№ г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ивановка ДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко В.В.
при секретере Чупик О.Н.,
с участием:
заместителя прокурора Ивановского района Колесникова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по иску заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию Приозерный сельсовет Ивановского района Амурской области о возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии на котельной,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А. обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Ивановского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области имеется котельная, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная котельная не оборудована приборами коммерческого учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергоснабжения.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Федерального Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просил обязать муниципальное образование Приозерный сельсовет Ивановского района Амурской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу установить приборы коммерческого учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, привлечено <данные изъяты>
Истец заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил, что в связи с тем что в настоящее время идет отопительный сезон, а также принимая во внимание необходимость получения бюджетных денежных средств на установку приборов учета, время необходимое на выполнение работ для их установки, просил установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика муниципального образования Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, поступило заявление в котором, указал, что с исковыми требованиями заместителя прокурора Ивановского района Амурской области они согласны, просили о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика, <данные изъяты> о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилось, возражений на иск не поступало, поступила телефонограмма о рассмотрении дела без их участия.
Суд, в соответствии ст. ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для сельских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14).
В соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 04.03.2016 г. № 655-03 «О внесении изменения в статью 1 Закона Амурской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные п. 4 ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные, приборами учета тепловой энергии в целях, как коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 3 названных правил даны основные понятия, используемые в настоящих Правилах. Так, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Согласно п. 4 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
В соответствии с п. 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно п. 20 названных Правил на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
В ходе судебного заседания установлено, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>ю <данные изъяты> кв.м является собственностью Муниципального образования Приозерный сельсовет Ивановского района Амурской области (свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).
Согласно сообщению главы администрации Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Муниципального образования Приозерный сельсовет <адрес> находится котельная, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный №, расположенная по адресу: <адрес>. Счетчик тепловой энергии в котельной отсутствует, на установку прибора требуется сумма в пределах <данные изъяты> рублей, данной суммы в бюджете поселения нет.
Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> эксплуатирует, в том числе котельную, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании концессионного соглашения. Данная котельная оборудована приборами учета электрической энергии, приборы учета тепловой энергии на этих объектах отсутствуют.
Как следует из акта № № проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией, образованной распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной начальником отдела государственного энергетического надзора по Амурской области дальневосточного управления Ростехнадзора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провела проверку готовности к отопительному периоду 2018/2019 г.г. поселений муниципального образования Амурской области Ивановский муниципальный район. Проверка проводилась, в том числе в отношении котельной муниципального образования Приозерного сельсовета, из выводов следует, что документы, подтверждающие установку и ввод в эксплуатацию приборов учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии, не представлены.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждены материалами дела.
В ходе проведения прокуратурой Ивановского района проверки исполнения на территории Ивановского района законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере в ходе подготовки котельных к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 котельной признается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Как указывалось ранее, ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190- ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно данной норме, в частности, проводится оснащение котельных приборами учета, принимаются государственные и муниципальные программы, направленные на реализацию данного требования. То есть, обязанность по установлению приборов учета возложена законом, в том числе на владельцев источников тепловой энергии. Кроме того, часть 5 названной статьи содержит норму, отсылающую к законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Порядок и сроки исполнения названной обязанности содержатся именно в нем.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
При таких обстоятельствах, доказательств того, что котельная, расположенная по адресу: <адрес> не подлежит оснащению приборами учета по причине ветхости, аварийности, сноса или капитального ремонта здания, а также по причине потребления тепловой энергии здания менее чем две десятых Гкал/ч, ответчиком не представлено.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурором представлены доказательства, подтверждающие отсутствие приборов учета тепловой энергии в котельной, тогда как ответчик документов о том, что данная котельная не подлежит оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 г.№ 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что организация коммерческого учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должна быть возложена на собственника имущества - администрацию Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области.
При этом отсутствие в бюджете муниципального образования необходимых средств для организации коммерческого учета тепловой энергии на котельной не является предусмотренным законом основанием для не оснащения котельной приборами учета тепловой энергии и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него как на собственника обязанности.
С учетом изложенного требования заместителя прокурора Ивановского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на Муниципальное образование Приозерный сельсовет Ивановского района обязанности установить приборы учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание необходимость получения бюджетных денежных средств на установку приборов учета, время необходимое на выполнение работ для их установки, мнение сторон, суд полагает целесообразным установить ответчику срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию Приозерный сельсовет Ивановского района Амурской области о возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии - удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование Приозерный сельсовет Ивановского района Амурской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить приборы учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий В.В. Бондаренко