Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-420/2019 ~ М-353/2019 от 09.07.2019

Гражданское дело 2-420/2019

УИД: 09RS0007-01-2019-000559-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 августа 2019 года                             станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Щербина О.Н.,

при секретаре судебного заседания Батчаеве Р.Х.,

с участием: представителя истца Мурзина А.Т., Чагарова Т.С-А. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Управления лесами КЧР Каитовой А.А. действующей на основании доверенности 4/2019 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Зеленчукского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Мурзина Андрея Тимофеевича к Управлению лесами КЧР о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение.

установил:

Мурзин А.Т. обратился в суд с иском к Управлению лесами КЧР, в котором просит обязать Управление лесами КЧР заключить с ним дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, исключив площадь, находящуюся под линейным объектом, указав кадастровый номер лесного участка площадью <данные изъяты> кв.м., и уменьшив арендную плату пропорционально площади.

В ходе судебного заседания представителем истца, в порядке ст. 39 ГПК РФ были уточнены исковые требования, просил суд: обязать Управление лесами КЧР заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ путем заключения с ним дополнительного соглашения, исключив площадь, находящуюся под линейным объектом, указав кадастровый номер лесного участка , части выделов <адрес> и уменьшив арендную плату пропорционально площади.

В обоснования исковых требований указано, что истец является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение лесного участка: Карачаево<адрес>, кадастровый . По данному участку проложены коммуникации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии от <данные изъяты> до <данные изъяты> м. в зависимости от мощности ЛЭП. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, связанные со строительством зданий и сооружений. Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ охранная зона газопровода высокого давления составляет до 100 метров от оси магистрального газопровода в обе стороны. Учитывая, вышеуказанные правовые нормы арендуемая истцом земля частично оказалась непригодна к использованию, а именно <данные изъяты> кв.м. Данную площадь под линейными объектами истцу удалось вычислить согласно общедоступных данных публичной кадастровый карты, по сведениям которой указанные выше линейные объекты поставлены на кадастровый учет. Линейный объект поставлен на государственный кадастровый учет вследствие проведения процедуры раздела исходного кадастрового , являющегося предметом договора аренды лесного участка. Так согласно сведениям ЕГРН, кадастровый , указанный в договоре аренды установлен в статусе «архивный», а права аренды истца переведены на разделенные участки с кадастровыми номерами и . Указав изложенные обстоятельства, в целях урегулирования возникшего вопроса в досудебном порядке ответчику было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой внести изменения в договор аренды лесного участка, исключив площадь, находящуюся под линейным объектом, указав кадастровый номер лесного участка и, соответственно, уменьшив арендную плату пропорционально площади. На данное заявление получен письменный отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в своём отказе ответчик указывает, что вопрос о многопользовательском использовании лесных участков законодательно урегулирован, в связи с чем заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка не предоставляется возможным. С данной позицией ответчика нельзя согласиться по следующим основаниям. Без ведома и согласия истца, по вышеуказанному земельному участку, был проложен газопровод высокого давления и установлены мачты высоковольтной линии электропередачи. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранные хоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20 до 40 м. в зависимости от мощности ЛЭП. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, связанные со строительством зданий и сооружений. Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.1979 № 341 охранная зона газопровода высокого давления составляет до 100 метров от оси магистрального газопровода в обе стороны. Учитывая, вышеуказанные правовые нормы арендуемая истцом земля частично оказалась непригодна к использованию, а именно под ЛЭП- 0,94 га; под газопроводом высокого давления - <данные изъяты> га. Данную площадь под линейными объектами истцу удалось вычислить согласно общедоступных данных публичной кадастровый карты, по сведениям которой указанные выше линейные объекты поставлены на государственный кадастровый учет и обременены правами третьих лиц. Во время выполнения работ по строительству линейных объектов лесной участок был превращен в огромный строительный полигон с применением тяжелой техники и оборудования. Был уничтожен лесной массив и растительность, дороги и тропинки. Использование указанных частей участка в рекреационных целях стало невозможным. Строительство линии электропередачи и прокладка газопровода на лесных участках в 2011 и 2012 годах проводилась в рамках Федеральной программы «Юг России», предусматривающей развитие рекреационной деятельности на территории Карачаево-Черкесской Республики. Согласно ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных оглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено законом. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда допускается для государственных нужд, в том числе для строительства и эксплуатации линейных объектов, к которым относится строительство газопровода и линии ЛЭП. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации и порядок использования лесов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти. Также стало известно, что Управление лесами КЧР заключило договоры с КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками Зеленчукского лесничества, в границах которого также находится и арендованный истцом лесной участок. Истец не оспаривает настоящим иском факт незаконного построения линейных объектов на арендованном участке лесного фонда, так как ему известно, что указанные объекты были возведены в целях выполнения Федеральной программы «Юг России» и так же в связи с тем, что лесное законодательство позволяет использовать один и тот же лесной участок разными лицам с условием того, что будут установлены различные виды использования участка. Управление лесами не уведомило истца о заключении с подрядной организацией договора постоянного (бессрочного) пользования на проведение работ по установке линейных объектов на территории лесного участка, арендованного истцом, и не согласовало с ним размещение указанных объектов. Без ведома истца изменило предмет заключенного между истцом и Управлением лесами договора аренды и также по настоящее время не предприняло каких-либо действий, чтобы поставить истца в известность о сложившейся ситуации, несмотря на множество явных нарушений со своей стороны по исполнению договора аренды лесного участка, отказало истцу в заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка в части внесения изменения в предмет договора аренды лесного участка, путем исключения из общей площади участка площадью участков, занятых линейными объектами. Согласно действующему лесному законодательству расчет арендной платы напрямую зависит от общей площади арендованного лесного участка, таким образом, размер арендной платы на основании таблицы 11 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №3 10 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» определяется умножением базовой ставки на коэффициенты, учитывающие категорию защитных лесов и целевое назначение лесов, приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования и коэффициента, учитывающего площадь лесного участка:

К2*(Б*К1)*КЗ=А, где

А – ставка лесных податей за 1 гектар участка лесного фонда в год;

Б – базовая ставка лесных податей;

К1 – коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и первой группы;

К2 – коэффициент, учитывающий площадь лесного участка;

КЗ – коэффициент, учитывающий приближенность к дороге общего пользования.

Следовательно, по данной формуле подлежит уменьшение арендной платы при уменьшении площади арендуемого участка. В силу ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебное заседание своевременно и надлежащим образом извещенный истец не явился, направил своего представителя Чагарова Т.С-А., который поддержал исковые требования с учетом уточнения в полном объёме.

Представитель Управления лесами КЧР Каитова А.А. – исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска и пояснила, что на спорном участке действительно проведены линии ЛЭП и ГАЗ для улучшения инфраструктуры. Данные объекты находится на балансе КЧР. В соответствии с лесным законодательством возможно многоцелевое использование лесных участков. Однако на части лесного участка, невозможно возводить объекты для рекреационных целей.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из судебных решений, устанавливающих гражданские права и обязанности. Из положений п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка , согласно которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, лесной участок общей площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> кв.м.), предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположенный по адресу: Карачаево<адрес>, кадастровый . Арендная плата по настоящему договору составляет 32 100 (тридцать две тысячи сто) рублей в год. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, по дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ., от <данные изъяты> года, которое прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ., о замене арендатора ФИО1 на ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому произведена замена арендатора ФИО2 на Мурзина А.Т. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

Из Договора постоянного (бессрочного) пользования лесными участками от ДД.ММ.ГГГГг. следует, Управление лесами КЧР заключило с Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства», по которому уполномоченный орган на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ обязуется представитель лесопользователю в постоянное( бессрочное) пользование, лесные участки в пределах земель лесного фонда, а лесопользователь обязуется принять указанные лесные участки, общей площадью <данные изъяты> га, имеющие адресные ориентиры: <адрес>. Под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейного объекта (строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская-Лунная поляна»).

Из акта натурного технического обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании уточнены материалы лесоустройства и установлено: участок расположен в защитных лесах, категория защитных лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – лесопарковая зона, <адрес> Лесистость муниципального района 36%. Общая площадь лесного участка <данные изъяты> га. Из данного акта следует, что для уточнения площади лесного участка, работниками РГКУ «Зеленчукское лесничество» был произведен выезд на испрашиваемый участок. В ходе обследования было установлено, что при строительстве линейных объектов (ЛЭП) используемая площадь арендованного лесного участка, расположенного на <адрес> уменьшилась с <данные изъяты> гектара до <данные изъяты> гектара, оставшаяся площадь поставлена на кадастровый учет как линейные объекты.

Ранее кадастровый номер лесного участка был , при постановке на учет линейных объектов участок был разделен и имеет два кадастровых номера (площадь-<данные изъяты> га) и линейные объекты ( площадь <данные изъяты> га).

Изменение номера выдела с 41 на 31,35,37произошло из-за введения новых материалов лесоустройства 2016 года.

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым , номер кадастрового квартала , по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., земли лесного фонда, объект недвижимости снят с кадастрового учета – ДД.ММ.ГГГГ, данные о правообладателе отсутствуют.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, следует, что земельный участок с кадастровым , адрес, <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли лесного фонда, образован из земельного участка с кадастровым .

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования, срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда допускается для государственных нужд, в том числе для строительства и эксплуатации линейных объектов, к которым относится строительство газопровода и линии ЛЭП.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ и порядок использования лесов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти.

Договор аренды лесного участка заключен Мурзиным А.Т. в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Через арендованный лесной участок проходит линейный объект (ЛЭП), которому установлена охранная зона. Поэтому площадь арендованного истцом лесного участка уменьшилась и стала <данные изъяты> га, что подтверждено выпиской из ЕГРН.

Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ его площадь составляла <данные изъяты> га, после установления охранных зон на арендованном лесном участке <данные изъяты> га.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

Согласно ст. 612 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.

В силу положений ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Из ч. 4 ст.73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В таблице №11 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в примечании к указанной Таблице №11 указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты: п. «б» коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: свыше 3 километров - 0,5.

Судом достоверно установлено, что после заключения договора аренды лесного участка произошло изменение площади пригодной для использования истцом, в сторону уменьшения.

Соответственно, размер арендной платы должен составлять пропорционально площади лесного участка пригодного к использования в рекреационных целях.

К2*(Б*К1)*К3=А, где А-ставка лесных податей за 1 гектар участка лесного фонда в год;

Б-базовая ставка лесных податей;

К1- коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и первой группы.

К2-коэффициент, учитывающий площадь лесного участка

К3-коэффициент, учитывающий приближенность к дороге общего пользования

Коэффициент, учитывающийся предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.

А=16 050

Б-5350

К1=1

К2=1

К3=3

<данные изъяты> га = 28 886,79 рублей (за площадь пригодную для использования его в рекреационных целях).

Оценив вышеперечисленные, численные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает иск Мурзина А.Т. к Управлению лесами КЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме, по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Мурзина Андрея Тимофеевича – удовлетворить.

Обязать Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, внести изменения в п. 2 раздела I Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между арендодателем Управлением лесами КЧР с одной стороны и арендатором ФИО1 путем внесения изменений в площадь участка с <данные изъяты> га на <данные изъяты> га, местоположение: КЧР<адрес> и кадастровый изменить на кадастровый ; внести изменения в п. 5 раздела II Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между арендодателем Управлением лесами КЧР с одной стороны и арендатором ФИО1 путем внесения изменений арендной платы с 32 100 рублей в год до 28 886,79 рублей в год.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 года.

Судья Зеленчукского районного суда                            О.Н.Щербина

2-420/2019 ~ М-353/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мурзин Андрей Тимофеевич
Ответчики
Управление лесами КЧР
Другие
Чагаров Тохтамиш Сеит-Алиевич
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Щербина Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
zelenchuksky--kchr.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2019Предварительное судебное заседание
08.08.2019Предварительное судебное заседание
22.08.2019Предварительное судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2019Дело оформлено
29.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее