Дело № 12-322/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 августа 2018 года гор. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу защитника Бельды Т.Г. – Анисимова С.К. на постановление судьи Нанайского районного суда Хабаровского края от 24 мая 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела опеки и попечительства по Нанайскому муниципальному району Бельды Т. Г.,
у с т а н о в и л:
Постановлением прокурора Нанайского района Хабаровского края Каменева А.Н. от 17 апреля 2018 г., в отношении начальника отдела опеки и попечительства по Нанайскому муниципальному району (далее – Отдел опеки) Бельды Т.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ (л.д.2-9).
Постановлением судьи Нанайского районного суда Хабаровского края от 24 мая 2018г. Бельды Т.Г. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере две тысячи рублей (л.д. 46-48).
Защитник Бельды Т.Г. – Анисимов С.К. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, не соглашаясь с постановлением судьи районного суда, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях Бельды Т.Г. состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Звягольского А.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административное наказание.
Как следует из материалов дела, 07 марта 2018г. прокурором Нанайского района было внесено представление об устранении нарушений семейного законодательства при подготовке заключения для суда в рамках разрешения вопроса об ограничении родителя в правах (далее – Представление) (л.д.10-11). Представление получено уполномоченным лицом Отдела опеки Анисимовым С.К. 12 марта 2018г.
В представлении Отделу опеки предписывалось безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; уведомить прокурора о дате и месте рассмотрения представления; о результатах его рассмотрения сообщить прокурору.
15 марта 2018г. прокурору Нанайского района направлено уведомление о рассмотрении Представления 30 марта 2018г. в 14 часов 15 минут по <адрес>.
09 апреля 2018г. начальником Отдела опеки Бельды Т.Г. прокурору района в установленный срок был направлен ответ, в котором сообщалось, что указанное представление рассмотрено, с изложением позиции, согласно которой при подготовке заключения в рамках гражданского дела 2-45/2018 не усматривается нарушение семейного законодательства (л.д.12-15).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Бельды Т.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ и привлечения её к ответственности.
Вместе с тем вывод судьи первой инстанции о наличии в действиях Бельды Т.Г. состава инкриминируемого правонарушения нельзя признать обоснованным, так как он сделан без исчерпывающего исследования обстоятельств дела.
Из анализа материалов дела следует, что возник спор о праве, о применении и понимании норм права.
Прокурор, усмотрев в действиях Отдела опеки нарушения норм Семейного кодекса Российской Федерации, внес представление, а начальник отдела Бельды Т.Г., не согласившись по существу с применением норм права, дал мотивированный ответ. Прокурором не учтено, что Бельды Т.Г. выполнены все требования представления, кроме вопроса, по которому возник спор о праве.
Неисполнение, по мнению прокурора, Отделом опеки требований ч.3 ст.70 и ч.2 ст.71 Семейного кодекса РФ, на что указано в Представлении, является обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению в ином порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 24 февраля 2005 г. №84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что Отдел опеки, обязан рассмотреть поступившее представление в установленный законом месячный срок, уведомив о дате и времени его рассмотрения прокурора и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, что и было выполнено.
Таким образом, факт умышленного невыполнения Бельды Т.Г. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не нашел своего объективного подтверждения, а потому постановление судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу защитника Анисимова С.К. удовлетворить.
Постановление судьи Нанайского районного суда Хабаровского края от 24 мая 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела опеки и попечительства по Нанайскому муниципальному району Бельды Т. Г. – отменить.
Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков