Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 июля 2013 года Центральный районный суд гор. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Глухова Г.А. к ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении технических средств реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Глухова Г.А. к ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении технических средств реабилитации: подгузники.
В судебном заседании пом. прокурора ФИО6 исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения техническими средствами реабилитации было установлено, что решением МСЭ Глухову Г.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. В связи с установлением инвалидности Глухову Г.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации. В соответствии с ИПР Глухову Г.А. прописаны технические средства реабилитации, в том числе: подгузники. Срок применения реабилитационных мероприятий с применением ТСР установлен бессрочно, исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР – Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Организация обеспечения инвалидов ТСР по Самарской области осуществляется Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области. Предписанные Глухову Г.А. технические средства реабилитации (подгузники) включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р. Согласно расчету учетной карты инвалида Глухова Г.А. на 2013 год, ему должны быть поставлены подгузники для ежедневного использования в количестве 543 штуки. Из данного количества Глухову Г.А. выдано подгузников только до 15.03.2013 года. Услуги по приему документов на получение ТСР, постановке инвалидов на учет и выдаче ТСР осуществляют государственные бюджетные учреждения Самарской области – центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. По состоянию на 01.06.2013 года предусмотренные программой реабилитации, разработанной для Глухова Г.А. ТСР в виде подгузников Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» не поставлены. Просит обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области поставить подгузники в ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти», обязать ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» выдать Глухову Г.А. технические средства реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: подгузники за период с 15.03.2013 года по 01.06.2013 года.
Глухов Г.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен.
Представитель ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» ФИО7 действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования о выдаче Глухову Г.А. ТСР в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: подгузников за период с 15.03.2013 г. по 01.06.2013 г. признала в полном объеме.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно просят рассмотреть дело в их отсутствие, в деле имеется отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования не признают, указав, что потребность в подгузниках Глухова Г.А. из расчета 3 штуки в сутки за 2013 года составляет 543 штуки (срок окончания ИПР 25.05.2013 года), а за период с 01.01.2013 года по 01.06.2013 года составляет 423 штуки. Глухову Г.А. выдано 120 штук подгузников, неудовлетворенный остаток составляет 423 штуки. 27.05.2013 года состоялся открытый аукцион в электронной форме на поставку абсорбирующего белья, подгузников в города и муниципальные районы Самарской области на сумму <данные изъяты> рублей, заключение государственного контракта на поставку подгузников и впитывающих простыней по срокам, определенным действующим законодательством, было запланировано на 10.06.2013 года. Однако, в соответствии с решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10.06.2013 года в связи с жалобой одного из участников аукциона, процедуры рассмотрения заявок и размещения заказа по указанному открытому аукциону были осуществлены повторно. 01.07.2013 года состоялось повторное проведения процедуры аукциона, после заключения Министерством государственного контракта в сроки, определенные действующим законодательством, по мере поступления ТСР в ЦСО специалисты пригласят Глухова Г.А. за получением подгузников. Просят в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федеральное бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программ реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации, медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Обеспечение инвалидов ТСР согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21 января 2010 года № 11. Предоставление гражданам ТСР, входящих в федеральный перечень, является расходным обязательством РФ, которое передано субъекту. Финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Самарской области в форме субвенций.
Организация обеспечения инвалидов ТСР осуществляется министерством социально-демографического развития Самарской области. Прием документов на получение ТСР, постановка инвалидов на учет и выдача ТСР осуществляются государственными учреждениями Самарской области - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством.
Судом установлено, что Глухов <данные изъяты> признан инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию на срок до 01.07.2013 года, ему установлена <данные изъяты> степень ограничения способности к самообслуживанию, <данные изъяты> степень ограничения способности к передвижению и <данные изъяты> степень ограничения способности к трудовой деятельности, что подтверждается справкой МСЭ-2011 № 1403344, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной на основании акта освидетельствования № 12190 от 25.05.2011 года и не оспаривается сторонами.
На основании карты № 724 к акту освидетельствования № 12190 от 25.05.2011 года Глухову Г.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации до 01.07.2013 года и предписаны технические средства реабилитации, в том числе: памперсы (подгузники) 3 штуки в сутки.
Согласно учетной карты инвалида Глухову Г.А. в 2013 году подлежат предоставлению ТСР в виде подгузников размером XL в количестве 543 штуки.
Судом также установлено, что Глухов Г.А. 05 июля 2011 года обратился в ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» с заявлением о постановке на учет на предоставление в безвозмездное пользование технических средств реабилитации, в том числе: подгузники размером XL (543 штуки).
Согласно списка инвалидов, стоящих по обеспечению ТСР Глухову Г.А. были выданы технические средства реабилитации: подгузники на период до 15.03.2013 года.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Из объяснений пом. прокурора следует, что предоставление Глухову Г.А. ТСР в виде подгузников за период с 15.03.2013 по 01.06.2013 года произведено не было. Это связано с тем, что Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области указанный вид ТСР в ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» не поставлены.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ответчиков, которые факт обязанности предоставления Глухову Г.А. ТСР в виде подгузников и факт непредставления ему данного ТСР за период с 15.03.2013 по 01.06.2013 года не оспорили, указав, что Глухов Г.А. будет обеспечен ТСР в виде подгузников по мере их поступления в ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» после заключения государственного контракта на поставку подгузников.
Однако вышеуказанные доводы ответчиков суд считает необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов в зависимости от каких-либо условий, в том числе в зависимости от исполнения обязанности по своевременному заключению государственных контрактов.
Таким образом, суд считает, что ответчиками допущено неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по организации обеспечения и выдаче технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации инвалида Глухова Г.А., а именно: подгузников за период с 15.03.2013 года по 01.06.2013 года, что влечет за собой нарушение прав инвалида, гарантированных государством, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области поставить подгузники в ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти».
Обязать ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти» выдать Глухову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, технические средства реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: подгузники за период с 15.03.2013 года по 01.06.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: