Дело №2-2859/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худяковой Е.В. к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Минусинский сельскохозяйственный колледж» о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Худякова Е.В. обратилась в суд с иском к КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», с учетом уточнения требований просила обязать ответчика назначить и выплатить ей полное государственное обеспечение за весь период обучения с сентября 2014года по июнь 2017года. Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании истица мотивировала тем, что в 2007 году умер ее отец, а в 2012году, когда ей уже исполнилось 18 лет, умерла её мать. В тот период она обучалась в МКОУ «Открытая (сменная) образовательная школа №» <адрес>. После окончания в 2014 году этой школы, она сразу же поступила для обучения к ответчику КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» и была зачислена на место, финансируемое из краевого бюджета по специальности: теплоснабжение и теплотехническое оборудование. При поступлении она сообщила социальному педагогу, что не имеет родителей, однако на полное государственное обеспечение поставлена не была и предусмотренные ч.3 ст.6 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки в период обучения ей не предоставлялись. Причину этого работники колледжа ей объяснили тем, что без попечения родителей она осталась до поступления на обучение к ним, поэтому указанные льготы ей предоставлены быть не могут. В 2017 году она окончила колледж, узнала, что меры социальной поддержки ей не предоставлялись незаконно, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» Войнова Т.Н. исковые требования не признала. Свою позицию мотивировала тем, что на полное государственное обеспечение Худякова Е.В. не была зачислена обоснованно и правомерно, поскольку осталась без попечения родителей она в период обучения по образовательным программам среднего общего образования, тогда как нормы Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривают зачисление на полное государственное обеспечение при потере родителей в период обучения именно по основным профессиональным образовательным программам. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд, поскольку с момента зачисления на первый курс колледжа, то есть ДД.ММ.ГГГГ до момента подачи настоящего иска прошло более 3 лет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования <адрес>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 66, 70), в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщил.
Свидетель П. показала, что работает в КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» с 2007 года в должности социального педагога. В её обязанности входит, в том числе, подготовка необходимых документов для зачисления определенных категорий студентов на полное государственное обеспечение, предоставления им иных предусмотренных законом льгот и выплат. При поступлении истицы в колледж было установлено, что у неё на тот момент умерли оба родителя, но поскольку без их попечения она осталась уже после исполнения ей 18 лет и в период обучения в средней школе она пояснила Худяковой Е.В., что оснований для зачисления её на полное государственное обеспечение не имеется. Также она разъяснила ей возможность получения пенсии по потере кормильца и социальной стипендии, как малоимущей при предоставлении необходимых документов. Справку УСНЗ администрации <адрес> о признании малоимущей она представила лишь в 2016 году, после чего ей была назначена и выплачивалась социальная стипендия.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Худякова ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 18 лет в период обучения в МКОУ «Открытая ( сменная) образовательная школа №» <адрес> осталась без попечения родителей, поскольку ее отец Л. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После окончания ДД.ММ.ГГГГ средней школы приказом №-у от ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена на 1 курс очной формы обучения в КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» на место, финансируемое из краевого бюджета по специальности теплоснабжение и теплотехническое оборудование. На полное государственное обеспечение в период обучения истица поставлена не была, меры государственное поддержки по основаниям отсутствия у неё родителей ей не предоставлялись. УПФР в <адрес> и <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице была назначена и выплачивалась государственная пенсия по случаю потери кормильца. На основании справки УСЗН администрации <адрес> от 29.03.2016г. о том, что она является членом малоимущей семьи, в период с марта 2016 года по июнь 2017 года ответчиком истице выплачивалась социальная стипендия. 26.06.2017г. истица окончила обучение, ей выдан диплом о среднем профессиональном образовании.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и показаниями свидетеля, копией паспорта истицы и свидетельством о ее рождении, свидетельствами о смерти родителей истицы, аттестатом об окончании МКОУ «Открытая ( сменная) образовательная школа №» <адрес>, приказом №-у от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении истицы в колледж, дипломом об окончании КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», справкой о назначении и выплате истице в период обучения академической и социальной стипендий, справкой УЗН администрации <адрес> от 29.03.2016г., справкой УПФР в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении истице государственной пенсии по случаю потери кормильца.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 этого закона предусмотрено, что полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения – это предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные положения закона и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из буквального толкования вышеуказанных положений закона следует, что на полное государственное обеспечение могут быть зачислены лишь лица, оставшиеся без попечения родителей в период обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
В связи с этим суд соглашается с доводами ответчика о том, что при поступлении на обучение истица обоснованно и правомерно не была зачислена на полное государственное обеспечение в силу того, что без попечения родителей она осталась еще до поступления к ответчику, в период обучения по программе общего среднего образования в общеобразовательной средней школе.
Кроме того, по смыслу вышеприведенных положений ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" целью предоставления полного государственного обеспечения является материальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей в период их обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в целях получения ими соответствующего образования и профессий.
Это обеспечение включает в себя предоставление именно в период обучения бесплатного питания, учебной литературы и письменных принадлежностей, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости. Предоставление каких-либо компенсационных выплат в связи с непредоставлением этого обеспечения после окончания учебных заведений законом не предусмотрено.
Как установлено в судебном заседании, при поступлении
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности по зачислению истицы на полное государственное обеспечение и выплаты ей сумм в возмещение стоимости питания, учебной литературы и письменных принадлежностей, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Худяковой Е.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 24.11.2017г.