиб деревянных балок, провисание чердачного перекрытия, имеется поражение балок и опорных частей домовым грибком и гнилью. Кровля оценивается как аварийное состояние. Отопительные очаги находятся в неудовлетворительном состоянии, местами наблюдается деформация печей, трещины в кирпичной кладке, отслоение и разрушение штукатурного слоя. Категория технического состояния по СП 13-102-2003 – категория 5, Аварийное состояние – Категория технического состояния конструкций или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, следует, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Кроме того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, которое у истца и членов ее семьи возникло 17.10.2017.
Исходя из заключения межведомственной комиссии МО г.Алапаевск дом уже в настоящее время представляет опасность для граждан, несущие конструкции уже исчерпали свои возможности, грозят опасностью обрушения всего дома в любой момент. На сегодняшний день в доме обваливается потолок, весной под пол проникает вода, кругом сырость, дом тоже находится в затопленном состоянии. К тому же в доме старая печь, что может послужить причиной возникновения пожара. Считает, что срок расселения дома по истечении 5 лет с момента признания его аварийным является явно необоснованным, так как уже в настоящее время дом представляет опасность для граждан.
На сегодняшний день никто не осуществляет аварийно- техническое обслуживание здания.
Представитель ответчика – Администрации Муниципального образования город Алапаевск Гаак Т.А., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в судебном заседании 14.03.2019г. исковые требования Фоминой К.В. не признала, пояснив, что соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Постановлением Администрации Муниципального образования город Алапаевск от 08.11.2017г. № 1521-П, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Отселение граждан из жилых помещений многоквартирного дома, будет осуществляться по истечению пяти лет с момента признания дома аварийным. Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным. Кроме того, признание многоквартирного жилого дома аварийным является юридическим фактом, на основании которого у органа местного самоуправления возникает обязанность предъявления собственникам жилых и нежилых помещений в доме требования о самостоятельном сносе аварийного дома в разумный срок.
Порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома. Таким образом, предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом срок, устанавливаемый для сноса дома, должен соответствовать разумности, соблюдая права граждан на сохранность их жизни и здоровья.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, а имеет своей целью последующее переселение граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, в другие благоустроенные жилые помещения.
Под разумным сроком понимается период времени, обычно необходимый для совершения действия, предусмотренного ст. 32 ЖК РФ. К этому следует добавить, что разумность срока может иметь отличие даже и для одинаковых мероприятий, связанных со сносом аварийного многоквартирного дома. Это отличие может возникать из-за внешних обстоятельств. При одних обстоятельствах разумным сроком для сноса аварийного дома будет один период, а при других обстоятельствах для тех же самых действий разумным сроком может быть признан иной период. Поэтому в правоприменительной практике выработан подход, согласно которому к оценке разумного срока и органы местного самоуправления, и суды должны подходить с учетом условий исполнения такого решения, другими словами, установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома.
Необходимо учитывать, что срок должен быть достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. Таким образом, при исчислении разумного срока следует брать период со дня принятия решения о сносе аварийного дома до дня фактического его исполнения. Определяя по своему усмотрению продолжительность срока для сноса аварийного жилого дома, органы местного самоуправления должны ориентироваться на следующие критерии: достаточность и эффективность действий, связанных с временным и постоянным переселением жильцов аварийного дома; опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании; общая продолжительность осуществления физического сноса объекта капитального строительства.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Пятилетний срок отселения граждан из жилого дома по адресу: <адрес> установлен обоснованно и необходим для проведения мероприятий по включению данного дома в областную программу по расселению аварийного жилья и предпринять меры по обеспечению безопасности и сохранности дома.Фомина К.В. постановлением Администрации Муниципального образования город Алапаевск от 22.02.2018 года № 232-П признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся, в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В связи с чем просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании подержал исковые требования истца Фоминой К.В., указав, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживает он, его сестра Фомина К.В. и ее дочь. Он является нанимателем указанного жилого помещения на основании договора социального найма. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, согласно техническому заключению, составленному МУП «Архитектурно-градостроительно бюро», указанный жилой дом находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Решением органа местного самоуправления истец признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещения по договору социального найма. Решение администрации МО г.Алапаевск об установлении срока отселения - по истечению 5 лет с момента признания жилого дома аварийным является не обоснованным, противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ.
Представитель третьего лица МКУ «Дирекция единого заказчика» ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в судебном заседании 14.03.2019г. указала, что исковые требования Фоминой К.В. являются обоснованными в части признания незаконным пункта постановления Администрации, устанавливающего пятилетний срока отселения граждан из дома, признанного аварийным. Так как уже на момент вынесения Постановления администрации МО г.Алапаевск от 08.11.2017 г. № № 1521-П дом по <адрес> представлял угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан и грозил обрушением. Фомина К.В. и ее несовершеннолетняя дочь признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. После признания дома аварийным договор социального найма должен быть расторгнут, лицам предоставляются жилые помещения незамедлительно. По требованию о возложении на ответчика обязанности изложить пункт постановления в предложенной истцом редакции следует отказать, в связи с разделением ветвей власти и недопустимости вмешательства в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица МУП «Архитектурно-градостроительное бюро» МО город Алапаевск в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве также указано, что обследование строительных конструкций жилого <адрес> было произведено ДД.ММ.ГГГГ специалистами МУП «АГБ» МО г.Алапаевск Свидетель №1, главным инженером проекта, и Свидетель №2, инженером-конструктором. Оба специалиста имеют соответствующие допуски к данному виду работ, включены в соответствии с Градостроительным кодексом в Национальный реестр специалистов, согласно Муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ с МКУ «Дирекция единого заказчика».
При наружном осмотре объекта обнаружено, что дом располагается в пониженной местности, заполненной водой (болото). Наблюдается осадка дома вследствие сгнивших нижних венцов стены. Наружные стены из бруса повсеместно деформированы. Деформация наблюдается по главному и боковым фасадам. По всей высоте дома стены имеют продольные трещины. Цоколь отсутствует по главному и боковому фасаду <адрес>. Отмостка жилого дома отсутствует. Деревянные пристрои в квартире находятся в неудовлетворительном состоянии. Повсеместно наблюдается деформация стен и наличие сырости и гнили. Деревянные конструкции стропильной крыши оцениваются как имеющие ограниченно-работоспособное состояние. Жилые помещения находятся в неудовлетворительном состоянии: провисание чердачного перекрытия, отслоение штукатурного слоя, недопустимый уклон пола, перекос деревянных оконных и дверных заполнений. Исходя из этого сделан вывод, что жилой дом непригоден для нормальной эксплуатации, не соответствует строительным нормам, представляет угрозу жизни и здоровья людей. Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома оценивается как аварийное состояние, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения истца и третьего лица, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п.2 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно п.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Согласно п.п.3 п.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ, защита жилищных прав осуществляется путем: признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Согласно п.4 ст.17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно положениям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исходя из ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из паспорта истца, справки о составе семьи, Фомина К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>. Вместе с ней по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и брат ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение истец и ее дочь занимают на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма № от 26.10.2018г. Договор социального найма заключен с нанимателем Фоминой К.В. Дочь ФИО2 и ее брат ФИО1 указаны в договоре как члены семьи нанимателя. Общая площадь квартиры, которую занимают Фомины, составляет 28,10 кв.м., что подтверждено договором социального найма жилого помещения.
Постановлением Администрации МО город Алапаевск 22.02.2018 № 232 - П Фомина К. В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной постановлением главы МО г.Алапаевск, следует, что Комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного в <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. В заключении указано, что жилой дом по <адрес> в <адрес> не пригоден для нормальной эксплуатации, не соответствует строительным нормам, предъявляемым к жилым зданиям. представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Оценка соответствия дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, произведена на основании технического заключения, составленного МУП «Архитектурно-градостроительное бюро» МО город Алапаевск по результатам обследования дома, проведенного ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации МО город Алапаевск от 08.11.2017 № № 1521-П отселение жителей данного дома запланировано осуществить по истечению пяти лет с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу. МКУ «ДЕЗ» предписано включить указанный жилой дом в реестр аварийных домов на территории Муниципального образования г.Алапаевск. Управляющим организациям предложено: проводить аварийно-техническое обслуживание здания до полного отселения жителей, в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия для проживания на оставшийся срок, в объемах начислений по статье текущего ремонта и содержания; конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, обеспечить охранными устройствами, предупреждающими их обрушение; прекратить начисление по статье «капитальный ремонт» жителям аварийного дома. При отсутствии выбранного способа управления многоквартирным домом обязательства по аварийно-техническому обслуживанию возложить на организацию, осуществлявшую управление данным домом до момента изменения способа управления.
Согласно акту визуального осмотра жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет технического состояния, от 02.11.2018г., составленного МКУ «Дирекция единого заказчика», наружные стены жилого дома из бруса деформированы из плоскости стен по вертикали и горизонтали, имеют продольные трещины, щели между венцами, цоколь отсутствует, отмостка отсутствует. Жилое помещение № находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается уклон пола, перегородки деформированы, наблюдается перекос деревянных оконных и дверных заполнений, наблюдается прогиб деревянных балок, провисание чердачного перекрытия, штукатурный слой частично разрушен. В связи с чем сделан вывод, что техническое состояние многоквартирного дома не соответствует строительным нормам, предъявляемым к жилым зданиям, представляет угрозу жизни и здоровью людей.
Аналогичные сведения содержатся в акте от 08.02.2019г., представленном в ходе рассмотрения настоящего дела.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Администрацией МО город Алапаевск на основании заключения межведомственной комиссии от 17.10.2017 года № 11, назначенной постановлением главы МО город Алапаевск вынесено Постановление от 08.11.2017 № 1521-П «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», которым установлен срок расселения данного дома – по истечении пяти лет с момента признания дома аварийным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условия с точки зрения безопасности.
Нормы Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от права Муниципального образования предоставить жилое помещение гражданам. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, которое у истца и членов его семьи возникло в 2017 году.
Исходя из заключения межведомственной комиссии, технического заключения, представленных актов визуального осмотра жилого дома, спорный дом уже в настоящее время представляет опасность для граждан, несущие конструкция уже исчерпали свои возможности, грозят опасностью обрушения всего дома в любой момент, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности установления органом местного самоуправления пятилетнего срока отселения из аварийного жилого помещения.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным постановления Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г. в части срока отселения граждан подлежат удовлетворению. Постановление Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу <адрес> по истечении пятилетнего срока с момента признания многоквартирного дома аварийным (п.3), следует признать незаконным.
Также истцом заявлено требование: обязать Администрацию МО г.Алапаевск изложить в новой редакции п.3 постановления Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г. в соответствии с законодательством, т.е. отселение граждан из жилых помещений произвести незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
В удовлетворении данного требования следует отказать, поскольку исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке судопроизводства вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Фоминой К. В. к Администрации муниципального образования город Алапаевск о признании Постановления Администрации МО г.Алапаевск № 1521-П от 08.11.2017 в части срока сноса и отселения граждан незаконным, удовлетворить частично.
Постановление Администрации МО г.Алапаевск №1521-П от 08.11.2017г в части установления срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес> по истечении пяти лет с момента признания многоквартирного дома аварийным (п.3), признать незаконным.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Жалоба подается через Алапаевский городской суд.
Судья Л.В. Арзамасцева