Дело № 2-266/2020
УИД 26RS0020-01-2020-000279-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 17 марта 2020 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рынгач Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Соловьяновой Н.В.,
с участием:
истца Гончаровой Е.В.,
ответчика Стасевского А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Гончаровой Е.В. к Стасевскому А.М. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Гончарова Е.В. обратилась в суд с иском к Стасевскому А.М. о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, указав в обоснование исковых требований, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик является её внуком, в 2007 году с её согласия, он был зарегистрирован в указанном жилом доме. В связи с достижением призывного возраста в 2010 году Стасевский А.М. был призван в ряды вооруженных сил РФ и выехал из указанного дома. После прохождения военной службы в её жилой дом он не возвращался, в настоящее время проживает в <адрес>. Ответчик имеет свою семью. Членом ее семьи он не является, не несёт наравне с ней бремя расходов на содержание дома, в указанном доме не проживает. Во внесудебном порядке урегулировать спор не представляется возможным в связи с отказом ответчика добровольно сняться с регистрационного учета. Из-за регистрации ответчика в её жилом доме она не может оформить субсидию по компенсации части затрат по коммунальным платежам, а также вынуждена производить оплату вывоза твердых бытовых отходов в том числе с начислением суммы на Стасевского А.М. В связи с чем, просит признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. В дополнение пояснила, что она хочет продать дом, но в связи с тем, что внук там прописан и не желает выписываться, покупатели отказываются его покупать.
Ответчик в судебном заседании исковые требования признал, однако пояснил, что ему некуда прописаться. В дополнение пояснил, что он проживает отдельно от Гончаровой Е.В. со своей семьей уже более 5 лет, ему некуда прописываться, жена, его мама, отец, а также бабушка (мама со стороны отца) его к себе не прописывают.
Представитель третьего лица – отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края в судебное заседание не явился, уведомив суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Против заявленных требований не возражал.
Выслушав истца, ответчика, опросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования Гончаровой Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением по своему усмотрению в соответствии с его назначением и пределами его пользования, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации. Право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению закреплено также статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Из анализа указанных правовых норм следует, что Жилищный кодекс Российской Федерации исходит из приоритета права собственности на жилое помещение над правом пользования этим жилым помещением иными лицами, в том числе и членами семьи собственника. Пределы пользования жилым помещением иными лицами в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации определяется собственником этого жилого помещения.
Собственник вправе, в силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, требовать устранения всяких нарушений их права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что Гончаровой Е.В. на праве собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 24 октября 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.
В домовладении, расположенном по вышеуказанному адресу, зарегистрирован Стасевский А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается записью в домовой книге.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ответчик в данном жилом доме не проживает, не пользуется спорным жилым помещением, с истцом общее хозяйство не ведет, не несет совместно с собственником бремени оплаты коммунальных расходов, что свидетельствует о полном прекращении семейных отношений между истцом и ответчиком. Договор коммерческого найма с ответчиком собственником жилого помещения не заключался.
Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснениями истца и показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, допрошенных в судебном заседании.
Допрошенная по ходатайству истца свидетель ФИО1 показала, что с истцом знакома около 30 лет, ответчика знает с того времени, как он пошел в первый класс. В 2011 году Стасевского А.М. призвали в армию, затем он уезжал к своей маме в Санкт-Петербург. После того как вернулся в Ставропольский край, познакомился со своей будущей женой, и стал проживать у нее, через некоторое время они поженились, в доме Гончаровой Е.В. он не проживает около 5 лет, свою бабушку он не навещает, вещей его в данном домовладении нет. Со слов истца ей известно, что коммунальные услуги ответчик не оплачивает. Гончарова Е.В. хочет продать свой дом и уехать жить к дочери, но то обстоятельство, что внук прописан в жилом помещении и не желает сниматься с регистрационного учета самостоятельно, мешает ей сделать это.
Допрошенный по ходатайству истца свидетель ФИО2 показал, что он с истцом знаком около 30 лет, также знает и ее внука, Стасевского А.М. С Гончаровой Е.В. находится в дружеских отношениях, постоянно приходит в гости, ответчик в <адрес>, не проживает примерно 5-7 лет, у него своя семья, бабушку, Гончарову Е.В., он не навещает, личных вещей его в доме нет. У истца и ответчика натянутые отношения, они не общаются около 5 лет.
Допрошенный по ходатайству ответчика свидетель ФИО3 показал, что он является отцом Стасевского А.М. Последний с бабушкой, Гончаровой Е.В., в её домовладении не проживает около 5 лет, поскольку женился и проживает с семьей. У истца и ответчика плохие взаимоотношения, они не общаются около 4-х лет. Гончарова Е.В. не запрещает Стасевскому А.М. проживать в её домовладении.
Допрошенная по ходатайству ответчика свидетель ФИО4 пояснила, что она является женой ответчика Стасевского А.М., с истцом знакома с 2013 года, как и с ответчиком. Стасевский А.М. в домовладении бабушки, Гончаровой Е.В., не проживает более 5 лет и не навещает ее. Коммунальные услуги за её домовладение он не оплачивает. Гончарова Е.В. не чинит препятствий Стасевскому А.М. в проживании в данном домовладении, все свои вещи он вывез из её жилого дома.
Фактически не проживая на жилой площади, принадлежащей Гончаровой Е.В., но состоя на регистрационном учете, ответчик не несет совместно с собственником бремени оплаты коммунальных расходов, что в свою очередь ставит собственника в затруднительное материальное положение и существенным образом нарушает его интересы.
В соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что семейные отношения между истцом и ответчиком прекращены, ответчик в жилом помещении не проживает, но значится зарегистрированным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гончаровой Е.В. о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением подлежат удовлетворению.
Данное решение является основанием для снятия ОМВД России по Кочубеевскому району ответчика с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Гончаровой Е.В. к Стасевскому А.М. о признании утратившим право пользования жилым помещением - удовлетворить.
Признать Стасевского А.М., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края Стасевского А.М., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.
Мотивированное решение составлено 20 марта 2020 года.
Судья Е.Е. Рынгач