Дело №2-912/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» октября 2015 года
Гагаринский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего Ерченко Л.Ю.
при секретаре Михалевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А. В. к Федоровой Н. Э. о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
установил:
Иванов А.В. обратился в суд с иском к Федоровой Н.Э. об обязании последней заключить с ним основной договор купли-продажи принадлежащей ему на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым №, находящийся в <адрес>, на условиях заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ предварительного договора.
Впоследствии он уточнил заявление требованиями об обязании заключить с ним основной договор купли-продажи принадлежащей ответчику <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ними был заключен предварительный договор купли-продажи земельной доли площадью <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, находящийся в <данные изъяты> на землях сельскохозяйственного назначения, по условиям которого, Федорова Н.Э. выдает ему нотариальную доверенность на действия по выделению, постановке на кадастровый учет и регистрации указанного выше земельного участка, после чего продает ему данный участок за <данные изъяты>
Однако, после передачи ей указанной суммы и выполнения работ по выделу земельной доли и постановке её на кадастровый учет, последняя доверенность отозвала и от заключения с ним основного договора купли-продажи принадлежащего ей земельного участка необоснованно уклоняется.
В судебном заседании он иск поддержал, сославшись на те же доводы.
Ответчик, будучи несогласным с заявленными требованиями, предъявил встречный иск о признании предварительного договора недействительным, сославшись на то, что при подписании этого договора Иванов А.В. ввел её в заблуждение, ибо спорный земельный участок не был сформирован и не имел определенных границ; право собственности на него не было зарегистрировано, а потому заключенную между ними сделку, как противоречащую требованиям закона, она просит признать ничтожной.
В судебное заседание она не явилась, воспользовавшись услугами представителя – адвоката Гасанбеговой Л.В., которая встречный иск поддержала, возражая при этом против удовлетворения основного иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению встречный иск, отказывая при этом в удовлетворении основного иска.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Предварительным договором является такое соглашение сторон, которым они устанавливают взаимное обязательство заключить в будущем основной договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса РФ).
Заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности, возникновения обязательства по передаче имущества или оказанию услуги, однако порождает у сторон право и обязанность заключить основной договор.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (п. 3 ст. 429 Гражданского кодекса РФ).
Часть 2 ст. 6 и ст. 11.1 Земельного кодекса РФ определяют земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Таким образом, по смыслу указанных норм права предварительный договор купли-продажи земельного участка должен содержать данные о границах земельного участка, позволяющие определенно установить отчуждаемое недвижимое имущество.
В силу п. 5 ст. 429 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 данного Кодекса.
Как предусмотрено п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между Ивановым А.В., с одной стороны, и Федоровой Н.Э., с другой стороны, заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка площадью – <данные изъяты>., находящегося <адрес> и входящего в состав коллективно-долевой собственности.
Условиями этого договора предусмотрено, что Федорова Н.Э. выдает Иванову А.В. нотариальную доверенность на действия по выделению, постановке на кадастровый учет и регистрации этого земельного участка с кадастровым №,. а после этого Федорова Н.Э. обязуется продать его Иванову А.В. за <данные изъяты>
Данная сумма в тот же день была передана продавцу, что сторонами не спаривается.
Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты>, предоставленного в коллективно-долевую собственность для производства сельскохозяйственной продукции, в общую долевую собственность выделен земельный участок, площадью <данные изъяты>., состоящий из пяти земельных долей по <данные изъяты> каждый, в том числе и доли Федоровой Н.Э.
Таким образом, как на момент заключения предварительного договора купли-продажи, так и на данный момент, спорный земельный участок не содержит данных о его границах, что не позволяет однозначно определить его в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ, земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ определены особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назанчения.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Таким образом, возможность отчуждения доли на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения лицу, не являющемуся участником долевой собственности, закон связывает с выделением земельного участка в счет своей доли с соблюдением порядка, предусмотренного законом.
Поскольку на момент заключения предварительного договора спорный земельный участок не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен, право собственности продавца не зарегистрировано, а Иванов А.В. собственником доли в совместной долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения <данные изъяты> не являлся; предварительный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключен сторонами с нарушением положений ст.ст. 5,12-14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а потому имеются основания для признания данной сделки ничтожной с применением при этом последствий её недействительности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Иванова А. В. к Федоровой Н. Э. о понуждении заключить основной договор купли-продажи земельного участка – отказать.
Встречный иск Федоровой Н. Э. о признании недействительным предварительного договора купли-продажи земельного участка – удовлетворить.
Признать предварительный договор купли-продажи земельного участка в границах <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ивановым А. В. и Федоровой Н. Э., недействительным (ничтожным).
Применить последствия признания данной сделки ничтожной: взыскать с Федоровой Н. Э. в пользу Иванова А. В. <данные изъяты>, полученные по предварительному договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Наложенный определением данного суда от ДД.ММ.ГГГГ арест на <данные изъяты> в земельном участке с кадастровым №, отменить по вступлению решения в законную силу.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.
Председательствующий: Л.Ю. Ерченко