Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1192/2019 от 24.06.2019

Дело № 12-1192/2019

РЕШЕНИЕ

           05 сентября 2019 года                                                                               г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Амурские коммунальные системы» Колягиной Т.Е. на постановление старшего государственного инспектора Амурской области по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов по Амурской области от 24 мая 2019 года № 10-23/59, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «Амурские коммунальные системы»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Амурской области по охране окружающей среды от 24 мая 2019 года № 10-23/59 АО «Амурские коммунальные системы» (далее – АО «АКС») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В период с 20 февраля 2019 г. по 20 марта 2019 г. была проведена внеплановая выездная проверка Министерством природных ресурсов по Амурской области в отношении объекта АО «АКС» - модульной котельной, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал.

Проверкой установлено, что:

1. АО «АКС» при осуществлении деятельности на вышеуказанной котельной эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, включающий в себя как минимум 8 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - это 4 БМК Терморобот и 4 площадок ссыпания золы в съемные внешние зольники (места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определены, не обозначены и не оборудованы). При сжигании угля, в процессе эксплуатации котельной, образуется зола. Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов России от 22.05.2017 г. № 242, отходы, образуемые от сжигания твердого топлива (угля) относятся к IV классу опасности – зола от сжигания угля малоопасная (код 61110001404). В нарушение законодательства АО «АКС» при эксплуатации модульной котельной места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определило, не обозначило и не оборудовало, как следствие после наполнения сменные зольники, до момента вывоза, размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей территории угольной золой и угольной пылью.

2. Согласно пункту 1 ст. 14 Федерального закона об отходах, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. АО «АКС» считает, что образуемые отходы котельной относятся к V классу опасности – золошлаковой смеси, практически не опасной от сжигания. Однако отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности АО «АКС» при эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал, не проведено и в ходе проверки не представлено.

3. Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона об отходах предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. В нарушение этой нормы Закона и постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» АО «АКС» не разработало и не представило паспорта отходов I - IV классов опасности.

4. Согласно пункту 1 ст. 19 Федерального закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Соответствующий порядок установлен Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов АО «АКС» при эксплуатации модульной котельной не ведется, журналы учета отходов отсутствуют.

5. В целях размещения отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, на полигоне отходов производства и потребления между АО «АКС» и ООО «Полигон» заключен договор оказания услуг № 48 Т не ТКО (талоны) от 27.12.2018 г., согласно п. 1.2 которого договор заключен в отношении отходов производства и потребления по степени негативного воздействия на окружающую среду: IV - мало опасные. V - практически неопасные отходы. Приложением I к указанному договору установлен перечень отходов, принимаемых на полигон в рамках указанного договора, однако отходы, образуемые от сжигания твердого топлива (угля) - золы, относящейся к IV классу опасности, в данном приложении отсутствует. Срок действия данного договора с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. Фактическое исполнение данного договора АО «АКС» не подтверждено, что делает невозможным установить фактическое размещение на полигоне отходов производства и потребления, образуемых от сжигания твердого топлива (угля) - золы.

6. В нарушение приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» АО «АКС» не представило отчет о результатах производственного экологического контроля по модульной котельной в срок до 25.03.2019 г.

Учитывая вышеизложенное, Министерство природных ресурсов Амурской области усмотрело в действиях АО «АКС» при эксплуатации объекта - модульная котельная, г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (ред. до 07.06.2019 г.) – «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами», выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

АО «АКС» с вышеуказанным постановлением не согласилось, поскольку:

1. Отходы, образуемые при работе модульной котельной, являются не золой, а золошлаковой смесью от сжигания углей не опасной, и относятся к V классу опасности, не к IV классу (приказ Министерства природных ресурсов России от 22.05.2107 г. № 242). Для работы котельной применяется специальный уголь марки ЗБОМ, что подтверждается удостоверением качества. В доказательство чего был представлен протокол испытаний № 28/3д от 02.09.2019 г., проведенных Центром лабораторного анализа и технических измерений по Амурской области (ЦЛАТИ по Амурской области), согласно которому отходы котельной терморобота (проба № 1 лаб. № 58) представляют собой золошлаковую смесь, отнесенную к V классу опасности.

2. Размещение отходов на полигоне осуществляется согласно договору, заключенный с ООО «Полигон», предметом которого является услуги по размещению отходов IV-V класса опасности, не относящиеся к твердым коммунальным отходам. Перечень отходов, принимаемых на полигон в рамках настоящего договора, определен в приложении №1, из которого следует, что в перечень отходов входит и золошлаковая смесь от сжигания углей.

