РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2015 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ермак Л.В.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульгиной Г.В., Шульгина В.Д., Шульгина А.В., Шульгина В.В. к Администрации города Черногорска, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Черногорска», Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании пострадавшими, обязании включить в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Шульгина Г.В., Шульгин В.Д., Шульгин А.В., Шульгин В.В. обратились в суд с указанным иском к Администрации г. Черногорска, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Черногорска», Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, просили признать их пострадавшими в результате последствий пожара, произошедшего в апреле 2015 на территории муниципального образования г. Черногорск; обязать Администрацию г. Черногорска включить истцов в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению; обязать Администрацию г. Черногорска за счет средств федерального бюджета предоставить истцам жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м. согласно нормам предоставления, установленным п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы проживали в жилом доме, расположенном по адресу: ***, поселок ***. Уничтоженный пожаром жилой дом для всех них был единственным местом жительства. В результате пожара дом уничтожен полностью. Согласно информации, представленной Администрацией города Черногорска дом, расположенный по адресу: ***, попал в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Определением суда от 07.08.2015 прекращено производство по делу в части, в связи с отказом от иска истцов Шульгиной Г.В., Шульгина В.Д.
В судебном заседании истцы настаивали на исковых требованиях и доводах, изложенных в заявлении.
Представитель Администрации г. Черногорска Жибинов К.В., действующий на основании доверенности, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители ответчиков Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Черногорска», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167, ст. 263 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, представителя Администрации г. Черногорска, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из копий паспортов истцов, справки Администрации г. Черногорска от 10.02.2015, справок ОУФМС России по Республике Хакасия в г. Черногорске от *** Шульгин А.В. зарегистрирован по адресу: ***, 36-3, с 19.12.1989, Шульгин В.В. – с 10.01.2003.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по состоянию на 12.01.1990 следует, что владельцами указаны: Голикова Е.М., Голиков А.П., Шульгина Г.В., Шульгин В.Д.
Согласно справке Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от 14.04.2015 по адресу: ***, пос. ***, расположен жилой дом, числящийся на имя Голиковой Е.М., Голикова А.П., Шульгиной Г.В., Шульгина В.Д. (л.д. 67).
Из кадастровой выписки от *** следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, п. 8 шахты, ***, имеет кадастровый номер *** (л.д. 56).
Из ответа Администрации г. Черногорска № 1394 от 08.06.2015 следует, что разрешение на строительство дома не выдавалось.
Права на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***, ***, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органах технической инвентаризации не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями Росреестра по Республике Хакасия от 20.04.2015, 05.06.2015, справкой Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от 14.04.2015.
Жилых помещений в собственности Шульгина А.В., Шульгина В.В. не имеется, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями Управления Росреестра по *** от *** № 19-00-4001/5001/2015-3311, № 19-00-4001/5001/2015-3318, 19-00-4001/5001/2015-3311. Доказательств обратного в материалы дела в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Из Акта обследования объекта от 15.04.2015, Акта обследования утраченного имущества первой необходимости от 15.04.2015, справки ОНД *** УНДПР ГУ МЧС России по *** от *** *** следует, что 12.04.2015 расположенный по адресу: ***, пос***, жилой дом и находящееся по указанному адресу имущество первой необходимости полностью сгорели.
29.05.2015 истцы обратились в Администрацию г. Черногорска с заявлением о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Решением Администрации г. Черногорска от 29.05.2015 в удовлетворении заявления истцов отказано в связи с тем, что заявителями не представлены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и земельный участок.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12.04.2015 был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 12.04.2015 № 1486-п на территории г. Черногорска с 13-00 час. 12.04.2015 введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению Администрации г. Черногорска от 16.04.2015 № 1531-п жилой дом, расположенный по адресу: ***, ***, включен в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования г. Черногорск, возникшей в результате пожара, произошедшего 12.04.2015.
Исковые требования истцов о признании пострадавшими, об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241 "Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" утвержден "Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 N 429 (в ред. от 16.07.2015) утверждены "Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры" (далее – Правила № 429).
В силу п. 5 Правил № 429 предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий пожаров, включая реализацию мер поддержки граждан, утративших жилые помещения в результате пожаров, с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о предоставлении жилого помещения, либо о строительстве жилого дома, либо о проведении капитального ремонта поврежденного жилья;
б) наличие утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальными органами Федеральной миграционной службы списков граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, и соответствующих требованиям пунктов 4 и 7 настоящих Правил;
в) наличие проектной сметной документации, утвержденной в установленном порядке, в отношении объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, финансирование строительства которых осуществляется за счет трансфертов.
Согласно п. 11 Правил № 429 меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
В силу п. 6 Правил № 429 меры поддержки граждан, которым утраченное жилье было предоставлено по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, а также граждан, не являющихся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.
При этом факт постоянной регистрации Шульгина А.В., Шульгина В.В. в утраченном в результате пожара жилом помещении подтверждается копиями их паспортов, справкой Администрации г. Черногорска от 18.04.2015, справками ОУФМС России по Республике Хакасия в г. Черногорске от *** (л.д. 11, 12, 20).
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, пострадавшим в чрезвычайной ситуации является человек, понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане Российской Федерации Шульгин А.В., Шульгин В.В., имеющие постоянную регистрацию в утраченном в результате пожара жилом помещении являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего на территории муниципального образования г. Черногорска, подлежат включению в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию г. Черногорска обязанности предоставить истцам за счет средств федерального бюджета жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м. согласно нормам предоставления, установленным п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561, суд не находит, поскольку действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующими порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлена определенная процедура предоставления этих мер.
В соответствии с п.п. 24-27 Порядка после включения органом местного самоуправления гражданина в соответствующий список данный список подлежит направлению в Аппарат Правительства Республики Хакасия для формирования сводных списков, которые подлежат согласованию с ГУ МЧС России по Республике Хакасия и УФМС России по Республике Хакасия, после чего утверждаются Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Следовательно, в рамках настоящего гражданского дела, когда спор возник между гражданами и органом местного самоуправления в связи с отказом во включении в список пострадавших, основания для возложения на орган местного самоуправления либо на иных лиц обязанности предоставить истцам жилое помещение отсутствуют, права и законные интересы истцов в этой части ответчиками в настоящее время не нарушены.
Кроме того, согласно заявлению истцов от 29.05.2015 истцы просили Администрацию г. Черногорска включить их в список лиц на строительство новых жилых домов взамен утраченных, а не предоставить жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку единственное имеющееся у истцов жилое помещение полностью утрачено в результате чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным в соответствии со ст.ст. 204, 212 ГПК РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199, 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Шульгина А.В., Шульгина В.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего на территории муниципального образования г. Черногорск 12.04.2015.
Обязать Администрацию г. Черногорска включить Шульгина А.В., *** года рождения, Шульгина В.В., *** года рождения, в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Обратить настоящее решение в соответствии со статьями 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Ермак
Мотивированное решение составлено 11.08.2015.