№ 2-2475/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2016 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи А.С. Лонь
при секретаре Е.А. Казанцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Шавровского К.П. к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, Администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка,
с участием:
представителя ответчика Администрации г.Томска – Кудряшева Д.В., действующего на основании доверенности от 16.02.2016, сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
Шавровский К.П. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и возложении обязанности предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка. В обоснование иска указал, что в апреле 2016 года он обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /________/ кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: /________/. В предварительном согласовании ему было отказано по основаниям, что ширина полосы проезда составляет ориентировочно 3,5 – 5 м и расширение невозможно в связи с отсутствием свободного земельного резерва, представленная схема подготовлена без учета площадки для разворота автомобилей в конце тупиковых улиц, образование земельного участка ограничивает доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером /________/ Полагает, что отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка является незаконным и нарушает его права, свободы и законные интересы на право на жилище, право на приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности.
Согласно кадастровому плану территории /________/, находящемуся в открытом доступе, забор, ограждающий участки с кадастровыми номерами /________/ и /________/, находится за пределами установленной границы данных земельных участков, что является самостоятельным захватом земельного резерва. Фактически ширина проезда в спорном месте согласно данным кадастрового плана территории составляет 6,31, 6,55, 7, 14 и 7,40 метров, что соответствует требованиям СП 42.133330.2011 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений».
Владельцем земельного участка с кадастровым номером /________/ является ФИО5 Ему также принадлежат примыкающие земельные участки с кадастровыми номерами /________/ и /________/ Заезд и доступ к земельному участку с кадастровым номером /________/ указанный собственник осуществляет с территории земельного участка с кадастровым номером /________/. Данные обстоятельства подтверждаются приложенным сообщением ФИО5, выписками из ЕГРП и свидетельствуют о том, что права ФИО5 не нарушаются.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен положениями ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Поскольку ни одно из оснований, предусмотренных ст. 39.15 и 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении ему земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности не существует, просит суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /________/ кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Томск, /________/, возложить на ответчика обязанность предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 23.09.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Томска.
Истец Шавровский К.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, для рассмотрения дела не явился, сведения о причинах неявки суду не представил, представителя в суд не направил.
Ответчика Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Томска.
Представитель ответчика Администрации г. Томска Кудряшев Д.В. в судебном заседании, не оспаривая тот факт, что именно Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком по делу, полагал иск не подлежащим удовлетворению. Поддержал доводы отзыва на исковое заявление, представленном в письменном виде, согласно которому письмо от 19.05.2016 /________/ об отказе истцу в предоставлении согласования передачи земельного участка в аренду было подготовлено по результатам рассмотрения комиссией по вопросам предоставления земельных участков заявления о предварительном согласовании земельного участка по адресу: г. Томск, /________/. Комиссия является постоянно действующим совещательным органом администрации Города Томска и действует в соответствии с регламентом её работы, утвержденным распоряжением администрации Города Томска от 30.03.2012 №р240. Основанием для отказа послужила невозможность образования земельного участка без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым и изменяемым земельным участкам. Согласно указанной норме образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами. Вместе с тем, истцом были нарушены требования СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (указанный документ входит в перечень национальных стандартов и сводов правил (и их частей), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». Так, представленной схемой не учитывается площадка с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей, которые необходимо предусматривать в конце тупиковых улиц и дорог. Изложенное обстоятельство послужило основанием для отказа, которое предусмотрено п. 8 статьи 39.15 ЗК РФ, а именно схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, среди которых предусмотрено такое основание как разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Кроме того, к образуемому земельному участку отсутствует нормативный проезд и проход (согласно требованиям СП Градостроительство (пункт 11.5, Таблица 8) ширина полосы движения составляет 3,5 м, ширина тротуара по 0,75 м с каждой стороны (итого 5 м). Следовательно, нарушаются требования ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка. Таким образом, Шавровским К.П. не представлено доказательств возможности формирования земельного участка без нарушения вышеуказанных требований.
Кроме того, испрашиваемый к образованию и предварительному согласованию земельный участок расположен в границах планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Томск, /________/ Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы, поскольку в силу требований ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Выслушав представителя ответчика – Администрации г. Томска, определив на основании ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика – Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как указано в п. 2 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 13).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15).
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (подп. 15 п. 2).
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования земельного участка.
Такое заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, к которому прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп. 1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с положениями подп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявление иных граждан не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка, его подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подп. 1 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что 12.05.2016 Шавровский К.П. обратился в Администрацию г.Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /________/ кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Томск, /________/
Письмом Администрации г. Томска /________/ от 19.05.2016 Шавровскому К.П. сообщается о принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью /________/ кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Томск, /________/.
В качестве основания для отказа в письме указано на следующие обстоятельства. Согласно СП42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», который входит в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлены следующие требования:
- ширина полосы должна составлять 5 метров. Ширина соответствующего проезда составляет ориентировочно 3,5 – 5 метра. Увеличение ширины проезда невозможно в связи с отсутствием свободного земельного резерва (смежные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет);
- в конце тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 метров для разворота автомобилей. Представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета указанного расстояния и не может быть утверждена по причине невозможности размещения объектов недвижимости.
Образование земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории ограничивает доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером /________/
Оценивая отказ Администрации г. Томска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд считает, что данное решение постоянно действующего совещательного органа администрации г. Томска – комиссии по вопросам предоставления земельных участков принято в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий с соблюдением порядка приятия решения, что стороной истца не оспаривалось, оно обосновано ввиду соответствия закону, исходя из положений действующего земельного законодательства, в частности Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4). Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
Согласно п. 1.3 Свода Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820, требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Как приведено в п. 11.5, таблица 8 указанного свода Правил, в соответствии с которой надлежит принимать расчетные параметры улиц и дорог городов, сельских поселений, ширина полосы движения должна составлять 3,5 м, ширина тротуара по 0,75 м с каждой стороны, а итого 5 м.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о предварительном согласовании земельного участка Шавровским К.П. была предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории /________/, из которой следует, что ширина соответствующего проезда составляет ориентировочно 3,5-5м. Представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета расстояния, предусмотренного СП 42.13330.2011 (в конце тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей).
Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.05.2016 /________/ и /________/ свидетельствуют о том, что собственниками земельных участков с кадастровыми номерами /________/ и /________/ соответственно по адресам: г. /________/, являются на праве общей долевой собственности ФИО5 и ФИО7
Из выписки /________/ от 26.05.2016 следует, что ФИО5 и ФИО7 являются арендаторами земельного участка по адресу: г. Томск, /________/, /________/ с кадастровым номером /________/ на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора /________/ от 19.12.2007 в редакции дополнительных соглашений.
Истцом в материалы дела представлено письменное объяснение ФИО5, из которого следует, что он не возражает в образовании земельного участка с предварительным адресом: /________/ поскольку образование данного земельного участка не ограничит проезд на принадлежащий ему земельный участок с номером /________/
Вместе с тем, суд не может расценить представленное истцом объяснение ФИО5 как доказательство, соответствующее ст. 55 ГПК РФ, поскольку в предусмотренном законом порядке ФИО5 судом допрошен не был, а действующий ГПК РФ не предусматривает возможности дачи свидетелями письменных объяснений. При таких обстоятельствах суд не может расценить объяснения ФИО5 как допустимое доказательство.
В соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом, обязанность представлять доказательства законом возложена на стороны и других лиц, участвующих в деле. Истец Шавровский К.П., будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания, в нарушение приведенных норм права, согласно положениям ст. 10 ГК РФ при условии разумности и добросовестности действий с его стороны, в суд не явился, своего представителя не направил и не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих незаконность отказа комиссии по вопросам предоставления земельных участков администрации г.Томска в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Напротив, в обоснование своей позиции по делу Администрацией г. Томска представлено заключение Департамента Архитектуры и Градостроительства от 12.04.2016, согласно которому предоставление земельного участка Шавровскому К.П. не возможно ввиду отсутствия утвержденной планировочной документации и нарушения СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», по причинам, указанным в качестве оснований для отказа в письме от 19.05.2016.
При таких оснований суд считает, что выводы Администрации г. Томска о том, что представленная Шавровским К.П. схема расположения земельного участка на кадастровом плане подготовлена без учета расстояния, предусмотренного СП 42.13330.2011 (в конце тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей) и не может быть утверждена по причине невозможности размещения объектов недвижимости, увеличение ширины проезда невозможно в связи с отсутствием свободного земельного резерва (смежные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет) и образование земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории ограничивает доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером /________/. Кроме того, к образуемому земельному участку отсутствует нормативный проезд и проход (согласно требованиям СП Градостроительство (пункт 11.5, Таблица 8) ширина полосы движения составляет 3,5 м, ширина тротуара по 0,75 м с каждой стороны (итого 5 м). Следовательно, Администрацией г. Томска обоснованно установлено нарушение требований ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.
Кроме того, испрашиваемый к образованию и предварительному согласованию земельный участок расположен в границах планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Томск, /________/; /________/
Приведенное обстоятельство также является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы, поскольку в силу требований ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Шавровскому К.П. Администрацией г. Томска отказано в соответствии с нормами действующего законодательства по основаниям, предусмотренным ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.
В связи с чем доводы иска о том, что в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, государственным органом отказано по основаниям, не предусмотренным законом суд считает не состоятельными.
На основании изложенного, суд считает, что постоянно действующим органом Администрации г. Томска в лице комиссии по вопросам предоставления земельных участков правомерно отказано Шавровскому К.П. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: /________/, общей площадью /________/ кв.м для индивидуального жилищного строительств, данный отказ соответствует закону и прав истца не нарушает.
В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шавровского К.П. к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, Администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и возложении обязанности предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) А.С. Лонь
Верно.
Судья А.С. Лонь
Секретарь Е.А. Казанцева