3. Производственный экологический контроль АО «АКС» осуществляется надлежащим образом, поскольку он включает: разработку и утверждение программы производственного экологического контроля; осуществление собственно производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями (в частности, назначение лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и/или организация экологической службы; проведение проб; ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов); документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля; предоставление отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. В материалах дела имеются протоколы испытаний атмосферного воздуха от 14.12.2018 г., 27.12.2018 г., 01.02.2019 г., согласно которых превышений гигиенических нормативов не установлено; кроме того в соответствии с Приказом № 0454-3 от 27.04.2016 г. назначены лица, ответственные за проведения производственного экологического контроля, а также согласно Приказу № 045-1 от 27.04.2016 г. назначены лица, ответственные за охрану окружающей среды.

4. Представление Отчета о результатах производственного экологического контроля не требуется, поскольку котельная была запущена в эксплуатацию по временной схеме на период пусконаладочных работ с 25.12.2018 г., то есть за 5 дней до окончания 2018 года. Также считают, что по итогам выездной внеплановой проверки должностным лицом министерства вынесено 8 постановлений в отношении АО «АКС» о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ на общую сумму 800 000 рублей, по одним и тем же основаниям - только по разным объектам (котельным), хотя проверка проводилась в рамках одного мероприятия, в один и тот же период времени, на предмет соблюдения требований законодательства и иных актов Российской Федерации в деятельности юридического лица, связанной с обращением с отходами, в связи с чем полагают, что в данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества проверенных объектов, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.

Исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 23.29 КоАП РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.2 КоАП РФ. Часть 2 названной статьи уполномачивает рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, старших государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. Постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 г. № 222 Министерство природных ресурсов Амурской области названо исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере недропользования, природопользования, горнодобывающего комплекса (за исключением предприятий угледобывающей промышленности), водных отношений, охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и осуществления государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

Постановлением № 10-23/59 от 24.05.2019 г. о назначении административного наказания старший государственный инспектор Амурской области ЕМ привлекла к административной ответственности АО «АКС» за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, действовавшей в редакции на момент составления протокола № 10-23/58 от 30.04.2019 г. об административном правонарушении АО «АКС» и вынесения названного постановления, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что по итогам выездной внеплановой проверки должностным лицом Министерства природных ресурсов Амурской области было вынесено 8 постановлений в отношении АО «АКС» о назначении административного наказания предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ на общую сумму 800 000 рублей, по одним и тем же основаниям, только по разным объектам - восьми котельным, расположенным по разным адресам в г. Благовещенске. Довод АО «АКС» о том, что проведение проверки в рамках одного мероприятия, в один и тот же период времени, на предмет соблюдения требований законодательства и иных актов Российской Федерации одним юридическим лицом, в отношении обращения с отходами охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества проверенных объектов, в отношении которых были допущены нарушения, - не соответствует действующему законодательству.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Каждое правонарушение имеет свой субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Поскольку действие (бездействие), причиняющее вред общественным отношениям, производится пусть и одним способом, но в разных местах, объективная сторона правонарушений в восьми указанных случаях различная. Кроме того, у административного органа и суда нет оснований и для обращения к части 2 ст. 4.4 КоАП РФ, которая применяется при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

Судом установлено, что основанием для привлечения АО «АКС» к административной ответственности выступили несколько фактов.

1. Невыполнение АО «АКС» при эксплуатации модульной котельной требований по определению, обозначению и оборудованию площадок накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников); как следствие, после наполнения сменные зольники, до момента вывоза, размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей территории угольной золой и угольной пылью.

Из Акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 10-22/6 от 20.03.2019 г. следует, что на территории модульной котельной, расположенной в г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал в ходе визуального осмотра было установлено размещение на прилегающей к БМК Терморобот территории 4 загруженных углем биг-бэгов. Доступ к местам размещения сменных зольников при ссыпании золы и шлака свободен. Территория прилегающей к БМК Терморобот огорожена, доступ ограничен, со стороны разгрузки сменных зольников засыпан мелкофракционным углем и угольной пылью. Вся территория прилегающей БМК Терморобот (как в огороженном периметре, так и за его пределами) засыпана угольной золой и шлаком (загрязнённость высокая), преимущественное скопление угольной золы и шлака наблюдается за БМК Терморобот (высота слоя достигает 50 см). Большая часть кровли БМК Ьерморобот также покрыта угольной золой и шлаком, высота до 25 см. Проверкой установлено, что места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определены, не обозначены и не оборудованы; как следствие, после наполнения сменные зольники до момента вывоза размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей территории угольной золой и угольной пылью.

Согласно п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.2 ст. 51 названного Закона).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах), при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (статья 13.4 названного Закона). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80 были введены в действие Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03, пунктом 3.8. которых установлено, что хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.

Вместе с тем, согласно Отчету АО «АКС» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за котельной 481 квартала, ул. Зеленая, 3, г. Благовещенска за 2018 год в таблице 4.1 «Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» отмечено, что на предприятии нет объекта размещения отходов. Отходы по мере образования передаются в специализированные организации для утилизации, обезвреживания, размещения и т.п.». Материалы, свидетельствующие об использовании АО «АКС» средств пылеподавления в районах размещения сменных зольников до момента их вывоза, в деле отсутствуют.

Следовательно, в условиях отсутствия мест размещения отходов, после наполнения сменных зольников до момента вывоза они размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей территории угольной золой и угольной пылью. Суд соглашается с выводом постановления о том, что данный факт является нарушением со стороны ООО «АКС» ст. 13.4 Федерального закона об отходах и вышеназванных санитарно-эпидемиологических нормативов. Факт бетонирования соответствующих площадок для размещения отходов в рамках исполнения вынесенного предписания не исключает имевшегося правонарушения.

2. Согласно пункту 1 ст. 14 Федерального закона об отходах, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 04.12.2014 г. № 536 утверждены критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Пунктами 3, 4 настоящих Критериев установлено, что отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения ООО «АКС» на момент проверки отнесения угольных отходов к соответствующему классу опасности; результаты заявитель представил только после проведения испытаний № 28/3д от 02.09.2019 г. Центром лабораторного анализа и технических измерений по Амурской области (ЦЛАТИ по Амурской области), согласно которому отходы котельной терморобота (проба № 1 лаб. № 58) представляют собой золошлаковую смесь, отнесенную к V классу опасности.

3. Суд не соглашается с выводом старшего государственного инспектора Амурской области по охране окружающей среды о том, что отсутствие паспорта отходов I – IV классов опасности в отношении вышеназванной котельной считается нарушением со стороны АО «АКС» пункта 3 ст. 14 Федерального закона об отходах и постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности». Учитывая испытания № 28/3д от 02.09.2019 г., проведенные ЦЛАТИ по Амурской области, даже в условиях представления для анализа угля безотносительно к отходам конкретной котельной, доказательств, опровергающих результаты лабораторных исследований об их отнесению к золошлаку V класса опасности, Министерством природных ресурсов Амурской области не представлено.

4. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» устанавливает, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Представитель ООО «АКС» представила статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) за 2018 год, представленные к проверке Министерству природных ресурсов по Амурской области (что подтвердили представители министерства), которые содержат информацию, идентичную вышеназванным приложениям. Также суду были представлены журналы учета отходов по котельным, прямо не запрошенные Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области о проведении внеплановой выездной проверки ООО «АКС» от 13.02.2019 г.

Следовательно, суд не соглашается с выводом, отраженном в постановлении № 10-23/59 о том, что доказательств ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов при эксплуатации модульной котельной ООО «АКС» не представлено, журналы учета отходов отсутствуют.

5. Согласно п. 1.2 договора оказания услуг № 48 Т не ТКО (талоны) от 27.12.2018 г. между АО «АКС» и ООО «Полигон» в отношении отходов производства и потребления по степени негативного воздействия на окружающую среду: IV - мало опасные. V - практически неопасные отходы. В постановлении отмечается, что Приложением I к указанному договору установлен перечень отходов, принимаемых на полигон в рамках указанного договора; однако отходы, образуемые от сжигания твердого топлива (угля) - золы, относящейся к IV классу опасности, в данном приложении отсутствуют, что делает невозможным установить фактическое размещение на полигоне отходов производства и потребления, образуемых от сжигания твердого топлива (угля) – золы. С учетом испытаний № 28/3д от 02.09.2019 г., проведенных ЦЛАТИ по Амурской области, согласно которым отходы котельной терморобота (проба № 1 лаб. № 58) представляют собой золошлаковую смесь, отнесенную к V классу опасности, соответствующий вывод постановления № 10-23/58 не может вменяться в вину АО «АКС».

6. Факт нарушения АО «АКС» приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в части не представления АО «АКС» отчета о результатах производственного экологического контроля по рассматриваемой модульной котельной в срок до 25.03.2019 г. уже оспаривался Министерством природных ресурсов Амурской области; ему дана самостоятельная судебная оценка в решении Благовещенского городского суда от 16.08.2019 г. по делу № 12-1185/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении АО «АКС». Дело было прекращено за отсутствием события административного правонарушения. Следовательно, вопросы сроков в свете порядка представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте: модульная котельная, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал, не могут являться предметом рассмотрения настоящего заседания.

