185910, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33 Дело № 5-541/2019-8
УИД10RS0011-01-2019-006215-69
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть вынесена и оглашена 09.07.2019 года.
11 июля 2019 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская инфекционная больница» (далее – ГБУЗ «РИБ», Учреждение, привлекаемое лицо), <данные изъяты>
установил:
04 июня 2019 года главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница».
В ходе проведения плановой выездной проверки 03.04.2019 года, 12.04.2019 года в помещениях ГБУЗ «РИБ» по адресам: <адрес>, выявлены нарушения, а именно:
- 03.04.2019 в помещении по адресу: <адрес>; 12.04.2019 в помещении по адресу: <адрес> ГБУЗ «РИБ» в нарушение п.4.27, п.4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10, п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 ГБУЗ «РИБ» допустило хранение снятых светильников с люминесцентными лампами в клинико-диагностической лаборатории в вентиляционной камере, а также хранение отходов класса Г (использованные люминесцентные и бактерицидные лампы) в закрытом гараже, установленном на территории учреждения, в открытом виде на деревянных поддонах (часть ламп не упакована в коробки, часть - упакована в картонные коробки, часть ламп лежит в открытом виде навалом, часть ламп в снятых использованных бактерицидных установках лежала в коробках неупакованными);
- 03.04.2019 в помещении по адресу: <адрес>; 12.04.2019 в помещении по адресу: <адрес>, Учреждением в нарушение требований п.7.5, п.7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 для транспортировки необеззараженных отходов класса Б на утилизацию из Центра СПИД с <адрес> используется легковая автомашина, государтсвенный номер №, которая также используется для транспортировки больных учреждения; отходы класса Б из Центра СПИД на участок привезены в багажнике машины «Жигули», государственный номер №, которая также используется для транспортировки больных учреждения, в машине отсутствуют дезинфекционные средства, емкости с отходами не закреплены, маркировка «Медицинские отходы» отсутствует;
- 03.04.2019 в помещении по адресу: <адрес> Учреждением в нарушение требований п.4.14, п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 в клинико-диагностической лаборатории в большой обеззараживающей установлен холодильник для хранения необеззараженных отходов Центра СПИД, мешки с отходами не маркируются по подразделениям, маркируется только общий контейнер, который хранится в холодильнике и вывозится на утилизацию, для учета медицинских отходов ведется только общий журнал в обеззараживательной, в подразделениях журналы не ведутся;
- 14.05.2019 в нарушение требований п.3.7 СанПиН 2.1.7.2790 нечетко определена организация транспортирования отходов на участок по обезвреживанию отходов, отсутствует схема транспортирования отходов из здания <адрес> не определен порядок проведения гигиенического обучения персонала.
Указанные противоправные деяния квалифицированы должностным лицом административного органа по ст.8.2 КоАП РФ.
Законный представитель ГБУЗ «РИБ» в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник ГБУЗ «РИБ» Тарабанова К.В. вину в совершенном правонарушении признала, пояснила, что на настоящий момент часть выявленных нарушений Учреждением устранена, просила назначить наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, определенного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просил привлечь Учреждение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа, не возражал против снижения размера штрафа ниже низшего предела.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев видеозапись, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО7 от 12.03.2019г №, распоряжения о продлении проверки № от 10.04.2019г. в помещениях ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» по адресам <адрес>, были проведены плановые проверки 03.04.2019 года, 12.04.2019 года, в ходе которых были выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10.
В соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.1.7.2790-10 использованные ртутьсодержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях.
Пунктом 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Согласно требованиям п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
В нарушение указанных требований Учреждение допустило в клинико-диагностической лаборатории в вентиляционной камере хранение снятых светильников с люминесцентными лампами и хранение отходов класса Г (использованные люминесцентные и бактерицидные лампы) в закрытом гараже, установленном на территории учреждения в открытом виде на деревянных поддонах (часть ламп не упакована в коробки, часть - упакована в картонные коробки, часть ламп лежит в открытом виде навалом, часть ламп в снятых использованных бактерицидных установках лежали в коробках не упакованными).
В соответствии с требованиями п.7.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 для перевозки необеззараженных отходов класса Б используются специализированные транспортные средства, использование их для других целей не допускается.
Пунктом 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б: кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля; кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны; при продолжительности более 4-х часов транспортировки отходов, хранившихся в морозильных камерах, предусматривается охлаждаемый транспорт; в кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки; транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое); транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией/методическими указаниями по применению конкретного дезинфицирующего
средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки); транспортное средство оснащается средствами мобильной связи.
В нарушение указанных требований для транспортировки необеззараженных отходов класса Б на утилизацию из Центра СПИД с <адрес> используется легковая автомашина, которая также используется для транспортировки больных учреждения; отходы класса Б из Центра СПИД на участок привезены в багажнике машины «Жигули», которая также используется для транспортировки больных учреждения, в машине отсутствуют дезинфицирующие средства, емкости с отходами не закреплены, маркировка «Медицинские отходы» отсутствует.
В соответствии с требованиями п. 4.14 СанПиН 2.1.7.2790-10 при окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью "Отходы. Класс Б" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
В соответствии с требованиями п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы: технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов; технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз; документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов; технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.
Вместе с тем, при проведении проверки было установлено, что Учреждение допустило нарушение вышеуказанных норм, в клинико-диагностической лаборатории в большой обеззараживающей установлен холодильник для хранения необеззараженных отходов Центра СПИД, мешки с отходами не маркируются по подразделениям, маркируется только общий контейнер, который хранится в холодильнике и вывозится на утилизацию, для учета медицинских отходов ведется только общий журнал в обеззараживательной, в подразделениях журналы не ведутся.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что в схеме обращения с медицинскими отходами указываются: качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза: применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов: порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
Вместе с тем при рассмотрении схемы по сбору, временному хранению и удалению отходов медицинского учреждения в схеме выявлены нарушения указанного требования, а именно: не четко определена организация транспортирования отходов на участок по обезвреживанию отходов, отсутствует схема транспортирования отходов из здания <адрес>, не определен порядок проведения гигиенического обучения персонала.
По результатам проверки Роспотребнадзором в отношении ГБУЗ «РИБ» по выявленным нарушениям было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, Учрежедением совершено правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена по ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ).
Указанные обстоятельства и виновность ГБУЗ «РИБ» в совершении административного правонарушения привлекаемым лицом не оспариваются и подтверждаются исследованным в судебном заседании протоколом об административном правонарушении, который существенных недостатков не имеет и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, распоряжениями о проведении плановой проверки от 12.03.2019, о продлении срока проведения плановой проверки от 10.04.2019г. протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 03 апреля 2019 года, 12 апреля 2019 года, видеоматериалами, схемой обращения с медицинскими отходами в ГБУЗ «РИБ», актом плановой проверки от 14.05.2019г., а также иными письменными материалами дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что административным органом доказана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), действия ГБУЗ «РИБ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами.
В силу требований ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) предусмотрена административная отвественность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, Учреждение подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), действовавшей на момент совершения административного правонарушения.
Данные, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения с учетом общественной опасности допущенных нарушений, отсутствуют.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и последствия совершенного правонарушения, его обстоятельства, к смягчающим обстоятельствам относит признание вины, принятие мер к устранению нарушений, совершение правонарушения впервые, отягчающих ответственность обстоятельств не усматривает, учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, осуществляет обслуживание населения и является социально значимым, и приходит к выводу о том, что в отношении ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница» следует применить административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица с учетом финансового, имущественного положения лица, значимой социальной функцией.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская инфекционная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40101810600000010006 в Отеделение Национального банка РК г. Петрозаводск. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Территориальный орган Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 14111625050016000140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.А.Сааринен