РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2015 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Антошкиной А.А.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-272/15 по заявлению Лукьяновой М.С. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Лукьянова М.С., в лице опекуна Степановой Т.П., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Администрация) в части п.3, которым заявителю отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение и строительство жилья и которым она исключена из списка ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем на основании Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( далее – Список), об обязании Администрации восстановить ее в указанном Списке и предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что является ветераном ВОВ и вдовой участника ВОВ, имеет заболевание сосудистая дименция. Свое право на получение жилья в рамках Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года не реализовывала. Оспариваемым постановлением ей отказано в социальной выплате с исключением из списка по причине обеспечения жилым помещением свыше учетной нормы. Полагает, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку она не является членом семьи своего опекуна Степановой Т.П., которой принадлежит на праве собственности жилое помещение по <адрес>. Бесплатный ремонт жилья за счет средств муниципалитета никогда не производился, так как Администрация не считала ее членом семьи собственника. При подсчете общей площади жилого помещения учтена площадь 142 кв.м., из которой 73,0 кв.м. площадь подвала, а жилая 29,5 кв.м., в фактическом пользовании заявителя находится комната площадью 4,8 кв.м..
В судебном заседании Степанова Т.П. заявление поддержала, пояснила, что с 1992 года ее мать Лукьянова М.С. проживает вместе с ней по <адрес>, поскольку принадлежащий матери дом стал непригоден для проживании и по состоянию здоровья за ней требовался уход. Членом ее семьи Лукьянова М.С. не является, денежные средства она тратила по своему усмотрению, отдавала только часть денег на питание, общее хозяйство с ней не вели. В квартире две жилых комнаты, одну из которых площадью 4,8 кв.м. занимает Лукьянова М.С.. По состоянию здоровья она не передвигается, имеет заболевание, по которому имеет право на дополнительную площадь и она необходима для ее обслуживания. Отношения в семье из-за матери сложные, но морально-этические нормы не позволяют выселить ее из квартиры.
Представитель заинтересованного лица Администрации м.р.Шигонский Логинова Н.В. (по доверенности) в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что оспариваемое решение принято Администрацией в пределах ее компетенции и является законным. Лукьянова М.С. является членом семьи своей дочери, которой принадлежит жилое помещение общей площадью 142 кв.м., что в расчете на всех членов семьи превышает учетную норму, установленную для сельского поселения Шигоны в 15 кв.м. общей площади. Право заявителя на льготы, установленные для вдов участников ВОВ, не оспаривает.
Представитель заинтересованного лица Администрации с.п.Шигоны м.р.Шигонский Лисина Т.Н. (по доверенности) заявление поддержала, пояснила, что при обследовании жилищно-бытовых условий Лукьяновой М.С. выезжали на место и установили, что она проживает в комнате 4,8 кв.м. в квартире дочери, своего жилья не имеет, и она была принята на учет как нуждающаяся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда. На момент принятия на учет у дочери Степановой Т.П. не было квартир в г.Самаре, расчет общей площади был произведен без учета данных квартир. В последующем об этом обстоятельстве никто не сообщил, решение комиссии не пересматривалось. По регистрационным данным в сельской Администрации Лукьянова М.С. значится как член семьи Степановой Т.П..
Представитель заинтересованного лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Ермакова О.А. (по доверенности) с заявлением не согласилась, указав, что Лукьянова М.С. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по критериям, установленным действующим законодательством, она является членом семьи собственника Степановой Т.П.(дочери) и проживает совместно с ней. Площадь на одного проживающего в принадлежащем Степановой Т.С. жилом помещении превышает учетную норму, в связи с чем, заявитель не обладает правом на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону от 12 ноября 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Лукьянова М.С. является вдовой умершего участника ВОВ Лукьянова П.И., который принимал участие в действующей армии с период с июня 1941 года по 27 октября 1943 года в составе 334 стрелкового полка в должности стрелка, после смерти супруга в новый брак не вступала. ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдано удостоверение, в соответствии с которым она имеет право на льготы, установленные п.п.3 п.2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах») для супруги погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившего в повторный брак. Данные обстоятельства подтверждаются справкой военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.74), свидетельством о регистрации брака (л.д.77), свидетельством о смерти (л.д.78), копией удостоверения ( л.д.19) и никем по делу не оспариваются.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Право заявителя как вдовы умершего участника ВОВ на предоставление мер социальной поддержки в порядке пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» никем не оспаривается.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 2.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 77 формирование списков граждан, в частности, членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства (постоянной регистрации) граждан. Согласно п. 3.1 данного Порядка постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.
Формирование указанного списка в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года на территории муниципального района Шигонский Самарской области в соответствии с письмом Минэкономразвития Самарской области от 24 декабря 2012 года № 7-16/2012 осуществляется администрацией района.
Постановлением Администрации от 05 марта 2014 года № 184 создана комиссия по признанию граждан, нуждающихся в жилых помещениях, участниками подпрограмм и предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее –Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии ( л.д.115-118).
К компетенции Комиссии отнесено признание граждан участниками подпрограмм и предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья гражданам и (или) членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях ( п.1.1.), в связи с чем, она вправе запрашивать необходимые документы из соответствующих органов, организаций, граждан и должностных лиц; проверять документы и иные сведения, предоставляемые гражданами, имеющие значение для рассматриваемого вопроса (п.п. «а,в» п.4.3.).
Вместе с тем, в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета только вдовы участников ВОВ, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) осуществляется органом местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях на территории Самарской области, регулируются Законом Самарской области № 139-ГД от 05 июля 2005 года «О жилище», согласно которому принятие на учет заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства указанных граждан ( ч.1 ст.9).
Согласно п.2 ч.1 ст.3, ст.4, п.п. «д» п.2.1. ст.2 Закона Самарской области от 01 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, которая устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина для категорий граждан, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О ветеранах.
Указанные положения аналогичны критериям нуждаемости, установленным ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Правилами ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляемых малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский, утвержденными собранием представителей сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения в сельском поселении Шигоны составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Рассмотрение вопросов постановки на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма согласно Постановлению Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии по жилищным вопросам Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский» отнесено к компетенции Комиссии по жилищным вопросам.
Судом установлено, что постановлением Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ № Лукьянова М.С. с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 1 человек признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.66-68).
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» Лукьянова М.С. включена в Список с ДД.ММ.ГГГГ под № ( л.д.119,120).
Протоколом Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Лукьяновой М.С. в связи с необоснованным признанием ее нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (л.д.95-100).
Пунктом 3 оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации утвержден протокол заседания Комиссии и заявителю отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение и строительства жилья с исключением из Списка (л.д.7-10).
Как указано выше, и следует из письма Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-48) основанием отказа в предоставлении социальной выплаты и исключения из указанного списка явилось отсутствие необходимого условия - нуждаемости в улучшении жилищных условий Лукьяновой М.С..
Из материалов дела усматривается, что заявитель зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> <адрес> вместе с дочерью Степановой Т.П., зятем ФИО2, внучкой ФИО3 и правнуком ФИО4. Указанное жилое помещение принадлежащий на праве собственности Степановой Т.П. (л.д. 79,86).
Доводы заявителя о том, что она не является членом семьи собственника жилого помещения, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.п. «а» п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из вышеприведенных норм права следует, что для признания матери членом семьи дочери, основополагающим обстоятельствами являются факт совместного проживания и факт родственных отношений.
Фактическое проживание Лукьяновой М.С. со Степановой Т.П. и их родственные отношения никем не оспариваются, что с учетом указанных выше положений закона позволяет признать заявителя членом семьи собственников жилого помещения.
Доводы заявителя о раздельном ведении домашнего хозяйства и наличии самостоятельного бюджета не имеют правового значения.
Из справки ГУП СО ЦТИ Шигонский отдел усматривается, что жилое помещение – квартира, расположенная в <адрес> имеет общую площадь 142,4 кв.м., в том числе площадь подвала 73,0 кв.м., жилую 29,5 кв.м.( л.д.22).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч.5 ст.15 ЖК РФ).
Согласно ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относится жилой дом, которым признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что 73 кв.м. от общей площади дома составляет подвал, а 29,5 кв.м. – жилам площадь, безосновательна, поскольку установленная законом общая площадь жилого помещения состоит не только из жилой площади, а случаи исключения из общей площади жилого помещения прямо предусмотрены законом (балконы, лоджии, веранды, террасы), подвал в перечисленные исключения не входит.
Судом также установлено, что ФИО3 принадлежит на праве собственности квартира площадью 62,9 кв.м. по <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ) и 2/9 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 58,6 кв.м. по <адрес>( с ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.56-57).
Общая площадь жилых помещений, принадлежащих Степановой Т.П. и ФИО3 (дочери Степановой Т.П.) составляет 214,98 ( 142,4 +13,98+ 58,6) кв.м., что составляет более 15 кв.м. на одного проживающего.
Следовательно, Лукьянова М.С. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по критериям, установленным действующим законодательством, и соответственно, не приобрела право на обеспечение жилым помещениям в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, соответствует закону, права и законные интересы заявителя данным решением не нарушены.
Неотмененное Решение Администрации с.п. Шигоны от ДД.ММ.ГГГГ № о признании заявителя нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку Администрация района в силу переданных полномочий несет ответственность за законность предоставления социальных выплат и целевое использование бюджетных средств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Лукьяновой М.С. о признании незаконным п.3 Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 01 июня 2015 года.
Председательствующий: А.А.Антошкина