Дело №2-1965/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Кузнецовой С.А. к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Кузнецовой (до брака Захаренко) С.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки <адрес> и администрации <адрес>, с учетом уточнения исковых требований (л.д.76) просил обязать Министерство образования и науки <адрес> включить истицу в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать администрацию <адрес> предоставить Кузнецовой С.А. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Кузнецова С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Захаренко Л.А. решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 25.10.1995г. была лишены в отношении нее родительских прав, отец Захаренко Александр Иванович умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилого помещения за истицей не закреплялось, своего собственного жилья истица не имела и не имеет, с 2005года проживает и желает в дальнейшем постоянно проживать в <адрес>, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также <адрес> № от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» истица подлежит включению Министерством образования и науки <адрес> в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а администрацией <адрес> ей должно быть предоставлено жилое помещение.
Истица Кузнецова С.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что проживала в <адрес>, с раннего возраста осталась без попечения родителей. Её отец умер 25.04.1995г., мать в 1995 году была лишена в отношении нее родительских прав и она была помещена сначала в Рыбинский детский дом, а затем Лебяжинскую специальную коррекционную школу-интернат в <адрес> на полное государственное обеспечение. После окончания в 2005году этой школы она поступила в ПУ-76 в <адрес>, во время обучения вступила в брак с Кузнецовым М.А. и с 2005 года стала проживать с ним в квартире его матери в <адрес>. До настоящего времени она проживает с мужем и двумя детьми у свекрови по указанному адресу, своего собственного жилья никогда не имела и не имеет, по месту жительства также нигде не зарегистрирована. Выявлена она как сирота была она на территории <адрес>, поскольку до 1995 года проживала с родителями в <адрес>, который входил в состав <адрес>. Там же она была поставлена на учет как ребенок сирота нуждающаяся в жилье. С 2005года она неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства <адрес> о предоставлении жилья, однако безрезультатно. В 2007 году она обратилась по вопросу предоставления жилья как, оставшейся без попечения родителей в органы опеки и попечительства администрации <адрес>, однако документы у неё не приняли, мотивируя тем, что в <адрес> у неё прописки нет и выявлена была на территории <адрес>. В 2009году и в 2012г. администрация <адрес> дважды письмами предлагала ей жилые помещения для проживания, однако от предложенного жилья она отказалась, поскольку это помещения в доме барачного типа, непригодные для проживания с детьми. Кроме того, ее супруг трудоустроен на территории <адрес>, дети посещают детский в <адрес>, поэтому жилье должно быть предоставлено ей по месту фактического проживания.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Кузнецовой С.А. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой по мере подачи соответствующих заявлений. Министерство образования и науки <адрес> ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кузнецова С.А. была выявлена как ребенок-сирота на территории <адрес>, там же была поставлена на соответствующий учет. В соответствии с законодательством детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения. Кузнецовой С.А. предлагались жилые помещения в <адрес>, однако от жилья она отказалась, в связи с чем право на обеспечения жильем она использовала. Доказательств обращения с заявлением в Министерство образования и науки <адрес> о постановке ее на учет не предоставила, на соответствующий учет не поставлена, в связи с чем оснований для предоставления ей жилого помещения по решению суда не имеется. При удовлетворении заявленных требований будут нарушены права других граждан уже включенных в соответствующий список ранее Кузнецовой С.А.. Администрация г.Минусинска наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений только лицам, включенным по решению краевой комиссии в список, формируемый в Министерстве образования и науки <адрес>.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.86-87) в судебное заседание не явился. От представителя Шугалеевой Т.А. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.36), в котором она также просила в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что уществует определенный нормативно-правовыми актами механизм реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, который предусматривает обязательное включение указанной категории граждан в список, формируемый в Министерстве образования и науки Красноярского края. Истица и ее законные представители в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении ей жилого помещения не обращались, в связи с чем право Кузнецовой (Захаренко) С.А. на предоставление ей жилого помещения не может быть реализовано в нарушение установленного порядка обеспечения данной категории лиц, имеющих аналогичный статус и уже включенных в список.
Свидетель К. суду показала, что с 2005 года её сын состоит в фактических брачных отношениях, а с 2009 года в зарегистрированном браке с истицей. В 2005 году истица и сын переехали к ней в квартиру и с этого времени постоянно проживают у неё в <адрес>. В 2007 году у них родился первый ребенок, в 2009году второй. Своего жилого помещения истица не имела и не имеет.
Свидетель Е. суду показала, что является подругой Кузнецовой Г.И, с 2005года знакома с истицей, поскольку она состоит в браке с её сыном Кузнецовым М.А.. Своего жилого помещения истица не имела и не имеет, с 2005 года они проживают у Кузнецовой Г.И. в г.Минусинске.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Кузнецова (до брака Захаренко) С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала в <адрес>. В семилетнем возрасте осталась без попечения родителей, ее отец ХХ. умер ДД.ММ.ГГГГ., мать Х. решением Рыбинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении нее родительских прав. На основании постановления администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ истица была определена на полное государственное обеспечение и направлена в Лебяжинскую специальную коррекционную школу-интернат в <адрес>. После окончания в 2005 году указанной школы истица постоянно проживает в <адрес>, состоит в браке, имеет двух малолетних детей, своего собственного жилья не имела и не имеет, по месту жительства нигде не зарегистрирована.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников судебного заседания и показаниями свидетелей, паспортом и свидетельством о рождении истицы, свидетельством о смерти ХХ., решением Рыбинского районного суда от 25.10.1995г. о лишении Х. родительских прав, постановлением администрации <адрес> края об определении истицы на полное государственно обеспечение, гарантийным письмо № от 16.05.2005г., письмами администрации <адрес>, свидетельством о регистрации брака истицы и рождении детей, справками из детского сада, справками <адрес> края, справкой ПУ-76 <адрес>, ответом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Кузнецовой (Захаренко) С.А..
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях. Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. Включение в указанный список лиц осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан. Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к ответчикам являются обоснованными и правомерными.
Как следует из пояснений истицы и информации администрации <адрес> (л.д.65), в 2001 году истица была поставлена на учет в администрации <адрес> края в качестве нуждающейся в жилье, как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилое помещение ей предоставлено не было. После окончания учебного заведения с 2005 года Кузнецова С.А. постоянно проживает на территории <адрес>, по вопросу предоставления жилого помещения обращалась органы опеки и попечительства <адрес>, однако в соответствующий список Министерством образования и науки она включена не была и жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке. Поскольку с 2005 года истица постоянно проживает в <адрес>, жилое помещение должно быть предоставлено ей на территории <адрес>.
Доводы ответчика о том, что оснований для предоставления истице жилого помещения не имеется, поскольку она отказалась от предоставленных ей в 2009 и 2012 году помещений в <адрес>, суд считает необоснованными, поскольку в силу вышеуказанных положений закона жилое помещение детям оставшимся без попечения родителей подлежит предоставлению по месту их жительства. На момент предложения ей жилых помещений истица уже более четырех лет с супругом и двумя детьми проживала в <адрес>, в связи с чем её отказ от предлагаемых жилых помещений был вынужденным и не может свидетельствовать об отказе в реализации своего права на обеспечение жилым помещением.
С учетом вышесказанного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложения на Министерство образования и науки <адрес> обязанности включить истицу в соответствующий список, а на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края включить Кузнецову С.А. в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Кузнецовой С.А. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2013г.