Решение по делу № 2-826/2016 ~ М-857/2016 от 22.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                22 декабря 2016г.            

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А.

при секретаре Дечковой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Солодких И.В. об очистке порубочных остатков в лесном массиве и возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений

у с т а н о в и л:

    

В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что Солодких И.В. совершил незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере при следующих обстоятельствах.

В период времени с <данные изъяты> до <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Солодких И.В. совершил незаконную рубку <данные изъяты> деревьев породы лиственница общим объемом <данные изъяты> куб.м., <данные изъяты> деревьев породы береза в объеме <данные изъяты> куб.м. в <адрес> участкового лесничества территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Заларинскому лесничеству, причинив своими умышленными действиями материальный ущерб государству Российской Федерации на территории муниципального образования «Заларинский район» в размере <данные изъяты>.

Постановлением Заларинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Солодких И.В. в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, то есть в совершении незаконной рубки лесных насаждений в крупном размере, прекращено на основании ст. 28 УПК РФ, ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации виновные в нарушении лесного законодательства несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленные нарушения и причиненный этими лицами вред.

В соответствии со ст.ст.100, 101 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Согласно информации начальника Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству до настоящего времени порубочные остатки с места незаконной рубки лесных насаждений в <адрес> участкового лесничества не убраны, что может способствовать возникновению и распространению лесных пожаров.

Несвоевременная очистка лесосеки от порубочных остатков, имеющая большое противопожарное значение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.     

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 г. № 138 (Приложение № 1).

Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011г. №948.

В соответствии с Положением о Службе по охране и использованию животного мира на территории Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.07.2012г. № 397-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011г. №948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком Солодких И.В. вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в <адрес> участкового лесничества Территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Заларинскому лесничеству, причинен вред охотничьим ресурсам в размере <данные изъяты>., что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области. В соответствии с ч. 3 ст.ст.78 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Таким образом, поскольку до настоящего времени вред, причиненный Солодких И.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий площадью <данные изъяты> га в <адрес> участкового лесничества Территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Заларинскому лесничеству не возмещен, ущерб, охотничьим ресурсам и среде их обитания в вышеуказанном размере должен быть взыскан в судебном порядке.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ст.25 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целя размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст.48 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с требованиями ст.333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Тем самым, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Согласно п. 6 ст. 46 БК РФ, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ст.ст. 1, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит обязать Солодких И.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уборку порубочных остатков в лесном массиве <адрес> участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, образовавшихся в результате совершенного им преступления, путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров и взыскать в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерб, причиненный лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов в размере <данные изъяты>.

По требованию в части возложения обязанности на ответчика произвести уборку порубочных остатков в лесном массиве прокурор отказался от заявленного требования, в связи с добровольным исполнением требований ответчиком, также в письменном заявлении указал, что требования ст.39, 173 ГПК РФ ему известны и понятны.

Отказ принят судом.

В судебном заседании участвующий помощник прокурора Кулаков А.В. поддержал исковые требования, с учетом отказа и доводы изложенные в заявлении в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик Солодких И.В. признал исковые требования в полном объеме, представил письменное заявление в котором указал, что положения ст.39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны, что при признании иска ответчиком и принятии этого признания судом, иск подлежит удовлетворению, признание иска является добровольным.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в своем отзыве, представленном в суд указал, что полагает требования по иску подлежащими удовлетворению, так как в соответствии с положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В соответствии со статьей 3 того же Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды, согласно положениям статьи 4 Федерального закон № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с законодательством о животном мире компенсации подлежит вред, причиненный объектам животного мира и среде обитания животных. Законодательство о животном мире не содержит характеристики вреда, причинение которого дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на животный мир, совершенное с нарушением установленного порядка пользования животным миром и повлекшее качественное изменение его состояния. Нарушение среды обитания животных выражается в форме уничтожения кормовых баз, загрязнения водных объектов и иного ухудшения среды обитания, которое может повлечь причинение вреда животному миру. В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» обязательным условием гражданско-правовой ответственности пользователей животным миром за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания, является вина причинителя вреда. Отступлением от принципа виновной ответственности за причинение вреда животному миру и среде его обитания, закрепленного в комментируемой статье, является правило, закрепленное в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с названной статьей возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с комментируемым Федеральным законом такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов. Закон «Об охоте» является специальным по отношению к Федеральному закону «О животном мире», следовательно, подлежит приоритетному применению. Возмещение ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, может осуществляться как на основе принципа вины, так и по принципу ответственности независимо от вины в порядке действия статьи 1079 ГК РФ. В соответствии со статьями 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В соответствии с нормами ФЗ «Об охоте» (ст.1,7) охотничьими угодьями являются территории в границах, которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, то есть к охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства. Также статьями 56,57,58 указанного закона предусмотрено, что споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов. Так, Приказом Минприроды России от 08.12.2011г. № 948 утверждены Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ основными принципами лесного законодательства являются, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с пунктом 1 указанных Правил установлены единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Пунктом 39 тех же Правил предусмотрено, что невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также загрязнение лесов промышленными и иными отходами не допускается. Лица, допустившие нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.53). Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417) также предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков. Требования об очистке мест рубок от порубочных остатков одновременно с рубкой лесных насаждений содержится в пункте 61 Правил заготовки древесины (утв. приказом Рослесхоза от 01.08.2011г. № 337). Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Выслушав участвующих лиц, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Статья 39, 173 ГПК РФ предусматривают, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением, при этом суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В ходе рассмотрения дела от ответчика Солодких И.В. поступило заявление о признании иска в полном объеме, при этом ответчику разъяснены и понятны положения ст.39, 173 ГПК РФ и поскольку судом не установлено нарушений закона, а также нарушения прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиками в силу чего заявленные требования истца подлежат удовлетворению без исследования представленных доказательств.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом требований закона и исходя из заявленных истцом требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере <данные изъяты> из расчета требований ст.333.19 ч.1п.1 НК РФ

     На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Солодких И.В. об очистке порубочных остатков в лесном массиве и возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Взыскать с Солодких И.В. в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерб, причиненный лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в <адрес> участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству в размере <данные изъяты>

Взыскать с Солодких И.В. государственную пошлину в доход муниципального образования «Заларинский район» в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Судья Е.А. Егорова

2-826/2016 ~ М-857/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заларинского района Иркутской области
Кулаков Алексей Владимирович
Ответчики
Солодких Игорь Владимирович
Другие
Служба по охране и использованию животного мира Иркутской облати
Суд
Заларинский районный суд Иркутской области
Судья
Егорова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
zalarinsky--irk.sudrf.ru
22.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2016Передача материалов судье
23.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2017Дело оформлено
16.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее