дело № 2а-1759/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи 18 декабря 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Карповой Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серякова Александра Анатольевича к Отделу по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский», МО МВД России «Боровичский», начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной Анне Валерьевне о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства,
установил:
Серяков А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указав, что 21 марта 2012 года между ним и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> <адрес>-а <адрес>.
В целях реализации своего права на свободу передвижения и выбора места жительства он, находясь временно в ФКУ ИК<данные изъяты>, 15 марта 2016 года обратился в отделение в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области с нотариально заверенным заявлением о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, и приложил все необходимые документы, в том числе заверенную копию паспорта, в чем ему было отказано. Данный отказ Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области он обжаловал в суд в порядке административного судопроизводства. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19.04.2017 года решение Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области от 21.04.2016 г. №93 признано незаконным, на МО МВД России «Боровичский» (которому на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 года №156 были переданы функции и полномочия в сфере миграции) возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому месту жительства в установленном законом порядке.
Однако начальником отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» было принято решение (повторное от сентября 2017 года – без указания точной даты) об отказе в снятии в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства. Принимая решение, административный ответчик сослался на отсутствие его (Серякова) паспорта в личном деле, находящемся в исправительном учреждении, в котором административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы. Однако, данные выводы являются несостоятельными, поскольку вступившим в законную силу вышеуказанным судебным актом от 19.04.2017 года установлено, что при обращении в миграционную службу 15 марта 2016 года с нотариально заверенным заявлением о его снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес>, он действовал в соответствии с требованиями законодательства, к заявлению им были приложены все необходимые документы, в том числе нотариально заверенная копия паспорта. Оснований для запроса административным ответчиком в ФКУ ИК-<данные изъяты> паспорта на его (Серякова А.А.) имя вообще не имелось, а решение об отказе в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства, является незаконным и подлежит отмене.
Жалоба в порядке подчиненности административным истцом не подавалась. Просит суд признать незаконным решение начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» об отказе в снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> обязать начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» снять Серякова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрировать по новому месту жительства по адресу: <адрес>
В судебное заседание административный истец Серяков А.А., отбывающий наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК<данные изъяты>, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявленные требования поддерживает.
Представитель административного истца Никандров А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что причиной отказа Серякову А.А. в снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и регистрации по адресу согласно договора социального найма, как следует из ответа начальника отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Лазаревой С.В. от 21.04.2016 г. являлось то обстоятельство, что Серяков А.А. не обратился в службу лично, это сделало его доверенное лицо. Ссылок на то, что заявителем документы были представлены не в полном объеме письмо начальника не содержит. Из апелляционного определения Новгородского областного суда от 19 апреля 2017 года также следует, что Серяковым А.А. документы были представлены согласно перечня, и отказ в совершении регистрационных действий признан незаконным. Обращение Серякова А.А. было вновь рассмотрено отделом по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» и причиной отказа послужило отсутствие в личном деле Серякова А.А. паспорта. Считает действия начальника отдела по вопросам миграции Люкиной А.В. незаконными, нарушающими права заявителя, поскольку обращаясь с заявлением, Серяковым А.А. была представлена нотариально заверенная копия паспорта.
Административный ответчик-начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Серяков А.А., обращаясь о снятии с регистрационного учета и регистрации по другому адресу был обязан составить заявление установленной формы и предъявить паспорт. На запрос службы исправительное учреждение ответило, что паспорт Серякова А.А. в личном деле отсутствует, следовательно, может быть утерян. Руководство исправительных учреждений всегда принимает меры к паспортизации осужденных. По какой причине это не сделано в отношении Серякова А.А.-она не выясняла. Также ей неизвестно, почему это обстоятельство не являлось причиной отказа Серякову А.А. ранее.
Представитель второго административного ответчика- МО МВД России «Боровичский» Алексеева О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что отказ отдела по вопросам миграции выполнить регистрационные действия по заявлению Серякова А.А. основаны на законе.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, обжалуемый административным истцом отказ начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной А.В. совершить регистрационные действия, получен им в сентябре 2017 года, соответственно, исковое заявление 26 октября 2017 года подано Серяковым А.А. с соблюдением установленного срока.
Выслушав участников процесса, проверив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства регулируется Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (далее - Административный регламент) регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения. Пунктом 54 Административного регламента установлен перечень административных процедур, в частности, регистрация граждан по месту жительства; снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Как установлено судом, Серяков А.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы, 15 марта 2016 года посредством почтовой связи направил в Отделение в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области нотариально заверенное заявление о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> Одновременно с заявлением им были представлены подлинный договор социального найма жилого помещения № от 21 марта 2012 года, заключенный между ним и КУМИ Администрации Боровичского муниципального района, и нотариально заверенная копия паспорта.
Письмом начальника Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Лазаревой С.В. № 93 от 21 апреля 2016 года Серякову А.А. отказано в снятии с регистрационного учета и регистрации по иному адресу, поскольку регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении невозможна, а также не предусмотрен порядок регистрации по месту жительства по доверенности или без личного участия заявителя.
Данный отказ Отделения в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Серяков А.А. обжаловал в суд в порядке административного судопроизводства. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 19.04.2017 года решение от 21.04.2016 г. №93 признано незаконным, на МО МВД России «Боровичский» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Серякова А.А. о снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому месту жительства в установленном законом порядке.
Письмом начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной А.В., датированным сентябрем 2017 г., Серякову А.А. вновь отказано в снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства в связи с тем, что у него отсутствует паспорт, и в настоящее время принять решение по предоставлению государственной услуги невозможно, так как паспорт считается утерянным. Серякову А.А. предложено восстановить паспорт и повторно обратиться в Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона, для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы (заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6), паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию.
При этом заявление, а также иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила регистрации), и в пункте 26 Административного регламента.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
По смыслу части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
В соответствии со ст. 77 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариус свидетельствует верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом ( «Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них», утвержденные Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25.04.2016 г., протокол № 04/16).
Обращаясь с заявлением о предоставлении государственной услуги по снятию с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства, Серяков А.А. представил заверенную нотариусом копию паспорта, что не оспаривается административными ответчиками. При этом доводы руководителя отдела по вопросам миграции Люкиной А.В. о том, что паспорт заявителя утерян, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Таким образом, принимая во внимание, что Серяковым А.А. были представлены необходимые документы, наличие у него права быть зарегистрированным по месту жительства в предоставленном по договору социального найма жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные законом и Административным регламентом основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствовали, а Серяков А.А. при обращении с заявлением о снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства действовал в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Серякова Александра Анатольевича - удовлетворить.
Решение начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Боровичский» Люкиной Анны Валерьевны об отказе в снятии Серякова Александра Анатольевича с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес> признать незаконным.
Обязать МО МВД России «Боровичский» снять Серякова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрировать по адресу: <адрес>
В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд и административному истцу
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2017 года