Дело № 2-271/13
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2013 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Г.Н. Осколковой
при секретаре Л.О. Остапенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алырчикова ФИО5, Алырчиковой ФИО6 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ занимают ведомственное жилое помещение по <адрес> на условиях социального найма.. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает им право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Они обратились с заявлением о приватизации в ФГКУ «Сибирское ТУИО», ФГКУ «Центррегионжилье», приложив все необходимые документы. Указанными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность. Просят признать за ними в равных долях за каждым право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную в <адрес>.
Истцы Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, настаивают на их удовлетворении.
Представители ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 2-ого отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Учитывая мнение истцов, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.
Выслушав истца Алырчикова А.И., Алырчикову Г.Ф., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Основаниями для возникновения права на приватизацию жилого помещения согласно ст. 2 Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Они вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истцы Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. зарегистрированы и проживают в квартире, № расположенной в военном городке <адрес> Алтайского края по <адрес>.
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> района Сибирского военного округа, <адрес> предоставлена Алырчикову А.И. на состав семьи из четырех человек (Алырчиков А.И., его жена – Галина Фатеевна, сын – Володя, дочь - Оля (так в документе).
Как следует выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем <адрес>, является истец Алырчиков А.И., лицевой счет открыт на него. Совместно с истцом, по данному адресу зарегистрирована: его жена – Алырчикова Г.Ф.
Как следует из заявления на передачу в собственность квартиры в многоквартирном доме, Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. изъявили желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение.
По смыслу ст. 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилья, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Только после соблюдения этой процедуры присвоения статуса служебного жилого помещения жилое помещение могло быть предоставлено в качестве такового по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Из смысла вышеуказанного следует, что служебные жилые квартиры при установлении им такого статуса должны быть свободными.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ № судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Анализируя нормы жилищного законодательства, а, также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно прийти к выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Между тем, как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом администрации <адрес>, в документах архивного фонда администрации <адрес> горисполкома «Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним» за ДД.ММ.ГГГГ года, администрации <адрес> «Постановления главы администрации города» за ДД.ММ.ГГГГ годы сведения о включения <адрес>, находящейся по адресу: <адрес> число служебных жилых квартир <адрес> гарнизона, отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент предоставления спорного жилого помещения Алырчикову А.И. оно являлось свободным, решение местной администрации о включении его в число служебных отсутствовало, изначально жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма.
Статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Суд установил, что <адрес> не имеет статус служебного жилого помещения, занимается истцами на условиях договора социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р <адрес> Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ Алтайский край исключен.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за <адрес> Квартирно-эксплуатационной части, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Алтайском крае.
Из сообщения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует.
Из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № по <адрес>, внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом в котором проживают истцы по <адрес>.
Тип федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из изложенного, истцами Алырчиковым А.И., Алырчиковой Г.Ф. правомерно заявлен иск к привлеченным к участию в деле ответчикам.
Согласно ответа ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» № от ДД.ММ.ГГГГ Алырчикову А.И., Алырчиковой Г.Ф. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не делегированы.
Между тем, оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения, предусмотренного ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в судебном заседании не установлено, а именно: спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является комнатой в общежитии, в доме расположенном в закрытом военном городке, а также не является служебным жилым помещением.
Ответчики в соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) не представили суду возражений относительно заявленных истцами требований и доказательств в обоснование данных возражений, что суд расценивает как отсутствие таковых.
Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин может только один раз, данное правило закреплено в статье 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено, что истцы Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. ранее не принимали участия в приватизации и у них отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждается справками №, № от ДД.ММ.ГГГГ Алейского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, уведомлениями №, № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о наличии объектов недвижимости.
Согласно выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Алырчиков А.И., Алырчикова Г.Ф. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время.
То есть на 1991 года - момент введения в действие Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы постоянно проживали на территории <адрес> на территории закрытого военного городка, место жительства не меняли, в связи с чем не усматривается возможность участия в приватизации на территории иного субъекта Российской Федерации.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с Примерным Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальной хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
-заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
-документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
-справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
-в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Данные документы имеются в материалах дела. Истцы изъявили желание участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения.
Между тем, как отмечено выше, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» отказало в заключении договора о передачи квартиры в собственность.
Ссылка ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о ненаделении их полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поскольку в настоящее время не создано соответствующей организации, которая бы была наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений, не принимается судом во внимание, так как в качестве ответчиков по делу участвуют Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
На основании изложенного суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно позиции истцов о возложении понесенных судебных расходов на них, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не взыскивает оплаченную государственную пошлину с ответчиков в пользу истцов.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7, ░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░9, ░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.