РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июля 2012 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Жанчибон С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело № по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок,
С участием:
Помощник прокурора Антипина И.В.,
От ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ – представитель Цыдыпова Д.С., действующая по доверенности от 04.10.2011 года № 06-1977,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ просит обязать ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, установив разумные сроки, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 50 кв.м. в лесном массиве на расстоянии 500 м. к юго – востоку от жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора в РБ проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в наличии несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Так, в лесном массиве на расстоянии 500 м. к юго-востоку от жилого дома по адресу <адрес> на площади 50 кв.м. на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, расположены твердые бытовые отходы. Установленная свалка является нарушением п.3.2 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача №4690-88 от 05.08.1988 г. В соответствии со ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют санитарные правила, соблюдение которых является обязательным. Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, а также в соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ст. 51 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, хранению, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Положения законодательства о местном самоуправлении, посвященные полномочиям муниципальных органов власти по охране окружающей природной среды как комплексного объекта, развиваются в специальном природоохранном законодательстве. Вопросы местного значения поселения в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а именно круг дел, решение которых обеспечивает локальную (для данной территории) жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей, определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, в соответствии с вышеуказанными законами к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 22.08.2004 г.) органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Прокурор обращается с данным исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях улучшения состояния окружающей природной среды, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку несанкционированные свалки в лесном массиве являются причиной лесных пожаров, бытовой мусор может способствовать распространению огня. Так, в составе твердых бытовых отходов, обнаруженных в указанном лесном массиве, имеются стеклянные бутылки, осколки стекла, которые в ясную сухую погоду способствуют нагреву сухой лесной подстилки и возгоранию. В силу п.9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Согласно п.21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляется органами власти и местного самоуправления. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16, п.п. 25, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования содержатся в ст. 5 Устава городского округа «г. Улан-Удэ». В соответствии с положением о МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ» считает, что ответчик создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды; он организует использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа. Комитет в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, к целям и задачам Комитета относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Антипина И.В. поддержала исковые требования, просила установить разумные сроки для принятия мер по ликвидации ответчиком несанкционированных свалок, организовать уборку – сбор и вывоз мусора. Также пояснила, что в нарушение указанных в иске требований природоохранного законодательства, имеющиеся несанкционированные свалки в лесном массиве в близости от жилого дома по адресу: <адрес>, до настоящего времени не ликвидированы.
Представитель ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыдыпова Д.С., действующая на основании доверенности от 04.10.2011 г., суду пояснила, что с заявленными требованиями прокурора не согласна и считает их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Комитета относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, при этом указанное полномочие не подразумевает хозяйственную деятельность Комитета, а включает в себя исполнительно-распорядительную деятельность, нормотворческую деятельность. В рамках указанного полномочия Комитетом приняты ряд нормативно-правовых актов. В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству. Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ осуществляет деятельность по организации сбора и вывоза мусора, поэтому ответственность за непосредственный сбор и вывоз мусора не может быть возложена на них. Просит в иске прокурора отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст. 8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Доводы прокурора о том, что выявленная несанкционированная свалка в виде твердых бытовых отходов в лесном массиве на расстоянии 500 м. к юго-востоку от жилого дома по адресу <адрес> на площади 50 кв.м. на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, являются нарушением п.3.2 санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88, а также требований ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нашли подтверждение в судебном заседании на основании справки обследования территории Октябрьского района г. Улан-Удэ на предмет несанкционированных свалок отходов производства и потребления, составленной специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ФИО4, согласно которой произведен осмотр территорий, захламленных отходами производства и потребления; обнаружены свалки отходов на территории указанного района города.
Согласно справке МБУ «Городское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ №, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в лесном массиве на расстоянии 500 м. к юго-востоку от жилого дома по адресу: <адрес>) расположена на землях г. Улан-Удэ.
Уставом Городского округа «Город Улан-Удэ» определено, что к вопросам местного значения г.Улан-Удэ относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).
В соответствии с п. 1.1 постановления Администрации г. Улан-Удэ от 31.03.2010г. N 134 "Об утверждении Положения о муниципальном учреждении "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ",Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ.
Как следует из Положения о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города, осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях природопользования и охраны окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов; разрабатывает основы муниципальной политики в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет контроль за их реализацией; вносит предложения по совершенствованию правовых актов (в том числе разрабатывает проекты правовых актов) в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды; разрабатывает перспективные планы и целевые муниципальные программы, направленные на развитие благоустройства и санитарного состояния территорий города, природопользования и охраны окружающей среды; согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; осуществляет формирование и размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды; в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, находящихся в ведении Комитета (п.2.2, 3.1 Положения).
Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичное положение содержится в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 названного закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 г. № 280-21, закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, и как организуется уборка городских территорий.
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.
Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что ответчик Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязан принимать меры по организации уборки - сбора и вывоза мусора на земельном участке, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего гражданского дела.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а ответчик, являясь исполнительно-распорядительным органом, имеет полномочия по исполнительно-распорядительной, нормотворческой деятельности, и не подразумевает хозяйственную деятельность, суд находит не основанными на законе.
Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места. Несанкционированные свалки приводят к загрязнению почвы и могут явиться возможным источником загрязнения почвы и атмосферы воздуха.
Суд считает, при наличии несанкционированных свалок на землях населенного пункта «город Улан-Удэ», исковые требования прокурора района об обязании ответчика принять меры по ликвидации свалки, организовав уборку - сбор и вывоз мусора на этой территории обоснованно. Учитывая, что для устранения этих нарушений потребуется время, суд полагает возможным установить ответчику разумный срок для принятия мер - до 01.10.2012 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ в срок до 01.10.2012 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 50 кв.м. в лесном массиве на расстоянии 500 м. к юго – востоку от жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Болдохонова С.С.
Верно, судья Болдохонова С.С.
Секретарь Жанчибон С.Б.