Решение по делу № 2-859/2020 ~ М-435/2020 от 07.02.2020

№2-859/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Яцуковой А.А..,

при секретаре Гаджигайыбовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Город Астрахань» к Ращепкиной ФИО8 об освобождении самовольно занятого земельного участка,

у с т а н о в и л:

Истец Администрации г. Астрахани обратилась в суд с иском к Ращепкиной Е.Л. об освобождении самовольно занятого земельного участка, указав, что во исполнение полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля по защите муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области не использования земель, возложенных на Управление муниципального контроля города Астрахани в соответствии с Постановлением администрации города Астрахани №3622 от 07.06.2016 «Об утверждении Положения об управлении муниципального контроля администрации города Астрахани и его отделах проведено обследование земельного участка, расположенного по <адрес>.

По результатам проведенного обследования земельного участка по <адрес> от <дата обезличена> установлено, что с юго-западной стороны земельный участок с кадастровым номером <№> увеличен (самовольно занят) на 191 кв.м., используется как единое целое, участок огорожен, доступ ограничен.

Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 667 кв. м, с разрешенным видом использования - для эксплуатации жилого дома, принадлежит на праве собственности Ращепкиной Е.Л. Предусмотренные законодательством Российской Федерации права на земельный участок площадью 191 кв.м. у Ращепкиной Е.Л. отсутствуют.

На самовольно занятом муниципальном земельном участке размещены строительные материалы (лес, кирпич), железнодорожные шпалы, металлолом. Кроме того, доступ на муниципальный земельный участок ограничен установленным Ращепкиной Е.Л. металлическим ограждением (из профнастила белого цвета).

Постановлением <данные изъяты> о назначении административного наказания от <дата обезличена> по делу <№>, Ращепкина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена <данные изъяты>.

В ходе проведения проверки управлением муниципального контроля МО «Город Астрахань» также было установлено, что согласно постановлению <данные изъяты> от <дата обезличена> <№>, предварительно утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с кадастровым номером <№>, площадью 976 кв.м. по <адрес>, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома), путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№>

Пунктом вторым вышеуказанного постановления Ращепкиной Е.Л. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образуемого в результате перераспределения земельного участка и обратиться с заявлением в <данные изъяты> об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. После внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке площадью 976 кв.м. по <адрес> заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 980 кв.м., поставлен на кадастровый учет <дата обезличена>, имеет статус «временный», дата истечения временного характера - <дата обезличена>. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Однако, вопреки указанным требованиям в постановлении <данные изъяты> от <дата обезличена> <№>, Ращепкиной Е.Л. соглашение о перераспределении земельного участка не заключалось, что подтверждается письмом <данные изъяты> от <дата обезличена>.

Таким образом, при проведении обследования было установлено, что Ращепкина Е.Л. нарушила земельное законодательство путем самовольного занятия земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью 191 кв.м., а также использования его без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

В связи с чем истец просил суд с учетом изменения исковых требований в окончательной редакции обязать Ращепкину Е.Л. освободить муниципальный земельный участок, путем демонтажа объекта в легких металлических конструкциях - ангара, расположенного между земельным участком с КН <№> по <адрес> и земельным участком с КН <№> площадью 426 кв.м по <адрес>.

Судом в качестве третьих лиц привлечены смежный собственник земельного участка Помогаев И.В., Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.

В судебном заседании представитель истца Администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Литвинова А.М. поддержала измененные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик Ращепкина Е.Л., её представитель по доверенности Ибрагимова П.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Помогаев И.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Предстатели третьих лиц Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд с учетом мнения участвующих лиц определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Предоставление земельных участков осуществляется путем оформления соответствующих документов землепользования.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1, 2 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Частями 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Самовольное занятие земельного участка предполагает вступление в фактическое владение участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится в суд с требованием об освобождении самовольно занятого земельного участка и возврате земельного участка из чужого незаконного владения.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17.05.2018 № 52 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань».

Администрация МО «Город Астрахань» является распорядителем вышеуказанного земельного участка, находящегося на территории МО «Город Астрахань», как это указано в п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ и подтверждается Генеральным планом развития территории города Астрахани, утвержденный решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17.05.2018 №52.

Предоставление земельных участков осуществляется путем установленных законом правил проведения процедуры и оформления соответствующих документов землепользования.

В судебном заседании установлено, что во исполнение полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля по защите муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области не использования земель, возложенных на Управление муниципального контроля города Астрахани в соответствии с Постановлением администрации города Астрахани №3622 от 07.06.2016 «Об утверждении Положения об управлении муниципального контроля администрации города Астрахани и его отделах проведено обследование земельного участка, расположенного по <адрес>.

По результатам проведенного обследования земельного участка по <адрес> от <дата обезличена> установлено, что с юго-западной стороны земельный участок с кадастровым номером <№> увеличен (самовольно занят) на 191 кв.м., используется как единое целое, участок огорожен, доступ ограничен.

Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 667 кв. м, с разрешенным видом использования - для эксплуатации жилого дома, принадлежит на праве собственности Ращепкиной Е.Л. Предусмотренные законодательством Российской Федерации права на земельный участок площадью 191 кв.м. у Ращепкиной Е.Л. отсутствуют.

Постановлением <данные изъяты> от <дата обезличена> по делу <№>, Ращепкина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. <данные изъяты>, согласно которому на земельном участке по <адрес>, площадью 191 кв.м., Ращепкиной Е.Л. установлено ограждение (забор).

Предписаниями <данные изъяты> от <№> Ращепкиной Е.Л. необходимо устранить нарушения.

Определением <данные изъяты> от <дата обезличена> по делу <№>срок исполнения предписания продлен до <дата обезличена>

В ходе проведения проверки управлением муниципального контроля МО «Город Астрахань» также было установлено, что согласно постановлению администрации МО «Город Астрахань» от <дата обезличена> <№>, предварительно утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с кадастровым номером <№> площадью 976 кв.м. по <адрес>, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома), путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№>

Пунктом вторым вышеуказанного постановления Ращепкиной Е.Л. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образуемого в результате перераспределения земельного участка и обратиться с заявлением в филиал <данные изъяты> об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. После внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке площадью 976 кв.м. по <адрес> заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 980 кв.м., поставлен на кадастровый учет <дата обезличена>, имеет статус «временный», дата истечения временного характера - <дата обезличена>. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Между Администрацией г. Астрахани и Ращепкиной Е.Л. заключено соглашение <№> от <дата обезличена> о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 980 кв.м., в соответствии с постановлением <данные изъяты> <№> от <дата обезличена> Разница в площади образуемого земельного участка с кадастровым номером <№> и перераспределяемым земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 313 кв.м. Увеличение площади земельного участка осуществляется за плату. Соглашение зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области <дата обезличена>

В соответствии с выписками ЕГРН по состоянию на <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 980 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 426 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 554 кв.м., расположенные по <адрес> и <адрес> соответственно, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежат Ращепкиной Е.Л. на основании договора купли-продажи от <дата обезличена> и соглашения <№> от <дата обезличена>

Из материалов дела судом установлено, что на земельном участке, расположенным между земельным участком с кадастровым номером <№> по <адрес> и земельным участком с кадастровым номером <№>, площадью 426 кв.м. по <адрес>, расположен объект в легких металлических конструкциях – ангар. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от <дата обезличена>

Из пояснений ответчика Ращепкиной Е.Л. следует, что данный ангар принадлежит ей, в настоящее время ею предпринимаются меры к оформлению самовольно занятого земельного участка, на котором расположен ангар, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№>

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права истца, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.62 ЗК РФ на основании решения суда, лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений).

При таких обстоятельствах, анализируя заявленные требования истца, суд полагает доводы истца заслуживающими внимания, поскольку данный объект размещен ответчиком самовольно на не предоставленном для этих целей земельном участке, в связи с чем, требования истца об освобождении земельного участка, подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования Администрации г. Астрахани подлежат удовлетворению, а истец был освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то суд считает подлежащим взысканию с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░░ 426 ░░.░. ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.09.2020 ░░░░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░

2-859/2020 ~ М-435/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Город Астрахань"
Ответчики
Ращепкина Елена Львовна
Другие
Помогаев Иван Власович
Управление муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань"
Шавлакова Тамара Александровна
Управление Федеральной службы гос. регистрации кадастра и картографии по АО
Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань"
Озерцовская Татьяна Сергеевна
Ибрагимова Полина Герейхановна
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Яцукова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky--ast.sudrf.ru
07.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
15.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее