Производство № 2-4800/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004534-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фандеевой Г.В.,
при секретаре Быконя В.С.,
с участием истца Паладьева В.И., представителя ответчика администрации г. Благовещенска – Вивдич Е.Н., представителя третьего лица МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" – Штыковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паладьева В. И. к администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
установил:
Паладьев В.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав и пояснив, что является собственником квартиры *** по ул. *** г. Благовещенска. Названное жилое помещение дом по ул. *** согласно заключению строительно-технической экспертизы от 2 ноября 2018 года признано непригодным для проживания, аварийным с высокой вероятностью угрозы жизни и здоровью проживающих граждан.
Неоднократные обращения истца в органы местного самоуправления по вопросу переселения из ветхого и аварийного жилья до сих пор не разрешены, в сою очередь, истец полагает, что в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление другого благоустроенного жилья по договору социального найма вне очереди взамен непригодного для проживания.
Просит обязать администрацию г. Благовещенска предоставить истцу вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям действующего законодательства, жилое помещение, в границах муниципального образования г. Благовещенска Амурской области, общей площадью не менее 33 кв.м. на одного члена семьи и с учетом зарегистрированных членов семьи в составе трех человек не менее 54 кв.м.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, указал, что основанием утверждений о непригодности дома для проживания и его аварийности является строительно-техническая экспертиза от 2 ноября 2018 года. Экспертным заключением дом, в котором на 4 этаже находится квартира истца, признан аварийным. С 1991 года после дождей его квартиру заливало, в 2019 году крышу отремонтировали и квартиру истца больше не заливает дождевыми водами. В настоящее время в квартире с потолка сыпется штукатурка, дом находится в аварийном состоянии. Полагал, требования заявлены в соответствии с законом и он имеет право на получение вне очереди другого благоустроенного помещения взамен аварийного. С заявлением о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию г. Благовещенска не обращался. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы письменного отзыва, дополнительно указала, что оснований для предоставления истцу жилья вне очереди не имеется. Многоквартирный дом, в котором находится его квартира, в порядке, предусмотренном Положением № 47, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, он был включен в программу по проведению капитального ремонта. В 2019 года был произведен ремонт крыши многоквартирного дома. Истцу неоднократно давались разъяснения о прядке признания дома аварийным и подлежащим сносу и порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, с заявлением о принятии на учет не обращался. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика, указала, что отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке, так как истец не признан малоимущим и не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, многоквартирный дом по ул. *** не признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Просила отказать в удовлетворении требований.
В судебное заседание представители третьих лиц ООО «Жил-Комфорт», УЖКХ администрации г. Благовещенска не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин не представили. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил приступить к рассмотрению дела при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав позиции сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключая случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что Паладьеву Д.В. с 06.08.2019 года на праве собственности принадлежит квартира № *** по адресу: ***. Паладьев В.И. проживает в указанной квартире, что не оспаривалось сторонами. Кроме того, указанная квартира 19.03.1993 года по договору № 7718 на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан была передана в пользование Паладьевой Ю.И., Паладьеву В.И., Паладьеву Д.В.
Истец в заявлении указывает, что квартира № *** признана непригодной для проживания, в связи с чем у него возникло право, предусмотренное ст. 57 ЖК РФ на получение другого благоустроенного помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование доводов о непригодности жилого помещения для проживания истцом представлена строительно-техническая экспертиза, выполненная экспертами «Палаты судебных экспертов» ИП Сапкиной Н.В. 2 ноября 2018 года.
Вместе с тем, действующим законодательством установлен определенный порядок признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания, а также полномочия организаций по принятию таких заключений.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется по заключению комиссии, созданной в установленном законом порядке для таких целей.
Организации, проводящие строительно-техническую экспертизу, не вправе принимать заключения о пригодности (непригодности) жилого помещения требованиям, установленным Положением № 47, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Рассмотрение вопроса пригодности (непригодности) жилого помещения и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к компетенции городской межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, назначенной постановлением мэра города Благовещенска от 14.03.2006 № 727.
Представленное истцом заключение от 2 ноября 2018 года выполнено иной организацией, а именно, экспертами «Палаты судебных экспертов» ИП Сапкиной Н.В., следовательно, судом оно не принимается в качестве доказательства непригодности квартиры №*** в многоквартирном доме по ул. *** для проживания и как следствие возникновения на этом основании права на получение жилого помещения взамен аварийного.
Кроме того, предоставление жилых помещений гражданам на условиях социального найма осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда установлены частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, соответственно, все указанные нормы должны применяться в неразрывной совокупности и единстве.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению
Статьёй 12 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федераций в области жилищных отношений наделены полномочиями по определению оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определению порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области».
Порядок ведения органами местного самоуправление учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен статьей 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области».
Признание гражданина малоимущим осуществляется; в соответствии с Законом Амурской области от 23.11.2012 г. № 119-03 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам, рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли истцы к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истцов в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Паладьев В.И. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при администрации города Благовещенска не состоит, в администрацию города Благовещенска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался.
Требования истца о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма основаны на положениях ст. 57 ЖК РФ и непригодности квартиры № *** для проживания, между тем, в ходе рассмотрения дела законные основания для предоставления истцу другого помещения во внеочередном порядке на условиях социального найма по изложенным в иске доводам судом не установлены, жилое помещение не признано аварийным в установленном законом порядке, в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не признан.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Паладьева В. И. к администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Фандеева Г.В.
Решение в окончательной форме составлено 24 августа 2020 года.