Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2662/2011 от 16.06.2011

Дело №2-2662/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова А. Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка,

установил:

Александров А.Н. обратился в суд с требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1 800 кв.м, по адресу: <адрес> указав, что незаконными действиями Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области было нарушено его право как инвалида по общему заболеванию на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании Александров А.Н. и допущенный к участию в деле в качестве его представителя Александров В.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, указав, что земельный участок по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в этой связи ему необоснованно отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А. заявленные требования не признала, пояснив, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обоснованно отказал истцу в предоставлении спорного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, поскольку участок находится в пределах территории археологического наследия, а также расположено в непосредственной близости об объекта культурного наследия «<данные изъяты> которые приняты на государственную охрану, проведение строительных работ по возведению индивидуальных жилых домов на этой территории запрещается как объекта культурного наследия федерального значения.

Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по культуре Деверилин А.Ю. суду пояснил, что требования Александрова А.Н. являются необоснованными, поскольку спорный земельный участок находится на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты> проведение строительных работ по возведению индивидуальных жилищных домов на территории которого запрещается как объекта культурного наследия федерального значения.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Централизованной религиозной организации «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее по тексту - Смоленская епархия) Баган В.В. суду пояснил, что объект культурного наследия федерального значения <данные изъяты> является крупным духовным центром и местом паломничества православных христиан; на основании принятого <данные изъяты> решения о строительстве на территории объекта комплекса зданий религиозного назначения подано заявление в Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области об осуществлении выбора земельного участка в городе Смоленске, <данные изъяты> с предварительным согласованием места размещения на нем объекта капитального строительства <данные изъяты>. Действующим законодательством предусмотрена передача объекта культурного назначения <данные изъяты> как объекта религиозного назначения в безвозмездное пользование <данные изъяты>

Представители третьих лиц администрации г.Смоленска, Центра по охране и использованию памятников истории и культуры в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, имеющие историко-культурную ценность, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Александров А.Н., являясь <данные изъяты>, 05 октября 2010 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность бесплатного для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью 800 кв.м, представив схему места его расположения напротив <адрес> (л.д.10, 12, 36).

По правилам ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.

Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст.1 ЗК РФ, ст.ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ).

По смыслу статей 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенных статьями 25 и 33 Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В связи с обращением Александрова А.Н. Департаментом имущественных и земельных отношений в адрес Департамента Смоленской области по культуре был направлен запрос (л.д.34) по вопросу выдачи заключения о возможности формирования земельного участка, расположенного в городе Смоленске <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Из содержания сообщения Департамента Смоленской области по культуре следует, что земельный участок входит в границу территории объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> принятых на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года №624 (л.д.40).

Письменным сообщением Департамента имущественных и земельных отношений от 26 октября 2010 года истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка на том основании, что земельный участок находится в границах территории объектов культурного наследия федерального значения <данные изъяты> включенных постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года №624 в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пп. 4, 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в п. 4 настоящей статьи; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

В силу ст. 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 94, 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, используются строго в соответствии с их целевым назначением. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Частью 4 ст. 99 ЗК РФ предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В силу ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. При этом необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм права, земельные участки в пределах территории и охранных зон памятников культуры-объектов исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо нового строительства, кроме работ по сохранению данных памятников и (или) их территории.

Правовой режим содержания охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года №624.

Территория охранной зоны вокруг памятников федерального значения, в пределах которой не могут допускаться работы, причиняющие ущерб памятникам, установлена историко-архитектурным и историко-археологическим опорными планом, утвержденным решением <данные изъяты>

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в пределах территории распространения памятника федерального значения - культурного слоя г. Смоленска, в непосредственной близости объекта культурного наследия <данные изъяты> принятых на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года № 624 (л.д. 26, 48-51).

Поскольку спорный земельный участок расположен в пределах территории культурного слоя города, который является памятником археологии федерального значения, принят на государственную охрану и относится к специальной категории земель историко-культурного значения, то он ограничен в использовании.

Использование территории памятника взаимосвязано с религиозным назначением объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> (л.д.90). <данные изъяты> подано заявление в Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области об осуществлении выбора земельного участка в городе Смоленске, <адрес> и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - <данные изъяты>л.д. 91-92).

Следовательно, входящий в пределы территории распространения культурного слоя города Смоленска, а также расположенный в непосредственной близости к памятнику культуры <данные изъяты> земельный участок подлежит использованию в качестве объекта единого назначения. При этом передача объекта культурного наследия «<данные изъяты> в безвозмездное пользование <данные изъяты> предусмотрена в порядке, определенном Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

При указанных обстоятельствах суд считает, что предоставление рассматриваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства является нарушением действующего законодательства, поскольку названный земельный участок имеет особый режим использования, расположен на территории распространения памятника федерального значения - культурного слоя города Смоленска; предоставление данного земельного участка в частную собственность для строительства нового жилого дома противоречит целям и особому режиму его использования.

То обстоятельство, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года № 490, спорный земельный участок относится к территориальной зоне Ж1 не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку при использовании земельных участков предусмотрены ограничения на территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 4 Правил землепользования и застройки г. Смоленска (в ред. от 09.11.2010 года) в случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены на территории с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, и требований, указанных в п/п 1 и 2 п. 2 настоящей статьи. При этом более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.

Действия Департамента имущественных им земельных отношений по отказу в предоставлении истцу в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес> основаны на законе также по тому основанию, что спорный земельный участок частично расположен в зоне рекреационного назначения, не допускающей строительство жилых домов.

Решением <данные изъяты> утверждены карты градостроительного зонирования, согласно которым устанавливаются границы территориальных зон.

Карта градостроительного зонирования, утвержденная <данные изъяты>, содержит отображение границ 2 примыкающих друг к другу территориальных зон - зоны жилой застройки и зоны рекреационного назначения (л.д. 17).

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с кодовым обозначением Ж1 и зоне рекреационного назначения с кодовым обозначением Р5 (открытые пространства, активно используемые населением в рекреационных целях). Граница территориальных зон Ж1 и Р5 проходит таким образом, что участок становится расположенным одновременно в границах двух территориальных зон Ж1 и Р5 (л.д.33, 49, 55,17-28), что влечет нарушение положений ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

При таких установленных судом обстоятельствах иск Александрова А. Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес> является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

в иске Александрова А. Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий     К.М.Макарова

2-2662/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Александров Александр Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Другие
Департамент Смоленской области по культуре
Центр по охране и использованию памятников истории и культуры
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
16.06.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.06.2011Передача материалов судье
17.06.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2011Судебное заседание
15.08.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее