Дело № 2-6527/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халитовой А.Р.,
при секретаре Кинзябузовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черномырдина В.М. к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району, г. Стерлитамак о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Черномырдин В.М. обратился в суд с иском к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району, г. Стерлитамак, в котором просит обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по выкупной цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что он является собственником жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Указанная квартира расположена на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец обратился в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району, г. Стерлитамак с заявлением о предоставление путем выкупа указанного земельного участка, но получил отказ. Причиной отказа послужило то, что спорный земельный участок расположен под многоквартирным домом и должен переходить в общую долевую собственность собственников квартир в многоквартирном доме. Истец полагает, что данные доводы являются несостоятельными и опровергаются заключением МБУ МР Стерлитамакский район РБ «Архитектурно-планировочное бюро» от 22.08.2019 №.
В судебное заседание истец Черномырдин В.М. не явился, извещен судом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Степанов В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации МР Стерлитамакский район РБ не явился, заявлением просили рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель третьего лица – УФСГРК и К не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Согласно статье 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 25 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в указанной статье оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1, на котором основано правовое обоснование оспариваемого решения административного ответчика).
Таким образом, первичным является установление статуса возведенного на земельном участке объекта недвижимого имущества. Только наличие прав на жилое строение, не являющееся самовольной постройкой, порождает право требования предоставления земельного участка для эксплуатации такого здания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании решение Стерлитамакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ., Черномырдин В.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Указанная квартира расположена на земельном участке, с кадастровым номером №, предоставленная Черномырдину В.М. в пользование, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ
Истец обратился в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району, г. Стерлитамак с заявлением о предоставление путем выкупа указанного земельного участка.
Письмом и.о. председателя Комитета-начальника отдела ФИО4 от 02.08.2021 № 1045 Черномырдину В.М. отказано в предоставление в собственность указанного земельного участка. Причиной отказа послужило то, что спорный земельный участок расположен под многоквартирным домом и должен переходить в общую долевую собственность собственников квартир в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Признание объекта недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что он прочно связан с землей и на него оформлен технический, кадастровый паспорт.
Градостроительным кодексом Российской Федерации разделены понятия жилого дома блокированной застройки и объекта индивидуального жилищного строительства.
Жилыми домами блокированной застройки на основании статьи 49 ГрК РФ являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, на основании заключения МБУ МР Стерлитамакский район РБ «Архитектурно-планировочное бюро» от 22.08.2019 № объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства-жилым домом блокированной застройки. Пристроенным к блоку жилому автономному, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, является блок жилой автономный, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, разрешенное использование: эксплуатация жилого помещения и обслуживание прилегающей территории, по адресу: <адрес>. В совокупности блок жилой автономный, расположенный по адресу: <адрес> блок жилой автономный, расположенный по адресу: <адрес>, представляют собой блокированную застройку домами жилыми одноквартирными, то есть застройку, включающую в себя два пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Сведений об установлении охранной зоны не земельном участке не имеется. Вышеуказанный объект недвижимости угрозу жизни и здоровью для граждан не создает, так как конструктивные элементы объекта недвижимости обладают устойчивостью, прочностью, долговечностью, исключающими его несанкционированное разрешение.
При данных обстоятельствах, суд считает отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность земельного участка за плату является незаконным, нарушающим права и законные интересы собственника жилого помещения.
В соответствии с п.п. «а, б» ч.2 Постановления Правительства РБ от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" Определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, в следующих случаях:
- при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РБ от 02.06.2015 N 213)
- при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках из земель населенных пунктов, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
На основании изложенного, суд полагает необходимым признать незаконным отказ Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ о предоставлении в собственность истца за плату земельного участка, возложив на ответчика обязанность оказать истцу муниципальную услугу по предоставлению в собственность за плату земельного участка в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черномырдина В.М. к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по <адрес> о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 02.08.2021 № о предоставлении в собственность Черномырдина В.М. за плату земельного участка с кадастровым номером №
Возложить на Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Стерлитамакскому району, г. Стерлитамак обязанность оказать Черномырдину В.М. муниципальную услугу по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по выкупной цене в размере 3% (трех процентов) от кадастровой стоимости земельного участка в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья А.Р. Халитова