Дело № 2-760/ 2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2012 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.
при секретаре Кувшиновой А.А.,
с участием сторон:
помощника Гайского межрайонного прокурора Резепкиной М.А.,
представителя администрации МО г.Гай Оренбургской области Нечетова А.Ю., действующего на основании доверенности,
представителя Отдела ЖКХ и КС администрации г. Гая Кицко Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Гай Оренбургской области, Отделу ЖКХ и КС администрации г. Гая о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к устранению нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанными требованиями к администрации МО г.Гай Оренбургской области. Иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что внутриквартальная автомобильные дороги, расположенные в <адрес>, а также автомобильные дороги, расположенные по <адрес> <адрес>, относящиеся к муниципальной собственности муниципального образования город <данные изъяты>, на ряде участков имеют деформации и повреждения дорожного покрытия в виде просадок и пробоин, которые в силу несоответствия требованиям ГОСТа Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» требуют проведения текущего ремонта путем заделки выбоин и просадок.
Определением суда от 02 августа к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел ЖКХ И КС администрации города Гая Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Резепкина М.А. иск поддержала в полном объеме, уточнила требования в части установления ответчику срока приведения автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597 - 93 до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации МО г.Гай Оренбургской области Нечетов А.Ю. исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация г. Гая не является надлежащим ответчиком. В соответствии с п. 1.1 Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая отдел ЖКХ и КС входит в структуру органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Оренбургской области» обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 Положения «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Гай», утвержденного решением Гайского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № 279 муниципальным органом управления в сфере дорожной деятельности является отдел ЖКХ и КС. Отдел ЖКХ и КС является главным распорядителем бюджетных средств. В части содержания автомобильных дорог бюджетные ассигнования выделены отделу ЖКХ и КС. В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от муниципального образования в качестве представителя ответчика муниципального образования о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Представитель Отдела ЖКХ и КС администрации города Гая Кицко Н.А. согласилась с заявленными требованиями, суду пояснила, что в соответствии с Программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы в г. Гае» денежные средства на ямочный ремонт не заложены. В 2013 году планируются работы по ремонту дорог в г. Гае в части устранения ям и выбоин.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в граница) населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктами 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст.6 Устава муниципального образования город Гай, утвержденного Решением Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области от 24.11.2009 года (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальное образование г.Гай имеет статус городского округа (ст.1 Устава). Администрация г. Гай является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению муниципального контроля.
Администрация города Гая осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного решением городского Совета депутатов от 07.06.2011 года №61. Разделом 1 Положения закреплено, что администрация г. Гая обладает правами юридического лица, действует от имени городского округа г. Гай, реализует свои полномочия как непосредственно, через отраслевые органы, так и через муниципальные предприятия и учреждения, иные организации, расположенные на территории города Гая.
Согласно ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..» (в редакции 13.12.2010 N 358-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Статьёй 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение содержания и строительства общих дорог в пределах муниципального округа г.Гай регламентировано положением «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г.Гай», утвержденного Решением Гайского городского Совета депутатов №279 от 14.10.2008 года.
В пункте 2.1 Положения под содержанием дорог подразумевается комплекс работ, в результате которых обеспечивается и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, отвечающее требованиям ГОСТ РФ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Данные комплекс работ включает в себя:
- строительство новых автомобильных дорог;
-реконструкцию, капитальный и текущий ремонты автомобильных дорог;
- работы по текущему содержанию и озеленению дорог;
-мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (организация дорожной разметки, установка, ремонт и замена дорожных знаков, указателей, устройство искусственных неровностей, содержание светофорных объектов и др.)
-работ по обустройству дорог (устройство посадочных площадок и автопавильонов, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей, смотровых ям и эстакад, дорожных ограждений, пешеходных переходов и др.);
-прочие работы: разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза (по усмотрению заказчика), инвентаризация и паспортизация дорог, разработка документации по отводу земель, инженерное и научно-техническое сопровождение проектирования и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог;
-обследование мостовых сооружений, диагностика и оценка состоянии автомобильных дорог;
Основными задачами органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования являются решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение сохранности и развития дорожного движения, улучшение их технического состояния (п.3.1.).
К полномочиям Администрации г.Гая относятся разработка и принятие планов и муниципальных целевых программ развития дорожной инфраструктуры и совершенствования сети автомобильных дорог; осуществление контроля за обеспечением сохранности автодорог; создание реорганизация и ликвидация специализированных организаций, в том числе муниципальных, организующих обслуживание автомобильных дорог, организаций, обслуживающих автодороги; определение порядка деятельности специализированных организаций, организующих обслуживание автомобильных дорог; осуществление контроля за деятельностью специализированных предприятий, организующих обслуживание автомобильных дорог; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; определение уполномоченных органов по организации работ по содержанию и строительству автомобильных дорог в установленном порядке; обеспечение формирования и размещения муниципального заказа на работы по содержанию и строительству автомобильных дорог и иные полномочия.
Муниципальным органом управления в сфере дорожной деятельности является Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая, компетенция которого определятся Положением об отделе (ст.5.1).
Положение об отделе ЖКХ и КС администрации г.Гая утверждено решением Городского Совета депутатов 10.04.2007 года №143.
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая входит в структуру органов местного самоуправления. (п. 1.1)
Отдел является муниципальным казенным учреждением, имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, лицевой счёт по исполнению сметы отдела, финансируется из бюджета г.Гая.(п. 1.2)
Учредителем отдела является Муниципальное образование город Гай.(п. 1.3)
Основными задачами отдела ЖКХ и КС являются решение вопросов в том числе в сфере содержания дорожного фонда. (п. 2.2)
В соответствии с Распределением ассигнований бюджета города Гая на 2012 г. по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в ведомственной структуре расходов, утвержденных решением Гайского городского Совета депутатов от 20.12.2012 года «О бюджете города Гая на 2012 год» Отдел ЖКХ и КС является главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ч. 3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от муниципального образования в качестве представителя ответчика муниципального образования о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Отдел ЖКХ и КС администрации города Гая является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с требованиями статей 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2. ГОСТа Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин иных повреждений затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании п. 2.1.13 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011г. № 613, дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц.
В соответствии с п. 8.3 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. № 78, отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки прокурором организации работы по осуществлению дорожной деятельности были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающиеся в наличии деформаций и повреждений дорожного покрытия в виде выбоин и просадок, а именно:
- между автостоянкой и домом №, расположенным в <адрес> выбоины и просадки дороги:
380 см * 280 см * 10 см (1 цифровое значение - длина; 2 - ширина; 3 - глубина);
130см*90см*6см;
110см*130см*11см;
440см*250см*12см;
450см*270см*13см;
120см*70см*10см;
70см*70см*11см;
280см*260м*12см;
1500 см*280см*16 см;
180см*180см*13см;
1100см* 440см*7-11см;
- между домами № и №, расположенными в <адрес>, выбоины и просадки дороги 400см*340см*16см;
- напротив дома №, расположенного на <адрес>, просадки и выбоины дороги 700см*400см*6см;
- напротив дома. №, расположенного на <адрес>, просадки и выбоины дороги:
700см*350см*13 см;
190см*140см*11см;
200см*180см*12см;
280см*180см*10см;
200см*120см*8см;
160см *130см*10 см;
- напротив <адрес>, расположенного на <адрес>, просадки и выбоины дороги:
200см*170см*12см;
350см*200см*7см;
- напротив <адрес>, расположенного на <адрес>, просадки и выбоины дороги 500см*400см*7см.
На основании ст. 206 ГПК РФ понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит достаточным для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10.12.1996 ░. № 196-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.2003 ░. № 131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 08.11.2007 ░. № 257-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.