Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 сентября 2018 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Ермолаевой А.В.,
с участием:
- представителя административного истца – Потехина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
- административного ответчика Литвиновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1550/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Литвиновой Е. Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Литвиновой Е.Н. требуя взыскать с административного ответчика:
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб.,
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 590 руб.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Литвинова Е.Н. состояла на учете как индивидуальный предприниматель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Литвинова Е.Н. являлась плательщиком страховых взносов, в связи с чем была обязана произвести уплату страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в установленный срок ответчик обязательство по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не исполнила, в связи с чем в ее адрес налоговым органом было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование получено Литвиновой Е.Н. в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
На основании ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 60 судебного района г. Жигулевска Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношениио тветчика.
Мировым судьей судебного участка № 60 судебного района г. Жигулевска Самарской области судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-418/2018 взыскана в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимка по страховым взносам.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен на основании заявления Литвиновой Е.Н.
Задолженность ответчика по обязательным платежам состоит из:
- страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб.,
- страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 590 руб.
Представитель административного истца Потехина С.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Административный ответчик Литвинова Е.Н. в судебном заседании требования административного иска не признала, пояснив, что была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя дважды: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в налоговый орган с заявлением о прекращении деятельности, предоставив все необходимые документы. Принятое налоговым органом решение ей было вручено, однако она его не читала. В устной форме ей было сообщено, что она снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Обратила внимание на то, что решением ей отказано в государственной регистрации, после того, как получила требование об уплате страховых взносов. Решение налогового органа она не оспаривала. На основании заявления, поданного в ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом принято решение о прекращении ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам. Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, с января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Фдерации.
Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в т.ч. индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Положениями пункта 3 статьи 420 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов (п.п. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ);
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента (п.п. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 432 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 423 НК РФ).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абз. 2 п. 2 ст. 423 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Судом установлено, что административный ответчик Литвинова Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №, ИНН №). Статус ИП был прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15). Таким образом, имея статус индивидуального предпринимателя, Литвинова Е.Н. являлась плательщиком страховых взносов.
Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,8), направленным в адрес ИП Литвиновой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) налоговый орган сообщил о невыполнении обязанности по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 23400 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4590 руб. и предложил погасить образовавшуюся задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 оборот).
Требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем, в силу ст. 286 КАС РФ, у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций.
До настоящего времени вышеуказанные суммы недоимки и начисленные пени административным ответчиком не уплачены, что подтверждается расчетом задолженности (л.д. 10). Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Из предоставленных административным истцом в материалы дела документов, в том числе расчета страховых взносов и пеней следует, что размер недоимки административного ответчика по страховым взносам: по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии за 2017 года г. составляет 23400 руб.; на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 года составляет 4590 руб. (л.д. 10).
Расчет недоимки по страховым взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование судом проверен и признан правильным. Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, срок для обращения административного истца в суд не пропущен.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области требований, в связи с чем иск признается подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В ответчика, кроме того, в порядке ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец при предъявлении иска был освобожден в силу закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Литвиновой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу государственных внебюджетных фондов РФ в лице Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области:
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 23400 руб.,
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 4590 руб.
Взыскать с Литвиновой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1039 руб. 70 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда Л.Ф. Никонова
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.
Судья Жигулевского городского суда Л.Ф. Никонова