Дело № 2-1460/2020
(УИД 27RS0005-01-2020-002135-93)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» декабря 2020 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Ивановой JI.B.,
при секретаре Мушинской К.С.,
с участием истца Рассохина М.Ф.,
представителя ответчика ТСЖ «Трехгорка» Прокопенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда г. Хабаровска гражданское дело по иску Рассохина Михаила Федоровича к Товариществу собственников жилья «Трехгорка» об истребовании документов,
УСТАНОВИЛ:
Рассохин М.Ф. обратился в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования тем, что ТСЖ «Трехгорка», созданное в 2005 году, в настоящее время состоит из одного многоквартирного жилого дома по ул. Трехгорная, 97. С 2011 г. ревизионная комиссия ТСЖ «Трехгорка» преднамеренно не избирается. Экспертизу бухгалтерско- экономической деятельности ТСЖ проводит аудиторская компания, результаты проверок до сведения жильцов не доводят, что порождает недовольства и вопросы. В июле 2020 г. инициативной группой из числа членов ТСЖ было проведено общее собрание посредством очно-заочного голосования с одним вопросом на повестке дня: избрание ревизионной комиссии. В собрании приняли участие 54,8% членов ТСЖ. Одновременно правление ТСЖ также проводило общее собрание по итогам года, но в повестку дня избрание ревизионной комиссии не включили, несмотря на неоднократные заявления жильцов устно и письменно. По итогам собрания, проведенного инициативной группой, была избрана ревизионная комиссии в количестве четырех человек, включая его, избранного ее председателем на основании протокола № 1 от 09.08.2020. Весь комплект документов проведенного собрания в подлиннике передан в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. 12 августа 2020 г. протокол общего собрания № 5/8 от 27.07.2020 и протокол заседания ревизионной комиссии № 1 от 09.08.2020 были переданы в Правление ТСЖ «Трехгорка». Вместе с этим Правлению ТСЖ было направлено решение ревизионной комиссии о предоставлении к 25.08.2020 на бумажном носителе, заверенных ответственных лицом копий следующих документов: устав ТСЖ «Трехгорка» (действующая редакция); оборотно-сальдовая ведомость (общая) с разбивкой по субсчетам за 2019 год; оборотно-сальдовая ведомость по счетам 60.01, 60.02 и 76 с разбивкой по счетам в разрезе контрагентов с указанием ИНН (вывести в настройках ИНН) за 2019 год; анализ счета 51 с разбивкой по счетам и субсчетам; смета доходов и расходов за 2019 год (планируемое и фактическое освоение денежных средств). Из запрошенных документов председатель Правления ТСЖ, не обсуждая данный вопрос на Правлении, единолично приняла решение выдать только Устав. Оставшиеся документы из списка предоставлять отказалась. Такое игнорирование решения общего собрания является нарушением п. 3 ст. 150 ЖК РФ о том, что ревизионная комиссия подотчетна только общему собранию собственников.
На основании изложенного, истец Рассохин М.Ф., указывая себя председателем ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка», просит суд истребовать у ТСЖ «Трехгорка» следующие документы, необходимые для начала работы ревизионной комиссии, а именно: оборотно-сальдовая ведомость (общая) с разбивкой по субсчетам за 2019 год; оборотно-сальдовая ведомость по счетам 60.01, 60.02 и 76 с разбивкой по счетам в разрезе контрагентов с указанием ИНН (вывести в настройках ИНН) за 2019 год; анализ счета 51 с разбивкой по счетам и субсчетам; смета доходов и расходов за 2019 год (планируемое и фактическое освоение денежных средств).
Истец Рассохин М.Ф. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также пояснения, данные ранее в суде, указав также, что поскольку не владеет знаниями по пользованию компьютером, ознакомиться с истребимыми у ответчика документами на сайте «ГИС ЖКХ» не имеет возможности. Кроме того, ему никто не сообщал, что данные документы там размещены. Документы, которые он просит у ТСЖ «Трехгорка» необходимы ему, чтобы ознакомиться и сверить с результатами проведенной в отношении ответчика аудиторской проверкой и отчетом Правления ТСЖ «Трехгорка» за 2019 год.
Представитель ответчика председатель ТСЖ «Трехгорка» Купчик И.Б., извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечила явку представителя, полностью поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому в соответствии с Уставом ТСЖ и Положением о ревизионной комиссии установлены конкретные требования к кандидатам, претендующим на роль ревизоров. Кроме наличия специальных знаний в области экономики, финансов, юриспруденции, также необходимо наличие навыков и опыта работы со специализированным лицензированным программным обеспечением, установленным в организациях системы ЖКХ. А также содержатся ограничения, кто не может быть членом ревизионной комиссии, среди прочих ограничений - наличие задолженности по уплате обязательных платежей за потребленные коммунальные услуги. Истцу неоднократно письменно разъяснялись вышеуказанные положения, а также указывалось на то, что из-за наличия у него задолженности по оплате коммунальных платежей ему, возможно, будет выражено недоверие со стороны граждан, как ревизору, ввиду личной заинтересованности. В этой связи, истцу ранее неоднократно отказывалось во включении его кандидатуры в состав ревизионной комиссии, но Рассохин М.Ф. по настоящее время продолжает игнорировать требования Положения о ревизионной комиссии, реализовывать свое намерение вмешаться в работу правления ТСЖ, что приводит к множественным конфликтным ситуациям между собственниками, и формирует негативный образ председателя правления ТСЖ. Избрание комиссии в составе четырех человек противоречит Положению о ревизионной комиссии, так как четное количество человек не примет решение большинством голосов. Ни ФИО1, ни ФИО2, ни ФИО3 не представили документы о наличии образования (экономического и/или юридического), опыта работы и прочее. Кроме того, ФИО2 не является собственником жилого помещения, соответственно, и членом ТСЖ, она не вправе принимать участие в собраниях подобного рода, быть инициатором собрания не то, что избираться в органы управления или контроля ТСЖ. ФИО3 не является членом ТСЖ. Собрание, инициированное истцом, проведено с нарушениями ст., ст. 45 - 48, 146 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время, у ТСЖ отсутствуют документы по проведенному собранию (листы голосований, лист регистрации принявших участие в собрании), и в этой связи не представляется возможным установить: наличие кворума, правильного определения долей голосов, кто принял участие в голосовании: собственник жилого помещения/член ТСЖ или не являющееся таковым просто жилец (наниматель или арендатор, или в гости приехавший родственник). Изначально, истцом нарушен порядок уведомления членов ТСЖ, включая администрацию города Хабаровска, как собственника муниципальных квартир. Уведомления должны были быть вывешены на информационных досках не позднее 22.06.2020, а появились только 25 июня и то не во всех подъездах. Правление ТСЖ было уведомлено 26 июня и только потому, что истцу потребовался реестр членов ТСЖ. Администрацию города Хабаровска уведомили уже после проведенного собрания 13 июля 2020 г. Письмом Администрации города Хабаровска от 15.07.2020 № 1-14/3553 истец был оповещен о нарушении п.1 ст. 146 ЖК РФ порядка уведомления о начале проведения собрания, по этой причине представители Администрации отказались от участия в собрании (Письмо от 05.11.2020 № 04-17/5738). Повестка дня собрания в уведомлении о проведении собрания не соответствует повестке дня в протоколе от 27.07.2020 № 5/8. В уведомлении отсутствует вопрос в повестке дня о выборе председателя собрания, а в протоколе этот вопрос имеется и по нему проводится голосование, что также является грубейшим нарушением ЖК РФ. Также не понятно, кто принимал участие в собрании, инициатором которого был истец, который нарушил установленные Жилищным кодексом сроки оглашения результатов собрания. Правлению ТСЖ документы были переданы лишь 12.08.2020, тогда как собрание закончилось 23.07.2020, а остальные собственники - члены ТСЖ, вообще не уведомлялись. В уведомлениях написано, что бланки голосования должны быть заполнены до 23.07.2020, а крайний срок их сдачи 24.07.2020, что тоже является нарушением ЖК РФ. В 2010 году ТСЖ уже имело прецедент о несоответствии данных в акте ревизионной комиссии, и аудиторском заключении за 2010г. Тогда ревизионная комиссия во главе с председателем ФИО8 (супругой истца), проверяла финансовую деятельность ТСЖ и выявила факты и грубые нарушения правил бухгалтерского учета. Правление ТСЖ для получения объективной картины учета и траты денежных средств собственников обратилось к аудиторам. Проверку проводила ООО «Фирма Аудит Экспертиза» факты, написанные в акте ревизионной комиссии не подтвердились. Поэтому ежегодно для оценки хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета ТСЖ привлекаются аудиторы, заключения которых в установленные законом сроки передается в уполномоченные органы исполнительной власти, а также размещается на сайте ГИС ЖКХ.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Трехгорка» Прокопенко Н.В. иск не признала, сославшись на вышеизложенные доводы, а также пояснения, данные ранее в суде, дополнила тем, что ТСЖ «Трехгорка» как управляющая компания, осуществляет обслуживание квартирных домов в соответствии с жилищным законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731 утвержден стандарт раскрытия информации лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. В соответствии с п.3 и 5 данного Стандарта существует исчерпывающий перечень той информации, которая подлежит раскрытию. В п. 5 указано, что управляющая организация раскрывает данную информацию путем ежемесячного размещения на официальном сайте «ГИС ЖКХ». Полагает, что требования истца не основаны на законе. Как собственник, он не имеет право требовать предоставления каких-либо заверенных копий документов и по данному вопросу не обращался. В соответствии со ст. 143.1 ЖК РФ собственники имеют право знакомиться с документами по предварительному согласованию, о чем истцу неоднократно разъяснялось. Размещение же истребуемой истцом информации, документов, предусмотренных стандартом раскрытия информации, на официальном сайте подтверждается скриншотами сайта «ГИС ЖКХ». Требования Рассохина М.Ф. как председателя ревизионной комиссии, также не обоснованы, поскольку Правление ТСЖ рассмотрело документы, представленные по проведенному собранию по избранию ревизионной комиссии, которое было незаконно в виду отсутствия кворума. В связи с этим было подано исковое заявление о признании решения собрания недействительным. По изложенным основаниям просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон в рамках заявленных исковых требований регулируются гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
По смыслу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 291 ГК РФ, ч. 1 ст. 135 ЖК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников жилья, являющиеся некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законом и создаваемой для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; реестр членов товарищества; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы: иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
В силу ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Вопросы об избрании ревизионной комиссии в соответствии со ст. 145 ЖК РФ относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
Согласно ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.
Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества; представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
Таким образом, ревизионная комиссия является органом контроля товарищества собственников жилья, осуществляющим функции внутреннего финансово-хозяйственного контроля за деятельностью товарищества, правления товарищества и его членов, а также председателя правления товарищества; комиссия предоставляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, а правление товарищества, в свою очередь, предоставляет общему собранию на утверждение отчеты о финансовой деятельности, сметы доходов и расходов на соответствующий год товарищества.
Судом на основании выписки ЕГРЮЛ от 03.09.2020, Устава Товарищества собственников жилья «Трехгорка», утвержденного 24.05.2016 протоколом общего собрания членов ТСЖ № 33, свидетельств в отношении данного юридического лица от 18.06.2012 и 28.07.2005, установлено и сторонами не оспаривалось, что ТСЖ «Трехгорка» является действующим юридическим лицом, образованно на базе дома № 97, по улице Трехгорная в городе Хабаровске, далее именуемое Товарищество, создано для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством Российской Федерации пределах.
Исходя из ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Нормами ст. 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе, в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания, а по смыслу ст.181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Судом установлено, что решением членов ТСЖ «Трехгорка», проведенным в форме очно-заочного голосования, оформленным протоколом общего внеочередного собрания членов ТСЖ от 27.07.2020 № 5/8, выбрана ревизионная комиссия в составе четырех человек. Из содержания приведенного протокола следует, что при решении указанного вопроса проголосовали «за» 88,49 % голосов, «против» - 10,36 %, воздержались 1,15 %. Вопрос о выборе ревизионной комиссии был включен в повестку дня.
При этом общая площадь собственников-членов ТСЖ «Трехгорка» (100 %) составляет 7 833,35 кв.м.; в голосовании участвовали члены ТСЖ и их представители общей площадью 4 292,5 кв.м., составляющие 54,8 % от общего числа членов ТСЖ, кворум имелся.
Сторонами не оспаривался в судебном заседании факт того, что истец Рассохин М.Ф. является собственником **** указанном выше доме и председателем ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка» на основании протокола № 1 от 09.08.2020 собрания членов ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка».
Указанный протокол, а также протокол общего внеочередного собрания членов ТСЖ от 27.07.2020 № 5/8, включая вопрос о выборе состава ревизионной комиссии, оспорены Товариществом в судебном порядке.
В этой связи, легитимность приведенного выше собрания и иные доводы ответной стороны, касающиеся того, что собрание, инициированное истцом, было проведено с нарушениями ст., ст. 45 - 48, 146 Жилищного кодекса РФ, отсутствовал кворум, не подлежит рассмотрению при разрешении данного дела, исходя из предмета и основания исковых требований.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего спора вышеприведенные решения собрания членов ТСЖ «Трехгорка» недействительными на основании судебного акта не признаны, суд принимает их в качестве доказательств по делу, подтверждающих избрание ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка», а также полномочия истца как ее председателя.
Собранием членов ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка», что отражено в протоколе № 1 от 09.08.2020, постановлено: председателю ТСЖ «Трехгорка» в срок до 25.08.2020 предоставить на бумажном носителе, заверенные ответственным лицом копии следующих документов: устав ТСЖ «Трехгорка» (действующая редакция); оборотно-сальдовая ведомость (общая) с разбивкой по субсчетам за 2019 год; оборотно-сальдовая ведомость по счетам 60.01, 60.02 и 76 с разбивкой по счетам в разрезе контрагентов с указанием ИНН (вывести в настройках ИНН) за 2019 год; анализ счета 51 с разбивкой по счетам и субсчетам; смета доходов и расходов за 2019 год (планируемое и фактическое освоение денежных средств).
Согласно доводам истца из запрошенных документов выдан только Устав Товарищества. Оставшиеся документы из списка председатель правления ТСЖ предоставить отказалась.
В соответствие с Уставом ТСЖ «Трехгорка» ревизионная комиссия товарищества действует на основании Положения о ревизионной комиссии, являющегося приложением к Уставу. Полномочия ревизионной комиссии приведены в п. 14.3 Положения и аналогичны тем, что указаны в ст. 150 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п., п. 2.1-2.3 Положения при выполнении своих функций ревизионная комиссия осуществляет следующие полномочия: ознакомление с документацией ТСЖ, включая документы первичного бухгалтерского учета, учредительные документы, финансово-хозяйственные документы, протоколы заседаний и приказы органов управления ТСЖ; проверку состояния расчетов с контрагентами; сравнение данных смет доходов и расходов, отчетов об их исполнении с фактическими данными первичного бухгалтерского учета; проверку фактического наличия денежных средств и имущества ТСЖ; оценка обоснованности составления сметы расходов и доходов ТСЖ; проверку целевого использования денежных средств ТСЖ; оценку правильности составления финансовой отчетной документации ТСЖ; а также имеет право получать от председателя правления ТСЖ все необходимые для работы комиссии документы и материалы.
Вместе с тем, в протоколе № 1 от 09.08.2020 ревизионной комиссией не указано, для проверки каких данных необходимы запрашиваемые документы, с какой целью они запрашиваются.
При том, что на основании п. 3.6 Положения о ревизионной комиссии ТСЖ, последняя не осуществляет анализ хозяйственной деятельности ТСЖ и не дает оценку обоснованности действий правления ТСЖ, относящихся к вопросам исключительно хозяйственной деятельности.
Кроме того, в соответствии с п. 14.4 Устава Товарищества в случае неизбрания ревизионной комиссии, Товарищество вправе заключать договор на проведение аудиторской проверки финансовой деятельности Товарищества.
Согласно материалам дела ООО «Фирма «Аудит экспертиза» на основании заключенного с ТСЖ «Трехгорка» договора от 31.01.2019 проведена бухгалтерско-экономическая экспертиза деятельности ТСЖ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, что согласуется с вышеуказанным пунктом Устава.
На момент проведения аудиторской проверки ревизионная комиссия в ТСЖ «Трехгорка» отсутствовала.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Приоритетным в силу положений статьи 11 ГК РФ способом защиты является судебная защита нарушенных гражданских прав.
Принцип судебной защиты состоит в публичной принудительной защите и восстановлении действительно нарушенных (оспариваемых) прав, лица, обратившегося в суд, либо в случаях, предусмотренных законом, лица, в интересах которого иное лицо обратилось в суд. Несуществующие права и несоответствующие закону интересы, равно как и не нарушенные в действительности права, судебной защите не подлежат.
Как установлено судом, проверка финансовой отчетности ТСЖ «Трехгорка» за 2019 год уже проводилась аудиторской компанией, о чем дано выше указанное заключение, которое в установленном порядке не оспорено, не отменено, недействительным не признавалось.
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме, вправе обжаловать в судебном порядке решение органов управления товарищества, основанные на указанных документах, нарушающих их права и законные интересы.
Согласно ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Положениями ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ установлен перечень документов, с которым члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право знакомиться.
Уставом ТСЖ «Трехгорка» список документов, указанный в ст. 143.1 ЖК РФ, не расширен.
В развитие данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия.
В соответствии с п. 3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При этом информация, предусмотренная подпунктами «в» - «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5(1) настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами «а» - «ж» и «к» пункта 3 настоящего документа, возникает: для товарищества и кооператива - не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.
Информация, предусмотренная подпунктом «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение адрес текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что ТСЖ «Трехгорка» обязано предоставить информацию и ознакомить с документами именно собственников помещений многоквартирного дома и членов товарищества, в то время как следует из содержания искового заявления и пояснений истца в судебных заседаниях, им заявлены требования о предоставлении документов ревизионной комиссии ТСЖ.
Как следует из пояснений представителя ответчика, истец как собственник жилого помещения по адресу: г. Хабаровск, ул. Трехгорная, 97, по вопросу ознакомления с документацией, указанной в исковом заявлении, в ТСЖ «Трехгорка» не обращался. В материалы дела представлено единственное обращение от 01.10.2020, поданное уже после обращения в суд с настоящим иском, в котором Рассохин М.Ф. указывает себя также председателем ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка» и требует документы, ссылаясь на необходимость начала работы ревизионной комиссии.
Ответом ТСЖ «Трехгорка» от 09.11.2020 истцу отказано в предоставлении документов.
Истец, являясь собственником помещения либо членом ТСЖ «Трехгорка», вправе обращаться в ТСЖ, а в случае отказа заявлять требования о возложении на ТСЖ обязанности предоставить ему информацию, вместе с тем таких требований Рассохиным М.Ф., не заявлено; суд в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям.
В силу приведенных норм действующего законодательства, истец, как член ТСЖ либо собственник помещения, вправе знакомится с документами товарищества, при этом, обязанность ТСЖ «Трехгорка» выдавать указанные документы на руки члену ТСЖ или собственнику помещений дома либо выдавать заверенные копии этих документов не предусмотрена.
Таким образом, Рассохин М.Ф. просит представить ему документы, непосредственная выдача которых не предусмотрена законом и Уставом ТСЖ «Трехгорка».
Такие требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку обязанности выдавать указанные документы или их копии у ответчика не имеется. При том, что материалами дела (скриншотами) подтверждается размещение ТСЖ «Трехгорка» сведений, содержащихся в испрашиваемых документах за 2019 год, размещенных на официальном сайте ГИС ЖКХ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что с запрашиваемой информацией он не может ознакомиться в открытом доступе, либо что ему препятствуют в таком ознакомлении, как и доказательств того, в чем заключается нарушение прав и законных интересов ревизионной комиссии и председателя ревизионной комиссии.
То обстоятельство, что Рассохин М.Ф. не владеет навыками компьютера и не может пользоваться сетью «Интернет», не может быть поставлено в вину ответчику, надлежащим образом исполняющему свои обязательства по размещению такой информации.
При таких обстоятельствах, право истица на ознакомление с документами ТСЖ «Трехгорка» также не может быть признано нарушенным.
Доказательств того, что действиями ответчика нарушены права истца, как председателя ревизионной комиссии ТСЖ «Трехгорка», материалы дела не содержат, в то время как судебной защите подлежит только нарушенное право, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка истца на нарушение его прав непредставлением ответчиком документов по запросу истца, который является председателем ревизионной комиссии для проведения сравнения документов о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Трехгорка», не может быть принята во внимание, так как данный вопрос относится к оперативно-хозяйственной деятельности ТСЖ и подлежит рассмотрению при проведении общего собрания членов ТСЖ.
Сведений о том, что ревизионной комиссией ТСЖ «Трехгорка» в порядке ст. 150 ЖК РФ проводится ревизия, подготавливается заключение, отчет для утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Трехгорка» или иные мероприятия, связанные с данными вопросами, оспаривается уже имеющееся заключение по бухгалтерско-экономической экспертиза за 2019 год, не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Рассохиным М.Ф. требований в полном объеме.
В связи с тем, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы, понесенные Рассохиным М.Ф., возмещению за счет ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рассохина Михаила Федоровича к Товариществу собственников жилья «Трехгорка» об истребовании документов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.B. Иванова