Оценивая в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вина ООО «АКС» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ доказана частично. Суд не соглашается с доказанностью выводов старшего государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды о том, что при сжигании угля, в процессе эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал образуется зола; в нарушение требований пункта 3 ст. 14 Закона об отходах и постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности» АО «АКС» при эксплуатации вышеназванной котельной не разработало и не представило паспорта отходов I – IV классов опасности; не установлено фактическое размещение на полигоне отходов производства и потребления отходов, образуемых от сжигания твердого топлива (угля) – золы; что не представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля до 25 марта 2019 года в отношении вышеназванной котельной; что учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов АО «АКС» при эксплуатации вышеназванного объекта модульной котельной не ведется, журналы учета отходов отсутствуют; что в связи с непредставлением отчета о результатах производственного экологического контроля на котельную до 25.03.2019 ведение производственного контроля в области обращения с отходами АО «АКС» при эксплуатации объекта: модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал не подтверждено и фактически не осуществляется.

В выводе о том, что «в нарушение вышеуказанных требований АО «АКС» при эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал, места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определены, не обозначены и не оборудованы, как следствие, после наполнения сменные зольники, до момента вывоза, размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей угольной золой и угольной пылью» допустимость использования словосочетания «угольная зола» не доказана должностным лицом, вынесшим постановление.

Вместе с тем, существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено. Выявленное правонарушение было верно квалифицировано старшим государственным инспектором Амурской области по охране окружающей среды в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ – «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Представитель ООО «АКС» отметила значительность размера вынесенного в постановлении об административном правонарушении административного штрафа, который по 8 котельным в совокупности составляет 800 000 рублей. ООО «АКС» является арендатором муниципального имущества – теплотрасс, нежилых помещений, зданий, сооружений, накануне отопительного сезона вынуждено закупать уголь на сумму свыше 200 млн. рублей, и вынесенные штрафы для юридического лица обременительны.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Законодатель, установив в ст. 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного административного правонарушения, размера негативных последствий, суд приходит к выводу о том, что назначенный размер административного наказания в установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ пределах 100000 рублей является чрезмерным, высоко обременительным для юридического лица, могущем повлечь к избыточному ограничению имущественных прав и интересов общества, в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, принимая установленные по делу обстоятельства, суд находит возможным снизить размер административного штрафа, наложенного на ООО «Амурские коммунальные системы», ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Амурской области по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов по Амурской области от 24 мая 2019 года №10-23/59, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Амурские коммунальные системы» - изменить:

исключить из мотивировочной части постановления выводы о том, что при сжигании угля, в процессе эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал образуется зола; в нарушение требований пункта 3 ст. 14 Закона об отходах и постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности» АО «АКС» при эксплуатации вышеназванной котельной не разработало и не представило паспорта отходов I – IV классов опасности; не установлено фактическое размещение на полигоне отходов производства и потребления отходов, образуемых от сжигания твердого топлива (угля) – золы; что не представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля до 25 марта 2019 года в отношении вышеназванной котельной; что учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов АО «АКС» при эксплуатации вышеназванного объекта модульной котельной не ведется, журналы учета отходов отсутствуют; что в связи с непредставлением отчета о результатах производственного экологического контроля на котельную до 25.03.2019 ведение производственного контроля в области обращения с отходами АО «АКС» при эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал не подтверждено и фактически не осуществляется.

В выводе о том, что «в нарушение вышеуказанных требований АО «АКС» при эксплуатации объекта модульная котельная г. Благовещенск, ул. Зеленая, 3, 481 квартал, места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определены, не обозначены и не оборудованы, как следствие, после наполнения сменные зольники, до момента вывоза, размещаются на территории произвольно, допускается рассыпание угольной золы из наполненных сменных зольников, что приводит к загрязнению как территории данного объекта, так и прилегающей угольной золой и угольной пылью» словосочетание «угольная зола» заменить «угольными отходами».

Назначить ООО «АКС» административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда                         В.В. Вискулова

12-1192/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
АО АКС
Другие
Колягина Татьяна Евгеньевна
Коннова Виктория Александровна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Вискулова В.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.07.2019Материалы переданы в производство судье
04.07.2019Истребованы материалы
19.07.2019Поступили истребованные материалы
15.08.2019Судебное заседание
05.09.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее