2а-5621/2015
2а-609/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2016 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гаркуши О.М.,
при секретаре – Мельник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, Смертина Е.В., 24.12.2015 г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила суд признать незаконным решение указанного органа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, оформленное письмом № от 02 октября 2015 года и обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть ее заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что причины отказа противоречат п.16 ст.11.10 Земельного кодекса, в которой перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а потому такая причина отказа как «нереализация в установленные сроки права, на основании решения Качинского поселкового Совета от 04.10.2012 г. № 650» со ссылкой на ст.12 Закона Севастополя от 22.06.2014 г. № 46-ЗС, по мнению истца, является незаконной.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска как необоснованного. Считала отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснованным, поскольку оформление права на земельные участки, начатое до принятия ФКЗ от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ, в соответствии со ст.12 Закона Севастополя от 22.06.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Смертина Е.В. обратилась в Управление земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
04.02.2015 г. письмом ответчика № схема была возвращена истцу для устранения замечаний в ее оформлении\л.д.10\.
После устранения замечаний, истец повторно обратилась к ответчику по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка.
Письмом от 02.10.2015 г. № истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине того, что в установленные в решении Качинского поселкового Совета от 04.10.2012 г. № сроки для разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка истец свое право не реализовала\л.д.6\.
В письме ответчика от 02.10.2015 г. содержится ссылка на ст.12 Закона Севастополя от 22.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно которой завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.
Разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в <адрес> дано Смертиной Е.В. 31.01.2011 года Решением № шестой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета\л.д.7\.
Согласно п.2 Решения Качинского поселкового Совета Смертиной Е.В. предписано в срок до 01.02.2012 г. через лицензированную землеустроительную организацию выполнить проект отвода с установлением границ и площади в натуре (на местности) указанного земельного участка и предоставить соответствующие материалы в Качинский поселковый Совет для принятия решения в установленном порядке.
Таким образом, спор сторон в данном административном деле сводится к действительности разрешения на разработку документации по землеустройству, выданного истцу Решением Качинского поселкового Совета 31.01.2011 года, в связи с чем, суд считает необходимым исследовать законодательство, регламентирующее вопрос передачи земель в собственность граждан.
Согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего, суд применяет к спорным правоотношениям действующее на момент их возникновения законодательство.
В соответствии с положениями частей, 1-3 статьи 116 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины), граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом.
Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами установлен ст.118 ЗК Украины.
Согласно частям 6 и 7 ст.118 ЗК Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства, в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и ее ориентировочные размеры. К ходатайству добавляются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае исключения земельного участка, который находится в пользовании других лиц).
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дают разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка или предоставляют мотивированный отказ в его предоставлении.
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года № 3/93 «О границах районов г.Севастополя» утверждены границы Ленинского, Гагаринского, Балаклавского и Нахимовского районов.
Согласно Генеральному плану города Севастополя до 2025 года, утвержденным Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Нахимовского района города Севастополя.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольским городским Советом в силу п.12 Переходных положений ЗК Украины, а не Качинским поселковым Советом.
Следовательно, принятое неправомочным органом, вышедшим за пределы своих полномочий Решение Качинского поселкового Совета № от 31.01.2011 года, являясь ничтожным, не влечет юридически значимых последствий в виде возникновения у истца права на составление проекта землеустройства, а для государственных органов – обязанности по утверждению данного проекта.
Кроме того, согласно ст.12 Закона Севастополя от 22.07.2014 г. № 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.
Как следует из вышеприведенной нормы Закона Севастополя, ею предусмотрено наличие двух решений органа местного самоуправления относительно права лица на земельный участок. Как установлено в судебном заседании, в отношении истца было принято только одно решение - Решение Качинского поселкового Совета № № от 31.01.2011 года «О даче согласия Смертиной Е.В. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в <адрес>», что также подтверждает обоснованность отказа в утверждении представленной истцом схемы расположения земельного участка в порядке завершения процедуры оформления права на земельные участки, предусмотренном ст.12 Закона Севастополя от 22.07.2014 г. № 46-ЗС.
При таких обстоятельствах отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> следует признать правомерным, а исковые требования не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного рассмотрения, в связи с чем в их удовлетворении суд отказывает.
На основании ст.4 ГК РФ, ст. 116,118 ЗК РФ, ст.12 Закона Севастополя от 22.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», руководствуясь ст. 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -