РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Давыдовой А.А.
при секретаре Ласковской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Мочалиной Л.В. на действия ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка,
у с т а н о в и л:
Мочалина Л.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором ставит вопрос о признании незаконным решения ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета земельного участка. В обоснование своих требования заявитель ссылается на следующие обстоятельства: решением общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах <данные изъяты>», площадью № кв.м., кадастровый номер №, категория земель - сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства утвержден проект межевания земельного участка, выделяемого в собственность ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8,, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, в счет принадлежащих им № земельных долей.
Мочалина Л.В. обратилась в ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участок площадью № кв.м., образованного в связи с выделом принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на весь земельный участок. Однако, решением ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка было приостановлено, в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в предоставленных документах и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, а также в связи с тем, что предоставленные документы не соответствуют требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таки, Регистрирующим органом, сделан вывод о том, что конфигурация выделяемого земельного участка Мочальной Л.В., препятствует рациональному использованию земель в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Данный вывод сделан в связи с наличием заключения Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес>.
Мочалина Л.В. полагает, вышеуказанное решение о приостановлении кадастрового учета незаконным и нарушающим ее права и свободы, поскольку решение о выделе ей земельного участка принималось в соответствии с требованиями действующего законодательства: а именно принималось решением общего собрания участников долевой собственности, уполномоченных распоряжаться судьбой земельного участка, в том числе в виде определения конкретной конфигурации выделяемых участков. Порядок выделения земельных участков долевой собственности произведен в соответствии с требованиями закона. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мочалина Л.В. просила суд признать незаконным решения ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Обязать ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> возобновить осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО16, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.
Представитель ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес>- ФИО17, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица – Министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на заявление, в котором просил суд рассмотреть заявленные требования в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из представленных материалов следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, уточненной площадью № кв.м., расположенном: <адрес>, в границах <данные изъяты>», с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ Мочалина Л.В. обратилась с заявлением № о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО18
По данному заявлению в соответствии с п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органом кадастрового учета принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления кадастрового учета, по причине не предоставления необходимых для кадастрового учета документов.
Заявителем предпринимались действия, направленные на устранение перечисленных недостатков, повлекших приостановку. Так, из материалов учетного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем представлены дополнительные документы, а именно: межевой план, согласно которому выполнены кадастровые работы, связанные с образованием земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Между тем, по данному заявлению заинтересованным лицом принято обжалуемое решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления, поскольку сведения, представленные в дополнительных документах не устраняют причин приостановления.
В соответствии с п. 1 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Образование земельных участков в счет земельной доли или земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002r. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу ч. 1 ст. 3 Закона об обороте, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона об обороте, основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны, с учетом вышеуказанных положений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, что соответствует положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с представленным проектом межевания предполагается образование в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка, отнесенного к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. При этом конфигурация вновь образованного земельного участка препятствует его рациональному использованию в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается схемой положения образуемого участка в случае выделения земельных участок, графическими материалами межевого плана.
В соответствии с заключением Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № мсх-№, представленным с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемый земельный участок площадью № кв.м., расположенный в центральной части участка с кадастровым номером №, и находящегося в кадастровых кварталах № №, № по адресу: <адрес>, сельское <адрес>, в границах <данные изъяты>», входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель», вышеуказанные земли входят в состав мелиорированных земель.
На основании изложенного Министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес> считает невозможным самостоятельное использование образуемого земельного участка.
В соответствии со ст. 2 Закона о мелиорации, мелиорированные земли -земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия; мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, -насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В силу ст. 28 Закона о мелиорации предоставление гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц). При распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных в земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель.
Таким образом, в результате осуществление кадастровых процедур в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей собственности приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
На основании изложенного, обжалуемое решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от №. № о приостановлении осуществления кадастрового учета и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в снятии приостановления приняты правомерно.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В связи с тем, что решения от 27.10.2014г. № о приостановлении осуществления кадастрового учета и от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в снятии приостановления являются правомерными и обоснованными, права и законные интересы Мочалиной Л.В. не нарушены. Кроме того, в решении, оспариваемом заявителем от ДД.ММ.ГГГГ содержаться рекомендации осуществить процедуру выдела земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства о целевом использовании земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мочалиной Л.В. на действия ФФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес> о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ года
Судья А.А. Давыдова