Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-190/2013 ~ М-181/2013 от 06.05.2013

№ 2-190/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Пряжа 05 июля 2013 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Нестеровой О.В.,

с участием представителя истца Ивановой Т.В. – Кутузовой С.В.,

представителя ответчика – <данные изъяты> Гапеева О.В.,

представителя третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартыновой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Ивановой Т.В. к Администрации Крошнозерского сельского поселения об оспаривании решения жилищно – бытовой комиссии, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Иванова Т.В. обратилась в суд с данным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику заявление о принятии ее на учет для получения жилой площади, так как является пенсионером, инвалидом 2 группы, вдовой ветерана Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно – бытовой комиссии администрации Крошнозерского сельского поселения (протокол ) истице отказано в постановке на очередь на улучшение жилищных условий. Иванова Т.В. считает отказ ответчика в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, истица просит признать незаконными действия жилищно – бытовой комиссии администрации Крошнозерского сельского поселения по отказу ДД.ММ.ГГГГ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика признать ее нуждающейся в жилом помещении, представляемом в договору социального найма, и поставить на учет.

Истец Иванова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и о месте рассмотрения дела надлежаще извещена.

Представитель истицы Ивановой Т.В. - Кутузова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, уточнив их, просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, выраженное в протоколе совместного заседания жилищно – бытовой комиссии и администрации Крошнозерского сельского поселения, об отказе в принятии Ивановой Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать администрацию Крошнозерского сельского поселения признать Иванову Т.В. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принять Иванову Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с ее проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Представитель ответчика – <данные изъяты> Гапеев О.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Ивановой Т.В. по основаниям, указанным в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 99-100).

Представитель третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, в суде не возражала против удовлетворения исковых требований Ивановой Т.В.

Третьи лица - Фофанова Л.П., Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 53 ЖК РФ, закрепляющая последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, 21 июня 2011 г. N 782-О-О, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Иванова Т.В., являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и постоянно проживает в деревянном неблагоустроенном жилом доме по адресу: <адрес>. Дом 1968 года постройки.

Согласно Выписке из ЕГРП Управления Росреестра по РК от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> в настоящее время на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Фофановой Л.П.

ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.В. в жилищно – бытовую комиссию при администрации Крошнозерского сельского поселения направлено заявление о принятии ее на учет для получения жилой площади по тем основаниям, что «в связи с преклонным возрастом (86 лет) и плохим состоянием здоровья (инвалид 2 группы) стало трудно жить в неблагоустроенном доме, не в состоянии приносить и выносить воду, дрова на две печки; зимой приходиться топить по два раза в сутки, т.к. дом очень холодный, тепло практически не держится, температура на полу не выше 10-13 градусов, туалет на улице). Иванова Т.В. на основании ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Республики Карелия от 28.07.2010г № 1414-ЗРК просила внести на обсуждение жилищно– бытовой комиссии администрации поселения ее просьбу о принятии на учет для получения жилой площади.

В соответствии с протоколом совместного заседания жилищно – бытовой комиссии и администрации Крошнозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.В. решено отказать в постановке на очередь на улучшение жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а также по причине того, что процент физического износа жилого дома незначительный – 37%, и обеспеченность площадью жилого помещения на члена семьи значительно превышает учетную норму, принятую в Пряжинском районе, - 14,0 кв.м./чел. -34, 05 кв.м/чел. Также сделан вывод о том, что Ивановой Т.В. совершено намеренное ухудшение своих жилищных условий (ст. 53 Жилищного кодекса РФ), поскольку ДД.ММ.ГГГГ Иванова Т.В. подарила жилой дом <данные изъяты> Фофановой Л.П.

Согласно представленному стороной истца строительно-техническому заключению ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не пригоден для проживания на основании п. 33 части 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, в связи с выявленными вредными факторами среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: снижения в связи с длительным сроком эксплуатации до недопустимого уровня надежности несущих и ограждающих конструкций дома; отсутствия возможности поддержания параметров микроклимата жилого помещения, обеспечивающих соблюдение необходимых санитарно – эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Конструктивные элементы дома имеют общий физический износ на время обследования 52, 3%, в том числе фундамент – 60%, стены-65%, чердачное перекрытие- 60%, полы с несущими балками над подпольем – 65%. Проведение реконструкции (капитального ремонта) деревянного дома для устранения всех выявленных нарушений нормативных требований технически сложно и экономически нецелесообразно.

Суд берет за основу указанное заключение строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика доводов в опровержение выводов данного заключения суду не представлено.

Свидетель А. в суде показал, что Иванова Т.В. постоянно проживает по адресу: <адрес>. Дом Ивановой Т.В. старый, сырой и холодный, поскольку стоит на болоте, дом построен из старых бревен, печка перекошена, в полах щели.

Свидетель Б. пояснила, что бабушка Иванова Т.В. постоянно проживает в своем доме в <адрес>. Данный дом очень холодный, в полу щели, второго пола нет, дом стоит на болоте, поэтому даже летом необходимо топить печку, на бревнах плесень. Произведенный в доме ремонт (замена шифера на крыше и установка на окнах стеклопакетов) не помог: в доме все равно сыро и холодно. Несмотря на то, что формально Иванова Т.В. подарила дом <данные изъяты> Фофановой Л.П. (<данные изъяты>), она продолжает проживать в указанном доме и желает проживать там и дальше.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилое помещение Ивановой Т.В. по адресу: <адрес> является непригодным для проживания в настоящее время и было непригодным для проживания на дату обращения истицы (ДД.ММ.ГГГГ) к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Факт перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> от Ивановой Т.В. к Фофановой Л.П. не повлек за собой изменение фактических жилищных условий истца.

Указанное свидетельствует об отсутствии умышленных действий со стороны истца Ивановой Т.В. с целью ухудшения жилищных условий для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

В силу пункта 7 указанного Положения признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно пунктам 42, 46, 47, 52 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.    По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, заявление Ивановой Т.В. должно было быть рассмотрено в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Как следует из материалов дела, в установленном данным Положением порядке, который определяет все действия органа местного самоуправления, носящие обязательный характер и последовательность их совершения, заявление Ивановой Т.В. не было рассмотрено.

Заявление Ивановой Т.В. в комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ответчиком направлено не было; решение о соответствии жилого помещения Ивановой Т.В. требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания не принималось. Как указал в судебном заседании <данные изъяты> Гапеев О.В., решение об отказе Ивановой Т.В. в постановке на очередь на улучшение жилищных условий было принято на основании данных технического паспорта на <адрес>, 1968 года постройки, о том, что физический износ указанного жилого дома составляет 37%.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь положениями ст.40 Конституции Российской Федерации, декларирующими право каждого на жилище и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создать условия для осуществления права на жилище, а также ст.51 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ, выраженное в протоколе совместного заседания жилищно – бытовой комиссии и администрации Крошнозерского сельского поселения, об отказе в принятии Ивановой Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Обязать администрацию Крошнозерского сельского поселения принять Иванову Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с ее проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 05.07.2013г.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2-190/2013 ~ М-181/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Татьяна Васильевна
Ответчики
администрация Крошнозерского сельского поселения
Другие
Фофанова Людмила Павловна
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Кутузова Светлана Владимировна Юридический центр "Союз"
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
06.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2013Передача материалов судье
08.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2013Судебное заседание
19.06.2013Судебное заседание
05.07.2013Судебное заседание
05.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2013Дело оформлено
13.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее