Решение по делу № 2-830/2017 ~ М-822/2017 от 28.08.2017

                                                                                             Дело № 2-830/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск                                     16 ноября 2017 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретаре Мисюра Е.С.,

с участием представителя истца Субочевой Л.В., представителя ответчика Администрации МО «Кабанский район» Зачиняева И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Сухинское» об обязании ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Сухинское» об обязании до 01.11.2017 года ликвидировать накопления твердых коммунальных отходов и мусора на земельном участке, который расположен справой стороны с. Сухая в 500 метрах от автомобильной дороги с. Оймур-с. Заречье в географических координатах площадью около 1-1,5 га. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в области обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления выявлено захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, а именно накопление отходов в несанкционированном месте на территории МО СП «Сухинское», площадь которой составляет около 1-1,5 га. Администрация МО СП «Сухинское» не принимает мер к ликвидации накоплений отходов в несанкционированном месте. Неисполнение администрацией МО СП «Сухинское» требований закона, выразившееся в непринятии мер по ликвидации накоплений твердых коммунальных отходов в несанкционированных местах на территории сельского поселения нарушаются интересы не только жителей МО СП «Сухинское», но и прилегающих к нему поселений Кабанского района, то есть интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Определение суда от 10 октября 2017 года по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация МО «<адрес>», в качестве третьего лица Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

Представитель процессуального истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала, просила обязать всех ответчиков солидарно очистить от захламления земельный участок и ликвидировать свалку, уточнив при этом срок исполнения - до 01.07.2018 года. Дополнительно пояснила, что полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отнесены на муниципальные образования района без ограничения. В связи с тем, что администрации МО «Кабанский район» выделялись денежные средства на уборку несанкционированных свалок в с. Сухая, администрация МО «Кабанский район» в том числе должна нести обязательства по ликвидации и данной свалки.

Представитель ответчика МО СП «Сухинское» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, при этом просила о рассмотрении в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно представленному 16 ноября 2017 года заявлению, не возражает против изменения сроков исполнения решения суда по иску прокурора Кабанского района о ликвидации свалки в с. Сухая до 01 июля 2018 года.

     В другом судебном заседании представитель ответчика МО СП «Сухинское» - глава администрации Клишко А.А. иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от06.10.2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» п. 18 ч.1 ст. 14, Уставом МО «Сухинское» п.18 ст. 2 к вопросам местного значения поселения относится – участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Пояснила, что в рамках своих полномочий поселение осуществляет сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на площадку, предоставленную администрацией района, т.е. данная свалка является санкционированной, то есть разрешенная органом местного самоуправления территория для размещения твердых коммунальных отходов, но не обустроенная в соответствии с требованиями. Согласно Уставу, действующему законодательству ликвидация несанкционированной свалки не входит в полномочия поселения, и в 2017 году поселение вывозило мусор на представленный администраций МО «Кабанский район» участок для временного складирования отходов.

Представитель соответчика администрации МО «Кабанский район» Зачиняев И.О., действовавший на основании доверенности от 18.07.2017 года исковые требования не признал. Свалка МО СП «Сухинское» была образована в 2014 году. До 2015 года ликвидация несанкционированных свалок лежала на поселениях. С 2015 года полномочия по ликвидации перешли в Правительство Республики, район и поселение принимали участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно сложившейся практике вопросами о ликвидации свалок разрешаются поселениями районов. Считает, что утилизировать свалки должны не только муниципальные образования но и Министерство природы Республики Бурятия.

В другом судебном заседании представитель соответчика администрации МО «Кабанский район» Родионова Н.А., действовавшая на основании доверенности от 27.07.2017 года исковые требования не признала, пояснив, что в полномочия администрации МО «Кабанский район» не входит ликвидация несанкционированных свалок на территории района. При этом выделялись ли денежные средства администрацией МО «Кабанский район» на данные цели в 2017 году администрации МО СП «Сухинское» пояснить затруднилась.

В судебное заседание представители третьего лица – Министерства природных ресурсов не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом удовлетворив требование прокурора в отношении муниципалитета. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В другом судебном заседании представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Исаков А.В., действовавший на основании доверенности от 30.05.2016 года пояснил, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Поддерживает представленный в письменной форме отзыв по исковому заявлению. При этом пояснил, что в 2015-2016гг. администрации МО «Кабанский район» выделялись средства на ликвидацию свалок, в 2017 году также выделялись субсидии на ликвидацию свалок, однако мер ни администрацией МО «Кабанский район», ни поселением предпринято не было. Правительством и министерством по состоянию на 2017 год неоднократно приняты меры по организации деятельности муниципалитетов, связанной с ликвидацией свалок в Кабанском районе.

В другом судебном заседании представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Трофимова С.М., действовавшая на основании доверенности от 12.04.2017 года поддержала представителя Исакова А.В.. дополнительно пояснила, что для того, чтобы разрешить ситуацию по ликвидации несанкционированных свалок Правительством РБ в рамках общественной инфраструктуры органам местного самоуправления позволено тратить деньги еще дополнительно на мероприятия о ликвидации свалок, в частичности на Кабанский район выделено 23 миллиона рублей. Кабанский район заключил с Правительством РБ соглашение и в перечень мероприятий они могли бы поставить ликвидацию свалки, в том числе и в МО СП «Сухинское», но районом этого сделано не было. То есть Правительством Республики Бурятия был создан механизм, деньги были доведены, соглашение было заключено, но Кабанский район не принял меры по ликвидации несанкционированных свалок. Представленный отзыв поддерживает, просит удовлетворить исковые требования прокурора Кабанского района РБ.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной прокуратурой Кабанского района проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в области обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления выявлено захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, а именно накопление отходов в несанкционированном месте на территории МО СП «Сухинское», площадь которой составляет около 1-1,5 га, на участке, который расположен справой стороны с. Сухая в 500 метрах от автомобильной дороги с. Оймур-с. Заречье в географических координатах ". Администрация МО СП «Сухинское» не принимает мер к ликвидации накоплений отходов в несанкционированном месте.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среде».

Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и почву.

В силу ст. 8, ч.1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органом местного самоуправления городских и сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.4.1 закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 10 апреля 2015 года № 217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации, обезвреживании и захоронении в 2015-2016гг. возложена на администрации муниципальных образований в Республике Бурятия.

Судом установлено, что постановлением администрации МО «Кабанский район» № 133 от 24 января 2014 года утвержден акт обследования и выбора земельного участка, формируемого для временного размещения и складирования твердых бытовых отходов, общей площадью 0,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: РБ, Кабанский район, в 2000 метрах на юго-запад от с. Сухая.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015г. № 26П?, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, порчу земель и иное негативное воздействие на земли.

Федеральный закон от 25.10.2001г. № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» прямо указывает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжениями ими. Органам местного самоуправления предоставлены права (правообладатель) предоставлять земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; заключать в отношении таких земельных участков договоры мены, соглашение об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков; на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков; на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, в соответствии с Земельным кодексом.

В данном деле таким правообладателем являются органы местного самоуправления (муниципалитет).

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к в поросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, в связи с чем распоряжением Правительства РБ от 10.04.2015г. № 217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения в 2015-2016гг. возложена на администрации муниципальных образований в Республике Бурятия.

Согласно пункту 7.8. «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществить заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых находятся эти отходы. В данном деле, суд приходит к выводу, что таким собственником являются органы местного самоуправления.

В 2017 году Правительством с участием Министерства природных ресурсов приняты меры по внесению изменения в Закон РБ от 21.12.2016г. № 2212-V «О республиканском бюджете на 2017г. и на плановый период 2018-2019гг». Предусмотрены методики распределения субсидий, согласно которым субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования    мероприятий на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов на территориях городских округов, поселений. Постановлением Правительства РБ от 28.03.2017г. № 118 внесены изменения в постановление Правительства РБ от 10.09.2009г. № 337 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в РБ на развитие общественной инфраструктуры, на кап.ремонт…, жилищно-коммунального хозяйства». Правилами предусмотрено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования мероприятий… на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов… на территориях городских округов, поселений.

Из представленных материалов усматривается, что Правительством Республики Бурятия с МО «Кабанский район» заключено соглашение о предоставлении субсидий на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культур, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и доведены средства республиканского бюджета в размере 23383,5 тысяч руб. согласно представленной выписке.

Согласно Постановлению Правительства от 31.10.2017г. № 524 о внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016г. № 393 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе и раздельного) на территории Республики Бурятия» приняты меры, согласно которым в Республике Бурятия в рамках участия в организации сбора твердых коммунальных отходов органы местного самоуправления выявляют и ликвидируют места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на земельных участках, не предназначенных для этих целей, на территории городских округов, поселений в пределах выделенных субсидий в соответствии с постановлением Правительства РБ от 10.09.2009г. № 337 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в РБ на развитие общественной инфраструктуры… жилищно- коммунального хозяйства» (пункт 12.1.4).

Согласно письму заместителя руководителя администрации МО «Кабанский район» по ЖКХ и строительству Плюснина А.С. работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов в рамках субсидии на реализацию мероприятий по развитию общественной инфраструктуры на территории поселений Кабанского района в 2017 году не проводились.

В связи с чем суд учитывает, что Администрацией МО «Кабанский район» не принимаются надлежащие меры, направленные на устранение негативной ситуации, сложившейся на территории муниципального образования МО СП «Сухинское» в сфере складирования, хранения бытовых отходов, а также по контролю за ликвидацией несанкционированных свалок, несмотря на представленные Правительством субсидии, что затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, так как наличие на территории муниципального образования свалки, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности, представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, противоречит целям и задачам администрации поселения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к ответчику администрации МО СП «Сухинское» и соответчику администрации МО «Кабанский район» о ликвидации несанкционированной свалки на территории с. Сухая подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Сухинское», администрации МО «Кабанский район» об обязании в срок до 01 июля 2018 года солидарно ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Кабанский район» и администрацию МО СП «Сухинское» в солидарном порядке в срок до 01 июля 2018 года принять меры по ликвидации на территории земельного участка, расположенного справой стороны с. Сухая в 500 метрах от автомобильной дороги с. Оймур-с. Заречье в географических координатах несанкционированной свалки

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                          В.С. Герасименко

2-830/2017 ~ М-822/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кабанского района
Ответчики
МО СП Сухинское
Администрация МО "Кабанский район"
Другие
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Герасименко Виктория Сергеевна
Дело на странице суда
kabansky--bur.sudrf.ru
28.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2017Передача материалов судье
30.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2017Подготовка дела (собеседование)
19.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2017Дело оформлено
19.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее