Решение по делу № 12-25/2018 от 27.04.2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Турунтаево                                                                                24 мая 2018 года

Судья Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Туравинина Ю.Ю. рассмотрев в судебном заседании жалобу директора МОУ «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» Рожковой Н.В. на постановление №03-1721 от 20 апреля 2018 года заместителя начальника отдела Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении МОУ «Нестреровская средняя общеобразовательная школа» к административной ответственности по ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 20 апреля 2018 года МОУ «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, МОУ «Нестеровская СОШ» в лице директора Рожковой Н.В. подало жалобу, в которой указывает, что с постановлением не согласна, просит его отменить. Жалоба мотивирована следующим. В штате МОУ «Нестеровская СОШ» имеется должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность – завхоз ПВГ, который прошел обучение по дополнительным образовательным программам, имеет допуск, согласно которого имеет право отвечать за обеспечение безопасности дорожного движения. Полагает, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех, из них, которые занимают должности, упомянутые в Приложении №1 к Положению №13/11. Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" выделяет две категории юридический лиц: юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п.1 данной статьи, и юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения. Сопоставление содержания данных норм, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не только всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Поскольку вышеуказанным Федеральным законом N 196-ФЗ не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов, полагает, что в данном вопросе необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства, в частности ст.ст. 784-785 ГК РФ, согласно которых под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом понимаются перевозки юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определений пункт назначения. В связи с чем, аттестация, по мнению заявителя, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны. Также заявитель указывает, что из содержания п. 7 и п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, следует, что Квалификационные требования, как и Положение №13/11 применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Полагает, что для юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у них работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями не является обязательным. Деятельностью, которую осуществляет МОУ «Нестеровская СОШ» является: основное общее и среднее общее образование. МОУ «Нестеровская СОШ» не является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов, в связи с чем, по мнению заявителя, не является субъектом вменяемого правонарушения.

В судебном заседании директор МОУ «Нестеровская СОШ» Рожкова Н.В. жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.

Представитель Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кравцов А.Г. возражал против удовлетворения жалобы, считая ее необоснованной, по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. Профессиональные и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 №287. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, в том числе предприниматели, самостоятельно управляющие транспортным средством при осуществлении такой деятельности, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. В гражданском кодексе перевозка рассматривается исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений. Вместе с тем, перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени, с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Пунктом 4 ст. 20 Федерального закона 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд). Заявитель фактически осуществляет в процессе своей хозяйственной деятельности перевозку пассажиров по дорогам общего пользования, его сотрудники являются участниками дорожного движения, осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, следовательно, обязан выполнять требования вышеперечисленных актов при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. При этом назначение таких перевозок (для собственных нужд или для иных нужд) правового значения не имеет. Данные доводы также подтверждаются разъяснениями Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ, а также сложившейся судебной практикой, например: решение Верховного суда Республики Марий Эл по делу №7р-420, решение Можгинского районного суда Удмуртской республики по делу №12-193/17, решение Варгашинского районного суда Курганской области по делу №12-28/2016. Просит жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемое постановление – без изменения.

Выслушав, участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, нахожу указанную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Из материалов дела усматривается, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Байкальским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводилась проверка в отношении МОУ «Нестеровская СОШ», в результате которой были выявлены следующие нарушения:

- несоответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям: отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», а также отсутствует диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Ответственное лицо - ПВГ;

- несоответствие контролера технического состояния автотранспортных средств профессиональным и квалификационным требованиям: отсутствует диплом по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также отсутствует диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Ответственное лицо - ПВГ

По результатам проведенной проверки в отношении МОУ «Нестеровская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ года был составлен протокол об административном правонарушении о привлечении МОУ «Нестеровская СОШ» к административной ответственности по ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Рассмотрев указанный протокол и материалы об административном правонарушении заместитель начальника отдела Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кравцов А.Г. вынес постановление о привлечении МОУ «Нестреровская СОШ» к административной ответственности по ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Согласно ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам влечет назначение административного наказания.

Субъектом указанного правонарушения являются юридические лица, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Вина МОУ «Гремячинская СОШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки были выявлены вышеуказанные нарушения, которые директором школы не оспариваются.

Согласно выписки из Приказа МОУ «Нестреровская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ лицом ответственным за обеспечение требований безопасности дорожного движения, организацию работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, для обеспечения безопасности передвижения школьного автобуса назначен завхоз ПВГ, на которого также возложена обязанность контролера технического состояния школьного автобуса.

Доказательств того, что ПВГ соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, а именно о наличии у него диплома о высшем образовании по направлению соответствующей подготовки, о наличии у него диплома о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации не представлено.

Доводы директора МОУ «Нестреровская СОШ» о том, что учреждение осуществляет образовательную деятельность и не является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов не обоснованы по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения" основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим автотранспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ ОТ 28.09.2015 №287, К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

В пункте 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим автотранспортом предусмотрены следующие требования к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" <1>, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; либо наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Пунктом 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 предусмотрено, что Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по соблюдению требований безопасности дорожного движения, предусмотренных в п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", возникает у любого юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, в том числе и для собственных нужд.

Установлено, что МОУ «Нестреровская СОШ» в процессе свой хозяйственной деятельности фактически осуществляет перевозку пассажиров (учащихся) по дорогам общего пользования, его сотрудники являются участниками дорожного движения, т.е. осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в связи с чем должно выполнять требования, возложенные вышеуказанными нормами, при осуществлении своей деятельности. При этом назначение таких перевозок (для собственных нужд или иных нужд) не имеется правового значения.

Факт совершения МОУ «Нестреровская СОШ» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, путевыми листами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом дорожной безопасности МОУ «Нестеровская СОШ», водительским удостоверением водителя ЧИД, свидетельством о регистрации транспортного средства – автобуса.

Ссылка МОУ «Нестеровская СОШ» на Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденных приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 необоснованна, поскольку заявителю не вменяется нарушение указанного порядка, кроме того, приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ н указанные положения признаны утратившими силу.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, виновность МОУ «Нестеровская СОШ» в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия МОУ «Нестеровская СОШ» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в соответствии с санкцией указанной статьи.

Срок давности привлечении к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения дела должностным лицом не истек.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, каких-либо нарушений материального и процессуального права должностными лицами, влияющих на правильность рассмотрения дела не установлено.

руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта№03-1721 от 20 апреля 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                       Ю.Ю. Туравинина

12-25/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МОУ "Нестеровская СОШ"
Другие
Рожкова наталия Васильевна
Кравцов А.Г.
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Статьи

ст. 12.31 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
27.04.2018Материалы переданы в производство судье
24.05.2018Судебное заседание
25.05.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.05.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2018Вступило в законную силу
19.07.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее