Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1759/2017 ~ М-1609/2017 от 26.10.2017

дело № 2а-1759/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Боровичи 18 декабря 2017 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Карповой Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серякова Александра Анатольевича к Отделу по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский», МО МВД России «Боровичский», начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной Анне Валерьевне о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства,

установил:

Серяков А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указав, что 21 марта 2012 года между ним и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> <адрес><адрес>.

В целях реализации своего права на свободу передвижения и выбора места жительства он, находясь временно в ФКУ ИК<данные изъяты>, 15 марта 2016 года обратился в отделение в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области с нотариально заверенным заявлением о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, и приложил все необходимые документы, в том числе заверенную копию паспорта, в чем ему было отказано. Данный отказ Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области он обжаловал в суд в порядке административного судопроизводства. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19.04.2017 года решение Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области от 21.04.2016 г. №93 признано незаконным, на МО МВД России «Боровичский» (которому на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 года №156 были переданы функции и полномочия в сфере миграции) возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому месту жительства в установленном законом порядке.

Однако начальником отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» было принято решение (повторное от сентября 2017 года – без указания точной даты) об отказе в снятии в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства. Принимая решение, административный ответчик сослался на отсутствие его (Серякова) паспорта в личном деле, находящемся в исправительном учреждении, в котором административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы. Однако, данные выводы являются несостоятельными, поскольку вступившим в законную силу вышеуказанным судебным актом от 19.04.2017 года установлено, что при обращении в миграционную службу 15 марта 2016 года с нотариально заверенным заявлением о его снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес>, он действовал в соответствии с требованиями законодательства, к заявлению им были приложены все необходимые документы, в том числе нотариально заверенная копия паспорта. Оснований для запроса административным ответчиком в ФКУ ИК-<данные изъяты> паспорта на его (Серякова А.А.) имя вообще не имелось, а решение об отказе в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства, является незаконным и подлежит отмене.

Жалоба в порядке подчиненности административным истцом не подавалась. Просит суд признать незаконным решение начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» об отказе в снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> обязать начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» снять Серякова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрировать по новому месту жительства по адресу: <адрес>

В судебное заседание административный истец Серяков А.А., отбывающий наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК<данные изъяты>, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявленные требования поддерживает.

Представитель административного истца Никандров А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что причиной отказа Серякову А.А. в снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и регистрации по адресу согласно договора социального найма, как следует из ответа начальника отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Лазаревой С.В. от 21.04.2016 г. являлось то обстоятельство, что Серяков А.А. не обратился в службу лично, это сделало его доверенное лицо. Ссылок на то, что заявителем документы были представлены не в полном объеме письмо начальника не содержит. Из апелляционного определения Новгородского областного суда от 19 апреля 2017 года также следует, что Серяковым А.А. документы были представлены согласно перечня, и отказ в совершении регистрационных действий признан незаконным. Обращение Серякова А.А. было вновь рассмотрено отделом по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» и причиной отказа послужило отсутствие в личном деле Серякова А.А. паспорта. Считает действия начальника отдела по вопросам миграции Люкиной А.В. незаконными, нарушающими права заявителя, поскольку обращаясь с заявлением, Серяковым А.А. была представлена нотариально заверенная копия паспорта.

Административный ответчик-начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Серяков А.А., обращаясь о снятии с регистрационного учета и регистрации по другому адресу был обязан составить заявление установленной формы и предъявить паспорт. На запрос службы исправительное учреждение ответило, что паспорт Серякова А.А. в личном деле отсутствует, следовательно, может быть утерян. Руководство исправительных учреждений всегда принимает меры к паспортизации осужденных. По какой причине это не сделано в отношении Серякова А.А.-она не выясняла. Также ей неизвестно, почему это обстоятельство не являлось причиной отказа Серякову А.А. ранее.

Представитель второго административного ответчика- МО МВД России «Боровичский» Алексеева О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что отказ отдела по вопросам миграции выполнить регистрационные действия по заявлению Серякова А.А. основаны на законе.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, обжалуемый административным истцом отказ начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной А.В. совершить регистрационные действия, получен им в сентябре 2017 года, соответственно, исковое заявление 26 октября 2017 года подано Серяковым А.А. с соблюдением установленного срока.

Выслушав участников процесса, проверив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства регулируется Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (далее - Административный регламент) регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения. Пунктом 54 Административного регламента установлен перечень административных процедур, в частности, регистрация граждан по месту жительства; снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Как установлено судом, Серяков А.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы, 15 марта 2016 года посредством почтовой связи направил в Отделение в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области нотариально заверенное заявление о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> Одновременно с заявлением им были представлены подлинный договор социального найма жилого помещения от 21 марта 2012 года, заключенный между ним и КУМИ Администрации Боровичского муниципального района, и нотариально заверенная копия паспорта.

Письмом начальника Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Лазаревой С.В. № 93 от 21 апреля 2016 года Серякову А.А. отказано в снятии с регистрационного учета и регистрации по иному адресу, поскольку регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении невозможна, а также не предусмотрен порядок регистрации по месту жительства по доверенности или без личного участия заявителя.

Данный отказ Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Серяков А.А. обжаловал в суд в порядке административного судопроизводства. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19.04.2017 года решение от 21.04.2016 г. №93 признано незаконным, на МО МВД России «Боровичский» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Серякова А.А. о снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому месту жительства в установленном законом порядке.

Письмом начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной А.В., датированным сентябрем 2017 г., Серякову А.А. вновь отказано в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства в связи с тем, что у него отсутствует паспорт, и в настоящее время принять решение по предоставлению государственной услуги невозможно, так как паспорт считается утерянным. Серякову А.А. предложено восстановить паспорт и повторно обратиться в Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету РФ.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 указанного Закона, для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы (заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6), паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию.

При этом заявление, а также иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила регистрации), и в пункте 26 Административного регламента.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

По смыслу части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

В соответствии со ст. 77 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариус свидетельствует верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом ( «Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них», утвержденные Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25.04.2016 г., протокол № 04/16).

Обращаясь с заявлением о предоставлении государственной услуги по снятию с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства, Серяков А.А. представил заверенную нотариусом копию паспорта, что не оспаривается административными ответчиками. При этом доводы руководителя отдела по вопросам миграции Люкиной А.В. о том, что паспорт заявителя утерян, какими-либо доказательствами не подтверждены.

Таким образом, принимая во внимание, что Серяковым А.А. были представлены необходимые документы, наличие у него права быть зарегистрированным по месту жительства в предоставленном по договору социального найма жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные законом и Административным регламентом основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствовали, а Серяков А.А. при обращении с заявлением о снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства действовал в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

             административное исковое заявление Серякова Александра Анатольевича - удовлетворить.

Решение начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной Анны Валерьевны об отказе в снятии Серякова Александра Анатольевича с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> признать незаконным.

Обязать МО МВД России «Боровичский» снять Серякова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрировать по адресу: <адрес>

В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд и административному истцу

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М.Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2017 года

2а-1759/2017 ~ М-1609/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серяков Александр Анатольевич
Ответчики
Начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России "Боровичский" А.В.Люкина
Отдел по вопросам миграции МОМВД России Боровичский
МОМВД России Боровичский
Другие
Никандров Адлександр Сергеевич
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Кудрявцева Екатерина Михайловна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация административного искового заявления
26.10.2017Передача материалов судье
27.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
23.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2018Дело оформлено
21.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее