Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10213/2014 ~ М-9985/2014 от 17.11.2014

Дело № 2-10213/17-2014г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2014 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гриневой Г.Ф. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка,

установил:

Истица Гринева Г.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истица просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей в аренду земельный участок в пределах муниципального образования Петрозаводского городского округа.

Истица в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом посредством направления судебной повестки по адресу проживания и телефонограммой, в иске и телефонограмме просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на несогласие с исковыми требованиями, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Гринева Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой об инвалидности (бессрочно) от ДД.ММ.ГГГГ .

Истица на основании статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как инвалиду.

Администрация Петрозаводского городского округа в ответах от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ сообщила истице, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. В отношении же районов перспективной застройки Администрация указала, что истица может обратиться с заявлением о представлении таких участков, после утверждения проектов планировок таких районов.

Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Такие разъяснения даны в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.

Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, регулирующим схожие отношения, не допускается отказ в предоставлении в аренду граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Истицей в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующее заявление.

Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 № XXVI/VIII-62, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от 600 кв.м. до 1500 кв.м.

Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в статье 31 Земельного кодекса РФ).

Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости и соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что истица Гринева Г.Ф. зарегистрирована по адресу: <адрес> вместе с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Гриневой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из искового заявления в настоящее время истица проживает в квартире по адресу: г<адрес>. Согласно уведомлению УФРС России по РК право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано.

Согласно данным ГУП РК РГЦ «Недвижимость» Гринева Г.Ф. принимала участие в приватизации квартиры по адресу: <адрес>

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Гринева Г.Ф. продала указанное жилое помещение ФИО4, стоимость квартиры составила <данные изъяты>

Квартира по адресу: <адрес> представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно архивной справке МКП «Петрозаводская паспортная служба» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в указанном жилом помещении были зарегистрированы: Гринева Г.Ф., ФИО1 и ФИО2

В соответствии со сведениями, предоставленными Администрацией Петрозаводского городского округа, Гринева Г.Ф. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при Администрации Петрозаводского городского округа не состоит.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (часть 5 статья 50 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Исходя из материалов дела, размер общей площади квартиры, ранее принадлежавшей Гриневой Г.Ф. по адресу: <адрес>, приходился на истицу более учетной нормы, установленной в г. Петрозаводске (10 кв. м).

В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, по мнению суда, истица не относится к той категории инвалидов, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав. При этом, судом учитывается, что истица имела на праве собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала указанную квартиру.

Руководствуясь статьей 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для получения льготы, предусмотренной вышеуказанной нормой закона. При этом судом учитывается, что истец распорядился принадлежащим ему жилым помещением по своему усмотрению, тем самым ухудшив свои жилищные условия, установленный законом пятилетний срок с момента совершения указанной сделки не истёк.

При таких обстоятельствах, доказательств нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий суду не представлено.

Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Гриневой Г.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Коваленко

2-10213/2014 ~ М-9985/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гринева Галина Федоровна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Коваленко В.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
17.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2014Передача материалов судье
19.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2014Судебное заседание
15.12.2014Судебное заседание
23.12.2014Судебное заседание
24.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2015Дело оформлено
10.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее